Поиск по сайту

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ»: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО В НАСТОЯЩЕМ - РАСТИМ ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ


Авторcтво: Стасюк Алёна Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Именно с детского возраста нужно знакомить детей с экологическими проблемами, рассказывать, почему они возникают и как их не допустить, воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки, учить бережному отношению к питомцам (животным и растениям), приучать к сознательному и безопасному поведению на природе.

     В школе ввели «Разговоры о важном». В детском саду, начиная со старшего возраста, также можно говорить о важном, подбирая темы, адаптированные для дошкольников. И экология – как раз одна из самых, на мой взгляд, важных и актуальных сегодня. Можно приглашать на помощь специалистов различных фондов и организаций, они с удовольствием проведут интересные лекции для детей, а можно проводить и самостоятельно. Также немало издано интересных разработок по экологическому воспитанию дошкольников, много пособий, в том числе интерактивных, которые можно успешно использовать в экологическом воспитании детей.

     Вводить малыша в мир природы надо так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое, чтобы он рос исследователем [3].

     Автором разработана дополнительная экологическая программа «Человек – часть природы» для старших дошкольников, рассчитанная на 2 года, которая вместе с героем-Мышонком позволяет ребенку познакомиться ближе с природой, узнать о том, что в мире существуют экологические проблемы, но с ними можно и нужно бороться всем вместе [1, 2, 4, 5]. И каждый может что-то сделать для снижения загрязнения окружающей среды и спасения природы. Подготовлен раздаточный материал, разработаны пазлы, раскраски: вместе с детьми будут создаваться книги о природе, вестись дневник наблюдений. Все задания интересные, в них в доступной для дошкольника форме рассказывается и показывается, что человек может сделать для природы.

     Считаю, что через ребенка мы можем привлечь к экологическому образу жизни и его родителей. Если ребенок будет вовлечен в процесс – заинтересуется и родитель. И здесь большую роль играет взаимодействие с родителями, их привлечение в процесс занятий. Для них тоже приготовлены мастер-классы.

     На основе опыта работы с детьми можно точно сказать, что запоминается и остается в памяти только тот материал, который интересно преподнесен. Поэтому, если проводить занятия нетрадиционным способом, а включая много самостоятельной практики, интересных интерактивных технологий, выходов на улицу, то есть большая вероятность того, что дети донесут заинтересовавшую их информацию до родителей. А может быть они долго будут помнить наши занятия и расскажут о них своим детям. Важно, что проблемные моменты проговариваются не только от имени воспитателя, а на занятии всегда присутствует игрушка – Мышонок, который и находит разные проблемы и приходит к детям за их решением.

     Одной из особенностей программы является нацеленность на раннюю профориентацию детей. В процессе совместной работы мы знакомим детей с представителями разных профессий. По возможности приглашаем их на занятие или смотрим видео-презентацию.

     В течении года предусмотрены выставки, конкурсы, в которых будут участвовать дети и родители, как внутри группы, детского сада, так и в районе и городе. Также в конце года предполагается презентация собственных проектов, которые дети будут выполнять сами или с помощью родителей. Это очень важная часть программы, так как всегда хочется итог деятельности увидеть и потрогать. А хорошая организация выставки будет отличной формой стимулирования детской творческой деятельности.

     Решение проблемы экологии в будущем должно быть заложено сейчас, в настоящем. В данной статье не предлагается готовых решений на каждый день или на каждое занятие, дается только старт – примерное тематическое планирование. Внутри группы наполнение занятий можно менять и развивать, исходя из возраста и возможностей детей, а также их индивидуальных особенностей. Темп освоения программы также можно регулировать. Именно такая мобильность и гибкость программы делает ее более интересной и лучше воспринимается детьми.

     Необходимо, чтобы дети с раннего возраста знали о важности природы в жизни человека, понимали, что человек – это часть природы, что в природе нужно и важно все. И если каждый будет заботится о природе – она позаботится о нас. У нас будут расти леса, в чистых реках и озерах будет много рыбы, люди будут выращивать экологически чистые овощи и фрукты, мы все будем дышать чистым и свежим воздухом, улучшится здоровье и настроение. Ребенок, который любит природу, не будет ей вредить, рвать листья и цветы, разорять муравейники и обижать животных, мусорить. Восприятие природы помогает развить бережное отношение ко всему живому.

