Поиск по сайту

ЗИМНИЙ САД КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Авторcтво: Фомина Жанна Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 97 Выборгского района Санкт-Петербурга


     В городских помещениях воздушная среда очень далека от идеальной. В воздухе содержатся небезопасные химические соединения, которые выделяют строительные и отделочные материалы. Кроме этого, в комнатах присутствуют различные микроорганизмы, которые, попадая на слизистую верхних дыхательных путей̆, могут вызывать острые респираторные заболевания и аллергические реакции. Создать здоровую воздушную среду в помещении помогут многие комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами.

     Известно, что вдыхание фитонцидов некоторых растений благотворно действует на психику, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы. У людей, находящихся в атмосфере летучих выделений растений, увеличиваются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышаются работоспособность, выносливость при физических нагрузках [1, 3].

     Школьники проводят в помещениях школы большую часть года. А дом должен быть красивым, уютным и в создании неказённой атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако красивыми выглядят только растения здоровые, эстетически правильно подобранные и размещённые в интерьере. Они должны выступать как декоративный элемент интерьера и органически вписываться в него. Больные, чахлые, запылённые растения с пожелтевшими листьями портят вид любого помещения, вызывают грустные мысли и, конечно, никак не способствуют эстетическому воспитанию.

     Педагоги нашей школы задумались о том, как с помощью комнатных растений, наряду с общепринятыми средствами оздоровления детей снизить детскую заболеваемость и улучшить гигиенические условия в школе. Ведь есть растения-фильтры, поглощающие вредные газы из воздуха, например, хлорофитум, циссус, фикус. С токсинами справляются плющ, многие виды фикусов. Также есть растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека. К ним относятся: лимон, монстера. Ряд растений выделяют отрицательные ионы, особенно полезные людям с плохой сердечно-сосудистой системой, страдающим головными болями. При этом необходимо помнить, что среди комнатных растений есть и ядовитые, например, олеандр, молочай, диффенбахия. Так с помощью правильного подбора комнатных растений можно приблизить качество воздуха к природному.

      Изучив материалы книги «Фитонцидные растения в интерьере», мы создали фитомодули – специально подобранные композиции из комнатных растений, обладающих лечебными, очищающими воздух свойствами. При этом учитывали и требования фитодизайна, т. е. все растения составляют единую композицию зимнего сада. В композицию входят виды растений, которые могут сосуществовать вместе. В то же время они отличаются формой и характером поверхности листьев, высотой и толщиной стеблей, окраской цветов. У них сходные требования к условиям произрастания: к теплу, свету, влаге [3].

      Комнатные растения подбирали таким образом, чтобы они не нейтрализовали, а усиливали энергетику друг друга. Растения, способные подавлять жизнедеятельность опасных микроорганизмов: сансевьера, бегония, колеус, плющ обыкновенный. Биологически активные вещества сока листьев этих растений способны убивать простейшие клеточные микроорганизмы. Они обладают антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью в отношении воздушной микрофлоры. Известна и высокая фитонцидная активность летучих выделений живых растений в отношении стафилококка, стрептококка и синегнойной палочки. Растения-фильтры, которые поглощают вредные газы из воздуха: фикус, хлорофитум, циссус. Эти растения называют фильтром для вредных веществ или «зелёной печенью». Они прекрасно защищают воздух от химических загрязнителей, особенно соединений серы, углерода, азота, формальдегидов, которые образуются при сжигании бытового газа, фенольных соединений. Также хлорофитум увлажняет воздух и поглощает радиоактивные вещества. Растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека: лимон, алоэ вера. Эти растения являются природными антибиотиками. Они обладают сильнейшим противовоспалительным действием. Запах их листьев даёт ощущение бодрости, улучшает умственную работу, повышает амплитуду биотоков мозга, способствует улучшению общего состояния. Растения, выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим и противовоспалительным эффектом: каланхоэ, пеларгония. В помещении, где они есть, не только снижается общее количество микроорганизмов в воздухе, но и повышается иммунитет человека к ОРЗ, а у людей с заболеваниями верхних дыхательных путей снимается бронхоспазм, восстанавливается нормальное дыхание. Также они обладают успокаивающим действием, их рекомендуют при заболеваниях нервной системы и для нормализации сна.

      В нашем зимнем саду проводятся индивидуальные и групповые занятия, там мы играем с детьми в различные игры. Здесь обучающиеся получают не только знания о растениях, но и приобщаются к труду: по мере необходимости поливают, подкармливают, опрыскивают, протирают листья растений. В зимнем саду наши ребята отдыхают под классическую музыку, слушают произведения художественной литературы, звуки природы и её обитателей, учатся видеть красоту, получают положительные эмоции, занимаются релаксацией.

       Данный подход позволил нам создать в развивающей среде школы зону психологического комфорта и оздоровления детей. Во время путешествий по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, лепят из глины и пластилина, проводят эксперименты, делятся впечатлениями. У детей развивается память, речь, мышление, воображение, повышается работоспособность.

      Еще одним важным условием успешной экологизации и оздоравливания наших воспитанников является партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) школьников. С ними мы проводим беседы, игры, круглые столы, консультации, родительские собрания, совместные тренинги. Выпускаем для родителей̆ буклеты, газеты и т. д.

 

Литература

1.                Евстигнеева Е.А. Роль комнатных растений в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / Сайт «Старт в науке. II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся». URL: https://school-science.ru/2/16/30328 (дата обращения: 20.04.2023).

2.                Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

3.                Цыбуля, Н.В Фитонцидные растения в интерьере: оздоравливание воздуха с помощью растений / Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершалова / отв. ред. А.Г. Валуцкая. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2001. – 111 с.

 


Поделиться: