Авторcтво: Басова Елена Степановна, методист ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Современные экологические вызовы требуют инновационных подходов и технологий в области экологического образования. Главная цель такого образования – сформировать у детей и подростков экологическую грамотность, осознание важности сохранения природы и активной позиции по ее охране. Раннее формирование ответственного отношения к природе является ключевым фактором для обеспечения устойчивого развития общества и природы [1, 3, 4].
Помимо общего образования, важную роль в формировании активной социальной позиции в вопросах охраны природы играет дополнительное образование. Дополнительное экологическое образование позволяет обучающимся получать новые знания об экологии, выходящие за рамки школьной программы, а также развивать навыки самостоятельной деятельности, связанной с охраной окружающей среды [2].
Задачи педагогического коллектива учреждения дополнительного образования включают не только предоставление актуальной информации, но и стимулирование учебной мотивации обучающихся через разработку интересных заданий и проектов с экологической направленностью. Педагог должен акцентировать внимание на значимости экологически ответственного поведения для здоровья и благополучия каждого человека и общества в целом.
В ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского Санкт-Петербурга применяется практико-ориентированный подход к обучению детей и подростков экологической безопасности, что способствует формированию проблемно-ориентированного мышления и позволяет им приобрести практический опыт в решении экологических проблем. Это важный шаг на пути к подготовке экологически осведомленного и ответственного поколения.
Один из основных принципов практико-ориентированного подхода к экологическому образованию заключается в использовании активных и интерактивных методов обучения. Такие методы способствуют развитию у обучающихся метапредметных компетенций, таких как критическое мышление, рефлексия, самостоятельность и коммуникативные навыки. Это позволяет им успешно решать экологические проблемы и применять полученные знания на практике.
В рамках ключевых проектов ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга, направленных на экологическое образование, используются разнообразные формы, такие как экологически осмысленное проектирование вещей, участие в тематических конкурсах и журналистской работе. В ходе реализации проектов особое внимание уделяется культивированию бережного отношения к природе и формированию экологических ценностей, противостоящих культуре чрезмерного потребления, которая способствует эгоистичному поведению людей по отношению к окружающей среде.
Особенно важным в процессе реализации перечисленных проектов является применение педагогами дифференцированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы максимально развить их потенциал в области экологического образования. Применение практико-ориентированного подхода и активных методов обучения в экологическом образовании способствует развитию у детей и подростков экологической культуры. Таким образом, педагогические методы, используемые в ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга, являются эффективными инструментами в воспитании экологически ответственного поколения.
Одно из ключевых направлений работы учреждения в контексте экологического образования можно описать как «Дизайн и экология». Успешно реализуются технически ориентированные программы, которые освещают проблемы экологии и акцентируют внимание на необходимости переработки вторичного сырья.
В процессе обучения дети и подростки знакомятся с опасностью неконтролируемого складирования отходов, перспективами раздельного сбора мусора, а также видами его переработки. Программа включает знакомство с передовыми методами использования вторичного сырья, в частности, в производстве одежды и аксессуаров. Одна из реализуемых дополнительных общеразвивающих программ – «Мастерская моды» (моделирование одежды) под руководством Е.Ю. Соколовой и Е.В. Тыровой, стимулирует формирование разнообразных конструкторских и дизайнерских решений, привлекая высокий интерес обучающихся. На занятиях проводится прототипирование одежды, аксессуаров, ювелирных изделий, а также создание авангардных модных предметов, включая изделия из вторичных материалов.
Уникальность работ обучающихся заключается в том, что во многих из них трудно догадаться об использовании вторсырья, в то время как дизайн современен, актуален и демонстрирует креативность обучающихся и их педагогов. В результате создаются модные коллекции, варьирующиеся от функциональной одежды до футуристической моды, а также эксклюзивные изделия "от-кутюр". Дизайнерские аксессуары и имитация ювелирных изделий из вторичных материалов дополняют стиль и придают модному костюму законченность образа. Вторичное использование пластика и синтетических волокон применяется для создания декора во время показа модных коллекций, незаметно погружая зрителя в неповторимую атмосферу мероприятия.
Направление «Дизайн и экология» ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петерубурга можно охарактеризовать, как объединяющее моду, актуальное искусство, современный дизайн, экологичность и осознанный подход к жизни. Участвуя в конкурсном движении обучающиеся объединения «Мастерская моды» (моделирование одежды) под руководством Е.Ю. Соколовой и Е.В. Тыровой, уверенно занимают лидирующие позиции. Так, в региональном конкурсе дизайна одежды «БЕЛОЛОГИЯ 2021-22» (организатор конкурса ГОУ «СПБ ГДТЮ»), Канаева Анна, погрузившись в тему конкурса, поэкспериментировав с нетрадиционными материалами, формами и фактурами, создала оригинальный авангардный образ. Эта работа была отмечена членами жюри и получила гран-при конкурса.
ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга с 2006 года проводит городской конкурс дизайна и моделирования одежды «Розовая булавка», в котором именитые эксперты в сфере моделирования и дизайна одежды Санкт-Петербурга присуждают дипломы победителей по номинациям конкурса и гран-при по его итогам, обучающимся творческого объединения «Мастерская моды» (моделирование одежды). Работа в творческом объединении основывается на незыблемом правиле, что творчество других не должно быть осмеяно. Благодаря такому подходу дети и подростки получают навыки социальной коммуникации и взаимодействия. Это позволяет научить обучающегося восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создавать новое своими руками, пройти самостоятельно весь процесс от первоначального замысла до конечного результата не боясь быть осмеянным за креативные идеи.
Вторым значительным направлением в теме экологии ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга становится районная игровая деятельность для детей начальных классов образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга «Я – житель планеты!», ориентированная на экологическое просвещение. Через данную игру детям разъясняют важность защиты природы от вредных воздействий и способы ответственного отношения к этому процессу. Именно в детстве возможно наиболее эффективно формировать корректные ценностные установки, не допуская потребительское отношение к природе, характерное для многих взрослых с недостаточным уровнем экологической культуры. Игровая программа предоставляет детям знания не только о природе и методах защиты окружающей среды, но также внушает эмоционально-позитивное отношение к ней, обучает их ответственности за свое здоровье и формирует высококультурную систему ценностей. Помимо этого, в рамках реализации экологического образования в образовательном учреждении проводятся творческие конкурсы, способствующие усилению интереса молодого поколения к экологическим проблемам и вопросам сохранения окружающей среды.
Одним из таких мероприятий является районный творческий конкурс «Экология глазами детей», посвященный Часу Земли, который впервые был проведен в 2023 г. Цель конкурса – пропаганда активной жизненной позиции по сохранению планеты Земля и привлечение внимания к ее экологической безопасности.
Творческая активность детей и подростков Выборгского района Санкт-Петербурга, участвующих в конкурсе, подтвердила, что в нашем районе нет равнодушных к экологической проблематике. В конкурсе приняли участия дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет в номинациях:
- «Изобразительное искусство» (рисунок, плакат);
- «Декоративно-прикладное творчество»;
- «Литературное творчество» (поэзия, проблемная статья, эссе);
- «Медиатворчество» (видеоролик, фотография, лонгрид);
- «Вокальное искусство».
Эффективность подобных конкурсов заключается в том, что они позволяют привлечь творческие способности детей и подростков, поощряя их самовыражение и обращая внимание конкурсантов на социально значимые проблемы, в том числе на важность экологии. В рамках данного конкурса участники разрабатывали творческие проекты, пропагандирующие зеленую энергетику, основанную на возобновляемых источниках, а также представляли работы, посвященные сохранению природы – лесов, рек и других экосистем. Такой подход способствует не только повышению информированности участников о возобновляемых источниках энергии, но также акцентирует внимание на необходимости охраны природных ресурсов.