Поэтому девиз программы «Человек - часть природы»: помогая природе – помогаем себе!

Цель программы: воспитывать любовь и бережное отношение к планете, на которой мы живем.

Задачи программы.

Воспитательные:

-                   прививать чувство доброго отношения к окружающему нас миру;

-                   воспитывать потребность общения с природой;

-                   формировать экологическое восприятие.

Развивающие:

-                   развивать творческие способности детей;

-                   развивать коммуникативные способности ребенка;

-                   развивать умение оценивать красоту природы.

Обучающие:

-                   дать системные знания об окружающем мире;

-                   научить применять на практике полученные знания;

-                   показать положительное и отрицательное влияние человека на окружающий мир.

Нравственные:

-                   воспитывать любовь к Родине;

-                   воспитывать бережное отношение к родной природе.

Примерное тематическое планирование

Сентябрь. Знакомство, выявление интересов детей и взаимодействие с родителями; делаем календарь природы своими руками. О природе в сказках: как ты к природе относишься – так и она к тебе. Поможешь ей – и она поможет тебе.

Октябрь. Проблема: мусор на нашей планете, каким он бывает, на что влияет, как с ним бороться. Мастер-класс для родителей «Вторая жизнь пластика». Выставка: «Поделки из бросового материала».

Ноябрь. Проблема: экология леса, заповедники. Рассматриваем энциклопедии. Викторина «Что из чего сделано». Экология в сказках. Мастер-класс для родителей «Делаем эко-кормушку для птиц».

Декабрь. Охрана животных. Делаем свою Красную книгу. Выставка работ на тему «Я из Красной Книги».

Январь. Мой дом: комнатные растения – помощники, учимся сортировать мусор. Мастер-класс для родителей «Шьем свою эко-игрушку» (кукла, мишка), выставка игрушек.

Февраль. Проблема загрязнения воздуха. Для чего нужны деревья. Сажаем семечко кедра, косточку яблока. Выставка фотографий «Деревья – памятники живой природы». Мастер-класс: «Шьем сумку – шоппер», расписывают фломастерами для ткани дети сами.

Март. Проблема загрязнения воды. Опыты с водой, снегом, землей. Выставка рисунков «Весь мир в капле воды» (лист в форме капли, тема – берегите воду).

Апрель. Проблема загрязнения почвы.   Опыт: выращиваем растение с удобрением химическим и органическим. Делаем сами эко-удобрение для растений. Сажаем микрозелень и лук. Семейный субботник.

Май. ОБЖ, поведение в лесу и на воде, презентация детских проектов. Посадка саженца дерева.

 Профориентация.

Знакомимся с профессиями: эколог, дизайнер, модельер, геолог, зоолог, океанолог, лесничий, егерь, садовник, цветовод, агроном.

Необходимые ресурсы:

Энциклопедии.

Детские книги по экологии.

Картотека стихов про природу и животных.

Книги сказок («Гуси-лебеди», «Аленушка и братец Иванушка», «Двенадцать месяцев»).

Материалы для посадок и опытов (пробирки, земля, семена, защитная одежда, инструменты для работы на грядке).

Альбом для зарисовок для каждого ребенка.

Музыкальное сопровождение.

Подборка обучающих мультфильмов по экологии.

Календарь важных дат (22 марта – День воды, 1 апреля – День птиц, 15 апреля – День экологических знаний, 22 апреля – День Земли и т.д.).

 

Литература

1.                Марьинский, В.В. Экология. Детская энциклопедия / В.В. Марьинский. – М.: РОСМЭН, 2022.

2.                Тейлор, Б. Планета Земля. Детская энциклопедия. / Б.Тейлор. – М.: РОСМЭН, 2022.

3.                Формирование экологической культуры дошкольников /Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2020.

4.                Школа семи гномов. Экология для малышей. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет / Д. Денисова. – М.: Мозаика-синтез, 2021.

5.                Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. Методическое пособие / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – М.: Русское слово, 2019.


Поделиться: