Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Проектная деятельность в образовательном учреждении как инструмент повышения эффективности образовательного процесса школы
«… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, - таков мой идеал воспитания» В. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баграмовская средняя школа» (МБОУ «Баграмовская СШ») Рыбновского района Рязанской области - это дружный профессиональный коллектив учителей, воспитателей, обучающихся и родителей. В нашем образовательном учреждении есть базовая средняя школа в д. Баграмово и два филиала: в с. Пальные – филиал МБОУ «Баграмовская СШ» «Пальновский д/сад» и в с. Большое Жоково – филиал МБОУ «Баграмовская СШ» «Больше-Жоковская ОШ». Это учреждение с вековыми традициями и современным взглядом на жизнь. Здесь работают люди, воспитавшие не одно поколение детей и молодые специалисты, многие из них – наши выпускники. Совместная деятельность учителей и воспитателей, учащихся двух школ и воспитанников детского сада позволяет сделать нашу работу особенно интересной, разноплановой, реализовать принципы сотрудничества и взаимодействия детей разных возрастов, от малышей 2-3 лет до молодых людей, заканчивающих среднюю школу, обеспечить преемственность поколений. Директор школы является центром организации целостного учебновоспитательного процесса, который должен быть результативным. Эффективное выполнение задач, поставленных перед коллективом, возможно в том случае, если все члены коллектива вовлечены в активную совместную работу, заняты коллективным творческим делом. При организации такой работы я опираюсь на соблюдение социально- психологических правил, которые помогают создавать благоприятный климат для включения детей и взрослых в многообразные воспитательные отношения, связи, зависимости, обеспечивающие нормальное функционирование коллектива. Педагогический коллектив МБОУ «Баграмовская СШ» прекрасно понимает, что в настоящее время во всех отраслях современного общества востребованы люди творческие, активные, инициативные, умеющие генерировать идей, учиться новому. Формировать данные качества помогает работа и учеба в нестандартных ситуациях, необходимость решать сложные и часто непредвиденные задачи. Актуальным становится использование методов и приемов, помогающих развивать у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, умения добывать и использовать информацию, предлагать различные варианты решения поставленных задач, выстраивать логические умозаключения, умения планировать и анализировать свою деятельность. Таким образом, главной задачей нашего педагогического коллектива становится необходимость помочь ученикам осваивать такие способы действия, которые будут востребованы в их будущей жизни, помочь сделать этот выбор осознанно, объективно оценив свои накопленные знания, умения, возможности, способности, опираясь на интересы и склонности. Лучшим инструментом для воспитания социально активной личности является проектная и исследовательская деятельность, которую надо поставить во главу угла всего учебно-воспитательного процесса школы. В МБОУ «Баграмовская СШ» проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Разработано и реализуется множество проектов, которые реализуются не только в рамках класса или даже школы, а выходят на муниципалитет, региональный и даже межрегиональный уровень. К таким проектам привлечены не только педагоги и учащиеся, а целые творческие группы учителей различных предметных областей, команды учащихся одного возраста и разновозрастные, родители, окружающий социум. Одним из таких общих коллективных творческих дел в МБОУ «Баграмовская СШ» стала организация и реализация межрегионального проекта Игровая программа «Сетевой онлайн – проект». Игровая программа «Сетевой онлайн – проект» является инновационной формой деятельности учащихся – это совместная учебнопознавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Актуальность сетевого проекта заключается в том, что в процессе работы над проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Такой взаимный обмен творческими идеями позволяет включить детей в активные познавательные действия, развивать не только творческие способности, но и коммуникативные, осваивать информационные технологии. Сетевой онлайнпроект стал инструментом воспитания и социализации учащихся в рамках ФГОС. Эта многолетняя работа строилась в несколько этапов, мы учились на своих ошибках, развивали успешные начинания, разрабатывали новые идеи. Игровые программы «Сетевой онлайн – проект» носят разноплановый характер, каждая из них посвящена какой либо тематике, разрабатывает ее творческая группа педагогов, для которой данная направленность актуальна. К работе в проекте привлекаются команды учащихся 7-8 человек как одного возраста, так и разных, в работе над выполнением заданий принимают участие родители, привлекаются учреждения культуры. Решение организационных вопросов, направленных на достижение целей игровой программы «Сетевой онлайн-проект», в том числе документальное, методическое, техническое, информационное и иное обеспечение его мероприятий осуществлялось творческим коллективом педагогов – Оргкомитетом, в составе которого работали учителя разных предметов и члены администрации школы. Первая игровая программа «Сетевой онлайн-проект»: «Осень – 2019» (направление - волонтёрство) была организована осенью 2019 года. При организации работы проекта мы остановили свой выбор на самой популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте». Форма организации носила соревновательный характер. Участвовали 6 команд из двух школ: МБОУ «Баграмовская СШ» и МОУ Карасевская средняя общеобразовательная школа Коломенского г.о. Содержание игровой программы «Сетевой онлайн-проект «Осень – 2019» состояла из четырех блоков, каждый из которых содержал ряд заданий. Пакеты заданий размещались в открытом доступе в официальной группе социальной сети На реализацию проекта отводилось 2 месяца – ноябрь, декабрь 2019 года. 1 блок – это регистрация, представление команд в группе «ВКонтакте», размещение фотоколлажа «Визитная карточка» 2 блок – мероприятие «Моя мамочка самая любимая». Отчет команд. 3 блок – мероприятие «День добрых дел». 4 блок – мероприятие «Сюрприз для Деда Мороза». Финал. Подведение итогов. Назову организацию этой программы «Пробы пера». Педагоги искали новые формы общения, разрабатывали интересные задания, способы вовлечения ребят в проект. Незатейливые и простые, на первый взгляд, темы первой игры показали, что воспитание начинается с малого, с того что близко и доступно каждому человеку, позволили отработать коллективу организаторов новые формы взаимодействия взрослых и детей в современной творческой обстановке. Любить свой край, свою страну, планету – значит сохранять природу, внести свой вклад в решение экологических проблем Земли. Жить экологично может каждый из нас, даже ребенок. Поэтому именно с экологией была связана тема следующего проекта. Вторая игровая программа «Сетевой онлайн-проект»: «Я – эколог» (направление – охрана окружающей среды, ЗОЖ) была организована в январе-феврале 2020 года. В проекте приняли участие 7 команд из 5 школ. Он также включал 4 этапа и длился 7 недель: 1) «Визитная карточка» (безоценочный для команд, не участвовавших в предыдущем проекте) – регистрация и представление команды; 2) «Заповедная Россия» – проведение мероприятий: экологических уроков «Сокровища Черного моря», «Будущее Байкала», «Сохранение редких видов животных и растений». Форма отчета – создание Красной книги родного региона, видеороликов о редких видах растений и животных, организация фото или художественной выставки; 3) «Жить экологично» – проведение мероприятия «Жить экологично. Разумное потребление», экологических уроков «Разделяй с нами», «Как жить экологично в мегаполисе», «Наш дом. Ничего лишнего», «Чистый город начинается с тебя», акций по сбору крышечек, макулатуры, экономии электроэнергии и т.д.; 4) «Быть здоровым, жить активно — это стильно позитивно» – организация флеш-мобов, социальной рекламы ЗОЖ, спортивных акций, создание памяток по здоровому питанию, правильному поведению и др. Третья игровая программа «Сетевой онлайн-проект»: «Победная весна», (направление – исследовательское) посвященная 75 -летию Победы в Великой Отечественной войне, была организована в марте-апреле 2020года. В проекте приняли участие 11 команд из 8 школ. Он включал 3 этапа и длился 9 недель: 1) «Без срока давности»; 2) «Война вошла в мою семью»; 3) «Победный май». Участники проводили поисковую работу на архивных сайтах; изучали историю родного края, историю малой родины в годы Великой Отечественной войны, искали информацию о земляках-героях, земляках-тружениках тыла; оформляли боевые листки, создавали видеоролики, живые журналы, музейные экспозиции; проводили встречи с ветеранами, мероприятия для малышей; участвовали в акциях: «Бессмертный полк», «Письмо деду в 45», «Солдатская каша», «Сад Победы!», проводили волонтерскую работу по благоустройству мест памяти. В этом проекте ребята занимались поисковой, исследовательской деятельностью, художественным и литературным творчеством, пели песни и создавали танцевальные композиции. Работа над проектом была настолько масштабной, что объединила не только учащихся и педагогов разных школ, но и родителей. Например, родители команды «Юный патриот» помогли детям создать в социальной сети «ВКонтакте» группу «75 лет Победы» (https://vk.com/club194740305). Вместе с ними искали исторические факты о ВОВ, рассказывали о ветеранах, размещали информацию о всероссийских акциях, посвященных 75 годовщине Победы, пели песни и читали стихи военных лет. За две недели на группу подписалось более 100 человек! Росла и сложность, многослойность проекта с точки зрения методической работы, педагогического мастерства. Эта совместная работа так увлекла педагогический и ученический коллектив, что продолжилась и в новом 2020-2021учебном году. В октябре запущена четвертая игровая программа «Сетевой онлайн-проект»: «Город мастеров» (направление – творчество), а это значит, что будет интересно, познавательно и увлекательно не только новичкам, но и неоднократным участникам игровых программ. Цель этого проекта обратить внимание участников на культуру, традиции родного народа, края, страны; реализовать свои творческие способности, заложить фундамент для формирования мировоззрения подрастающего поколения. В рамках блоков «Ремесла края», «Бабушкин сундучок», «Мой мастеркласс» ребята на практике изучали ремесла родного края, делились рассказами о семейных реликвиях, показывали собственные таланты и умения в создании рукотворных изделий. Пятая игровая программа «Сетевой онлайн-проект»: «Россия. Будущее. Мы» (направление – работа юнармейских отрядов), посвященная 80-летию начала Великой Отечественной войны и битвы за Москву стала межрегиональной и проводилась в рамках Федерального проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия» и лично Шевырева А. П., заместителя Председателя Рязанской областной Думы, заместителя секретаря регионального отделения «Единой России» по проектной деятельности и Кашаева А. А., ректора Рязанского института развития образования, координатора партийного проекта «Историческая память». Цель: создание условий для формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, патриотизма и гражданственности, высокой ответственности и дисциплинированности, верности традициям отечественной культуры, через изучение истории страны, своей малой Родины. Особенностью этого проекта стало то, что участниками игровой программы «Сетевой онлайн – проект. «Россия. Будущее. Мы» стали 15 юнармейских отрядов, действующих на базе общеобразовательных учреждений Рыбновского, Касимовского, Путятинского, Сараевского, Михайловского, Пронского, Сасовского, Ухоловского районов Рязанской области и Коломенского г.о. Игровая программа реализовывалась с 10 апреля 2021 года по 23 мая 2021 года и состояла традиционно из четырех блоков, каждый из которых содержал свое задание: 1 блок – «Визитная карточка юнармейского отряда»; 2 блок – «Война пришла на нашу землю» включал в себя два этапа. 1) Мероприятия, направленные на изучение истории родного края в начале войны. Исследовательская, поисковая работа отряда велась по темам «Моя родина в начале войны», «Организация обороны», «Наши земляки – участники оборонительного и наступательного этапов битвы за Москву», «Наши земляки - труженики тыла». Юнармейцы изучали исторические источники с привлечением архивов музеев, воспоминаний участников войны, оформляли исследовательские работы. 2) Презентационный этап – рассказы отрядов о том, как они презентовали результаты исследования своим одноклассникам, младшим школьникам; 3 блок – «Вахта Памяти»: 1) 1 этап – исследовательский (изучение истории деятельности Поста №1 в своем регионе, воспоминаний участников, описание памятных мест, обелисков, монументов своей малой Родины, сбор и оформление исторического материала. 2) 2 этап – мастер-класс по выполнению элементов Почетного караула у Вечного огня, Братских могил, обелисков (выставление смены, замена смен, возложение венка к памятнику, Вечному огню). 4 блок – «Я помню! Я горжусь!» – это рассказ-отчет об участии отряда в акциях, конкурсах, смотрах, челленджах, посвященных Великой Победе (флеш-мобы, социальная реклама, клипы на патриотические песни, участие в акциях «Бессмертный полк», «Солдатский платок», «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне», «Свеча памяти», «Вахта памяти» и др.) в форме презентаций, видеосюжетов, проектов. Кроме заданий основных блоков, два раза в неделю команды получали дополнительные задания в виде • кроссвордов, • загадок, • ребусов, • фотозагадок, • QR-кодов • занимательных вопросов, время ответа на которые было ограничено. Открытость и объективность оценивания результатов осуществлялась по средствам Интернет-технологий, к работе жюри привлекались выпускники школы, работники организаций дополнительного образования, учреждений культуры, ОГБУ ДПО Рязанский институт Развития Образования. Все материалы проекта размещались в открытом доступе в официальной группе «ВКонтакте» (https://vk.com/public188540874): пакеты заданий, творческие отчеты команд, оценки, рейтинг участников. Это создавало атмосферу открытости, доступности, информированности. Важно, что при выполнении заданий участники игровой программы имели право обращаться за поддержкой и привлекать на помощь ученическое, родительское и педагогическое сообщество. Это позволило заразить общим делом разные поколения – детей и взрослых. Этот проект стал особенным, ведь это было не просто коллективное творческое дело, а настоящий праздник, парад юнармейских отрядов, объединенных общим интересным и полезным делом. Исследовательские работы, видеосюжеты, ролики, фотоколлажи рассказывают об огромной работе, проделанной юнармейскими отрядами и их наставниками. Наша педагогическая команда видит результативность такой работы. Что даёт сетевой проект? • помогает в развитии коммуникативных умений, творчества и любознательности; • учит основным приёмам в работе с информацией и медиа средствами; • знакомит с программами создания коллажей, презентаций, видео • учит ставить проблемы, искать и находить свои способы решения; • учит принимать и сохранять цели и следовать им; • учит планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; • учит взаимодействовать с другими людьми, организовать конструктивное взаимодействие и сотрудничество; • учит основам безопасной работы в сети Интернет. За время реализации игровых программах поучаствовало более 200 учащихся из 21 школ Рыбновского района, Рязанской области и Коломенского г.о. Они многому научились, многое узнали, а значит, смогут применить все полученные знания в своей жизни. В прошлом году МБОУ «Баграмовская СШ» приступила к реализации масштабного инновационного проекта «Погружение. Я в истории». Это серьезный социальный проект, направленный на изучение истории, обычаев, традиций, культуры родного края, используя нетрадиционные интерактивные (инновационные) формы работы с детьми для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирования познавательных действий, развития воображения и творческой активности. Перед педагогами остро стоит вопрос: «Kaк увлечь школьников историей родного кpaя, воспитать уважение к культурному наследию прошлого, вырастить патриота своей страны?» Проблема изучения детьми истории и культуры родного края стоит очень остро. Сейчас развиваются компьютерные технологии и родная история, народные обычаи, игры, культура начинают терять эмоциональность и значимость. Детям неинтересно изучать это по учебникам, они смотрят иностранные мультфильмы, заняты гаджетами. Возрождение культуры нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине и ее культурному наследию у подрастающего поколения. Развитие у детей интереса к истории должно проходить через глубокое погружение в нее посредством интерактивности, реконструкции исторических ситуаций, познавательные, художественно-эстетические, социально-коммуникативные взаимодействия, индивидуальную деятельность. Ответом становится создание инновационной интерактивной площадки на базе МБОУ «Баграмовская СШ» с привлечением школьных ресурсов: краеведческого музея им. Д.М.Гармаш, театральной студии, кружка «Сувенир», школьного телевидения, школьного информационного библиотечного центра (ШИБЦ), центра «Точка роста» при участии Баграмовской сельской библиотеки, Баграмовского Центра народной культуры, МБУК ИТМК «Музей обороны и тыла». Данная площадка нацелена на создание условий для погружения обучающихся в исторические события России, в творческую деятельность по возрождению народных ремесел, для проведения реконструкций бытовых, праздничных, игровых и обрядовых ситуаций с последующей трансляцией для социума. Уникальность и новизна проекта заключается в создании непрерывной системы исторического, биологического, географического, технологического образования и патриотического воспитания учащихся средствами краеведения, цифровизации, волонтерской практики на основе культурных ценностей родного края, вовлечении детей в практическую деятельность по реконструкции исторических событий для изучения истории, культуры и природы Рыбновского района и Рязанской области в целом, что направлено на содействие укреплению и развитию общенационального сознания, формирования уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов. В проекте задействовано 10 педагогов и членов администрации, остальной коллектив подключается по мере проведения различных частей реконструкций. Привлекаются ресурсы школьного краеведческого музея им. Д.Гармаш, котрый имеет 4 зала и множество экспозиций, содержит материал для проведения исторических реконструкций. Разработаны интерактивные программы: «Праздник Троица», «Крестьянский быт», «Рязанские мадонны», интерактивная игра–квест «Дорогами Д.Гармаш», учащиеся школы активно участвуют в реконструкциях МБУК ИТМК «Музея обороны и тыла»: «Праздник первой борозды», «Зажинки», региональном мероприятии «Битва на Воже». В филиале школы «Пальновский д/сад» реализуется проект «Ратные поля России», направленный на сохранение ратных традиций России. В Центре «Точка роста» работает школьное телевидение, по направлению «Музей историю хранит». В рамках проекта разработываются сценарии интерактивов/реконструкций/игр - квестов по всем значимым историческим событиям родного края, обучающиеся начали погружаться в событие в качестве непосредственных участников, что приводит к повышению уровня знаний детей о своем районе, области, о достопримечательностях, предприятиях и знаменитых земляках; возрождается интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой Родины. Возможность сотрудничества и обмена опытом с Баграмовскими учреждениями культуры позволяет улучшить качество проводимых мероприятий. Разработки ориентированы на возможность выхода на жителей Баграмовского сельского поселения, выезда в филиалы МБОУ «Баграмовская СШ» и школы близлежащих населенных пунктов. Фото и видеосъемка мероприятий позволяет создать банк виртуальных экскурсий, проведение интерактивных онлайн – занятий. Это позволяет осуществлять трансляцию работы интерактивной площадки для социума. Активное привлечение родителей учащихся для создания костюмов, декораций и проведения интерактивов приведет к более глубокому погружению родительского сообщества в дела школы. Творческие технологические площадки позволят учащимся самостоятельно воссоздать костюмы, игрушки, украшения, механизмы прошлых лет, как руками, так и с использованием современных технологий (компьютерных программ для создания выкроек, рисунков, орнаментов, 3Дмоделей). Появление сенсорных интерактивных панелей позволит проводить реконструкцию исторических событий, сражений на картах. В МБОУ «Баграмовская СШ» кроме масштабных, длительных проектов осуществляются и множество различных межпредметных, краткосрочных интересных проектов, как созданных и реализуемых педагогами, так и активистами РДШ/РДДМ. Это квест – игры по темам: «Родной край», «Что такое космос?», «День без гаджетов», «Здоровым быть здорово». Ученики разных возрастов с интересом собирают материал для своих станций квеста, стараются преподнести сверстникам в занимательной форме. Разработанные педагогами мероприятия по финансовой грамотности, на которых оказываются в трудных жизненных обстоятельствах и должны решить возникающие финансовые проблемы, интернет – серфинги по различным направлениям учебной деятельности помогают учащимся научиться работать с различного вида информацией, уметь ее находить и анализировать. Вся эта огромная каждодневная работа, конечно, приводит к положительным результатам. Общим результатом нашей работы стали достижения наших учеников и педагогов. Перечислю самые интересные проекты, в которых мы приняли участие за последний год: Движение «Сделаем вместе»: наша ученица стала победителем всероссийской акции «Здоровое питание школьников» федерального конкурса «Время быть лидером», заключительный этап которого проходил в Артеке; Всероссийская большая олимпиада: команда нашей школы стала победителем регионального этапа Всероссийской креативной олимпиады «АРТ успех», вышла в финал конкурса и представляла Рязанскую область в Артеке; Наша ученица стала полуфиналистом всероссийского конкурса «Большая перемена»; На всероссийском конкурсе Обрсоюза «Сетевые образовательные траектории» (СОТ) краеведческий проект нашей школы «Погружение: я в истории» представлял Рязанскую область; В мае-июне этого года наши десятиклассники стали участниками национального военно-патриотического проекта «Авто-веломарш «Спасибо за Победу!». Они проехали в составе команды от Рязанской области с патриотической миссией от Таганрога до Мурманска; Наш воспитатель филиала МБОУ «Баграмовская СШ» «Пальновский д/сад» Панкратова Т.Н. стала победителем федерального научнообщественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования» в номинации «Медийный образ Родины»; команда молодых специалистов стала призером регионального этапа метапредметной олимпиады для педагогов «Команда большой страны» в 2021 и 2022 годах, учитель химии и биологии Мартынова И.Р. вошла в топ-10 учителей всероссийского портала ЭКОКЛАСС. В конце хочется еще раз отметить, что только активно используя проектно-исследовательскую деятельность мы сможем сформировать социально активную личность, готовую к саморазвитию, самоопределению, самореализации. В тоже время вся наша работа направлена и на рост личности педагога. И как отмечают Кашаев А.А. и Петренко А.А, проектная работа, организуемая в деятельностном режиме, создает предпосылки к инновационному проектированию инновационных преобразований образовательного процесса школы с учетом особенностей реальной ситуации и образовательно-воспитательного потенциала и при этом развивается способность педагогов к самоуправлению и взаимодействию с другими субъектами окружающего пространства4 . Список источников 1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н.. – М.: Просвещение, 2013. 2. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М: Федерация Интернет-образования, 2001. 3. Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. 4. Кашаев А.А., Петренко А.А. Методическая работа как фактор управления качеством образования: учебное пособие – Москва: РУСАЙНС, 2021, 150 с. 5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2019, 320с. Поделиться: |