Авторcтво: Смирнова Диана Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №126 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Народные игры ярко отражают образ жизни наших предков, их быт, труд, национальные устои и способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Прибаутки, присказки, пословицы, поговорки, различные заклички, попевки, диалоги — это богатство родного языка мы стараемся донесено до детей с помощью народных игр.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается окружающая среда, мир человеческих отношений, собственные физические возможности и одновременно создается неповторимая атмосфера всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
В старину за околицей собирались дети разного возраста, играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. В современном мире дети проводят на улице совсем немного времени. Развивающие центры, кружки, секции – свободного времени у дошкольников почти не осталось и только детский сад продолжает оставаться местом, где ребенок может поиграть. Задача воспитателя - через игру дать серьёзную и сложную, по детским меркам, информацию о национальной русской культуре. В доступной, интересной, яркой и увлекательной форме познакомить детей с Родиной, рассказать о труде и быте народа, его вере.
Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой и интерес к народному творчеству. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.
Я широко использую народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр я взаимодействую со специалистами детского сада: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар, инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений и подвижных игр.
Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.
В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Такая игра- синтезе диалога, музыкального припева, движения. В процессе инсценировки ребёнок усваивает всё богатство и многообразие родного языка, его выразительные средства и интонации, которые характеризуют героев, их поступки. Персонажами могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.
Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок.
Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен, способствующих постановке правильного дыхания.
Неоценимым национальным богатством и средством нравственного воспитания являются календарные народные игры. Встречи и проводы времен года, новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, Масленица, Рождества, посиделки на Покров пасхальные игры, чествование урожая помогают нам реализовать социальный заказ общества на обеспечение духовно-нравственного развития воспитанников, формирования творческих качеств личности, развитие эмоциональной сферы детей.
Подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Главной целью при реализации моей работы по самообразованию «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре» было внедрение народных игр в образовательный процесс для развития духовно-нравственных качеств детей, формирование гражданской позиции и приобщение к истокам национальной культуры.
Задачи, которые были поставлены: изучение методической литературы по данной теме; привлечение детей к народным играм в разных видах деятельности; знакомство педагогов с методикой работы по народным играм с детьми дошкольного возраста; привлечение родителей к совместной работе по реализации мероприятий, направленных на приобщение детей к национальной культуре через использование народных игр; пополнение развивающей предметно пространственной среды группы демонстрационным дидактическим материалом по русским народным играм.
Для формирования духовно-нравственных начал у детей дошкольного возраста посредством народных игр был составлен перспективный план работы с детьми по использованию народных подвижных игр в соответствии с годовым народным календарем, сделана картотека игр по годовому циклу, изучена методическая литература по теме, представлен опыт коллегам проведены мероприятия с работу с родителями и детьми.
Проведенная работа показала, что при создании условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, привлечения родителей к творческому взаимодействию с детьми, формирования представлений детей о народной культуре, праздниках и традициях русского народа можно в игре рассказать о нашем историческом прошлом, об устое и жизни наших предков, о величии нашей Родины.
Поделиться: