Поиск по сайту

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АРТ-ОБЪЕКТОВ ИЗ КРЫШЕЧЕК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторcтво: Бекасова Вероника Михайловна, старший воспитатель, Малыхина Алена Евгеньевна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 45 Красносельского района Санкт-Петербурга


        Детский сад представляет собой то открытое образовательное пространство, назначение которого заключается в становлении универсальных способностей воспитанников, овладении ими социальной культурой, нетворкинга с ровесниками, родителями, педагогами, с учетом специфики индивидуальных и психофизических перспектив. Значимость проблемы определена необходимостью поиска новейших методов, которые готовы гарантировать полноценное формирование всех познавательных действий, а также повлиять на развитие и поддержку детей дошкольного возраста.

        На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о различных формах существования, образует первоосновы экологического мышления, сознания, таким образом закладываются начальные элементы экологической культуры.
Но осуществляется это лишь при одном условии: если взрослые, педагоги
и родители, сами обладают экологической культурой.

        Перед нами возникает вопрос: а как заинтересовать ребенка? Как создать все необходимые для него условия для проявления инициативы и креативности, для развития и поддержки его успешности? Как вовлечь каждого ребенка в решение экологических проблем в рамках образовательной работы? Размышляя над данным вопросом, мы пришли к выводу, что реализация арт-проектов – самый гармонирующий и соответствующий детям вариант.

       Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как инновационного способа организации деятельности детей, построенного на основе их интересов, осуществляемого при активном участии детей в его планировании и во всех этапах реализации направленной на формирование у них социально значимого опыта [2, с. 123].

       Искусство позволяет описывать явления окружающего мира, передавать личный жизненный опыт. Результатом работы над арт-проектами являются произведения, которые передают некие идеи, мысли или чувства ребенка. Реализуя арт-проект, ребенок учится выражать себя. Вырабатывается навык
так называемой «репрезентационной грамотности» — способности применять разные символические системы, чтобы передавать сообщения. Каждый
арт-проект — это художественная задача. Творческая деятельность учит формировать личное отношение к своей работе, концентрироваться на решении задачи и настойчиво добиваться ее реализации. Работая над арт-проектом, ребенок мысленно представляет, а потом и воплощает объекты, которые он никогда не видел вживую. Работа над арт-проектом требует особого внимания к деталям. Дети учатся подмечать в окружающем мире вещи, которые обычно остаются незамеченными. Искусство позволяет ребенку расширять не только границы познания окружающего мира, но и собственные границы, формирует уверенность в своих силах, повышает самооценку.

       Арт-проект — это игровая форма познания, которая формирует способность учиться путем проб и ошибок [1, с. 8].

       С точки зрения психологии, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные нарушения.

       Исследуя информацию о сегодняшней практике использования технологии арт-проект в экологическом воспитании дошкольников, можно отметить, что данное направление – относительно новое, но уже практикующееся явление.

       Педагоги и воспитанники ГБДОУ детского сада № 45 Красносельского района Санкт-Петербурга реализуют арт-проект на тему «Путешествие Арт-Крышечки».

       В рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» воспитанники ДОУ принимают активное участие в эколого-благотворительном проекте «Крышечки ДоброТЫ». В 2022 году было собрано более 1600 кг крышек, которые отправились на переработку (рис.1).

121c114d-475f-4ea5-8a3b-827ae188bf7e

Рис.1. Участники программы «Эко-школы/Зеленый флаг»

 

       А что делать с крышечками, которые не принимаются на переработку? Педагоги и дети нашли ответ на этот вопрос. Для воспитанников создаются дидактические игры, развивающие пособия, сами дети используют крышечки для создания поделок, макетов, других арт-объектов. Они пришли к выводу,
что многое из этого мусора может стать полезным. Процесс создания поделок из бросового материала, которые можно назвать экологическими акт-объектами, включает в работу воображение и фантазию, учит детей ценить даже такие мелочи, как бросовый материал, что очень важно в наш век безумного потребительства, а созданные из бросового материала игры и пособия могут служить для развития творческих способностей, а также для развития познавательной активности дошкольников (рис.2).

 

452e1a23-ae13-4716-ac29-06e3e8599864

     Рис.2. Использование пластиковых крышечек в создании дидактических пособий и арт-объектов

 

      Наша цель – побуждать детей к позитивной деятельности и познакомить их с самими собой, развивать их самородные способности обучаться и развиваться, ощущать себя частью большого коллектива; обучатся ощущать, что осуществляется у них внутри и в окружающем их мире. Они исследуют себя и свои возможности, а также знакомятся с окружающими их людьми и миром. Это знакомство дарит им умиротворение, новые навыки и веру в свои силы.

      Педагоги прилагают усилия к поиску скрытых способностей ребенка, благодаря чему дети достигают успехов, невзирая ни на что. Эффективность нашей помощи определяется тем, насколько благополучно мы помогаем детям выявить личное оригинальное решение.

 

      Экологические арт-проекты позволяют, реализуя творческие задумки, не только получать, но и самостоятельно, вместе с педагогом, создавать новое осмысленное знание и формировать новые умения. Данный подход в экологическом воспитании предоставляет детям опыт, который помогает им изучать самих себя, узнавать, чему еще они могут научиться, вне зависимости от того, насколько умеренным, простым или трудным это может показаться.

 

Литература

1.                 Арктические арт-проекты. Пособие по экологическому просвещению для детей, родителей и учителей / Е. Коренева, О. Кужель и др. / «Проектный офис развития Арктики», 2020. – 86 с.

2.                 Танцырева, Л.А. Метод проектов как инновационный способ экологического воспитания дошкольников / Л.А. Танцырева // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Международной научно–практической конференции. 2015. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары), 2015. – С. 122–125.

 


Поделиться: