Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЁМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе: - позитивное отношение к природе, окружающему миру; ребенок начинает выделять себя из окружающей среды; - развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; - формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Современному школьнику нужно удерживать и хранить большое количество информации. Что же получается: ребята, у которых плохая память, обречены на неуспех в учёбе? Задача педагогов — разработать комплекс мер, которые помогут таким школьникам справиться с трудностями. В своей работе с детьми мы активно используем приемы мнемотехники в формировании основ экологической культуры, экологического мышления. История мнемотехники ведет «отсчет» едва ли не с первобытных времен. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти. Термин был введён Пифагором ещё в VI веке до нашей эры. Мнемотехника – это способ развить память, упростить процессы запоминания, ускорить их с помощью визуальных ассоциаций. В основе мнемотехники лежит визуализация информации посредством образов. Чем ярче образ, тем лучше он запоминается. Мнемотехника, или мнемоника, помогает быстро запоминать большие объёмы информации, преобразовав их в картинки. Из-за разницы мышления и многообразия личного опыта визуальные образы у всех свои, индивидуальные [1,2]. Применение мнемотехники в младшем школьном возрасте особенно актуально. - Она облегчает детям овладение связной речью. - Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой опыт. - Ребенок с опорой на образную память устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, тем самым развивает логическое мышление. - Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. - Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. - Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать; последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. На уроках экологического творчества и окружающего мира данная работа оказалась эффективна так как с помощью мнемотехники мы решаем следующие задачи: · дети учатся составлять рассказы, пересказывать, заучивать стихи, у детей появляется желание пересказывать тексты; · дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения; · увеличивается словарный запас детей; · развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, мышление, внимание, творческое воображение, память; · у детей возрастает умственная активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; · дети учатся перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Этапы работы: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ текста или рассказ по заданной теме, разучивание стихотворения. В экологическом образовании младших школьников используются различные задания с использованием приемов мнемотехники, которые позволяют лучше усваивать информацию и воспроизводить ее [4]. Используются как готовые графические изображения, так и созданные самостоятельно. Например, в нашей работе используются различные мнемотаблицы: - Уход на комнатными растениями; - Правила поведения в природе (в лесу, на водоеме и пр.); - Ход явлений природы по сезонам; - Круговорот воды в природе; - Естественные и искусственные источники света; - Мнемотаблицы для заучивания стихотворений (Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки: бусы красные рябине, фартук розовый осине, зонтик желты тополям, фрукты осень дарит нам); - Мнемотаблицы по экспериметированию, например, «Растения пью воду» (1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения; 2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета; 3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду) и др. В мнемотаблицах можно изображать различные природные и социальные явления и процессы. Их использование позволяет выделять и абстагировать существенные признаки объектов окружающего мира, устанавливать их отношения и связи разной степени сложности, помогает строить логический повествовательный рассказ, формируя таким образом экологическое мышление младших школьников.
Литература 1. Андреева, И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы / И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с. 2. Артамонова, Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: / Е.Г. Артамонова. – М.: 2005. – 175 с. 3. Брагина, Е.И. Использование мнемотехнических приемов в словарно-орфографический работе в начальной школе / Е.И. Брагина. – Начальная школа: плюс до и после. – М.: – 2008. – № 9.– С. 1–3. 4. Гаврилова, И.Н. Использование приёма мнемотехники на уроках окружающего мира в начальных классах (из опыта работы) [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2023/01/08/ispolzovanie-priyoma-mnemotehniki-na-urokah (дата обращения: 15 апреля 2023). Поделиться: |