Помимо разработки творческих работ в ходе подобных конкурсов, значимо обеспечить возможность обмена мнениями между подростками под руководством опытных педагогов или наставников по вопросам экологии. Это способствует формированию активной жизненной позиции по защите окружающей среды, а также расширению знаний о том, как собственными усилиями улучшить ситуацию, применяя, например, переработку отходов или сокращение потребления энергии на домашнем уровне. Конкурс продемонстрировал высокую степень вовлеченности детей, подростков и кураторов детских проектов – 581 человек, демонстрирующих ответственность и заботу об экологических проблемах.
Еще одним важным проектом, направленным на экологическое просвещение, стало активное участие ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга в 2023 году в региональном этапе Всероссийского конкурса экологических рисунков. Одним из призеров конкурса стал рисунок обучающейся объединения «Мастерская графики» (педагог дополнительного образования Медник И.И.) Липатовой Ксении. В беседе десятилетняя Ксения поделилась секретом своего вдохновения и сообщила, что перед тем как рисовать уссурийского тигра, занесенного, как исчезающий вид в Международную Красную книгу, она изучала много информации об этом уникальном животном: среде обитания, неповторимости его окраса и т.д., и пыталась в своей творческой работе передать не только красоту данного животного, но и побудить зрителей на защиту природы от губящих ее действий человека.
Таким образом, творческие конкурсы, организованные с акцентом на экологические проблемы, выступают эффективными инструментами для повышения интереса детей и подростков к природоохранной деятельности и возобновляемым источникам энергии. Они также демонстрируют, как личный вклад может влиять на сохранение ресурсов планеты и обеспечение бережного отношения к природе. Внедрение практико-ориентированного подхода в дополнительное экологическое образование обучающихся в образовательном учреждении становится все более актуальным методом обучения, направленным на осознание важности защиты нашей планеты и ее ресурсов. Такой образовательный подход предоставляет практический опыт и стимулирует критическое мышление обучающихся в контексте взаимосвязи с окружающим миром.
Крупным направлением, связанным с экологическим образованием в учреждении, можно выделить и журналистику, благодаря участию районного опорного медиацентра «ЛУЧ», работающего в ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга. В медиастудии «Репортер» – творческом объединении образовательного учреждения, дети и подростки Выборгского района Санкт-Петербурга осваиваются в выражении своей точки зрения на экологические проблемы и предложении потенциальных путей их решения. Такой практико-ориентированный подход позволяет учащимся приобрести компетенции, способствующие становлению экологически ответственных граждан в будущем.
Опираясь на собственный опыт, обучающиеся осознают, что в их силах внести изменения в ситуацию в своем местном сообществе, начиная с изменения мнения окружающих об экологических проблемах. Также они приобретают ценные навыки, такие как критическое мышление и решение проблем, применимые в других экологических контекстах. Данный подход обогащает образование обучающихся, способствуя как улучшению их знаний, так и формированию позитивных ценностей в отношении заботы о окружающей среде. В результате, сегодняшнее поколение становится более ответственным и мотивированным на сохранение природы для будущих поколений.
Используемый ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга практико-ориентированный подход помогает детям и подросткам узнать об экологических проблемах в увлекательной форме, а также дает им полезные навыки, необходимые для принятия мер, которые потенциально могут спасти нашу планету от дальнейшего разрушения, вызванного деятельностью человека. Подчеркивая непосредственное участие в жизни природы, этот опыт возможностей дополнительного образования дает бесценные знания, необходимые при решении реальных вопросов, связанных с защитой нашей планеты.
В результате проведенного анализа выявлено, что практико-ориентированный подход к экологическому образованию позволяет успешно формировать ценностные ориентиры и способствует развитию экологической культуры у детей и подростков. Это подтверждает актуальность и необходимость дополнительного образования в этой сфере, включая такие учреждения, как ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Литература
1. Поданёва, Т.В. Экологическая культура в современном дошкольном образовании: учебное пособие / Т.В. Поданёва. — Барнаул: АлтГПУ, 2021. – 208 c.
2. Смирнова, Н.З. Дополнительное экологическое образование: проблемы и решения: учебное пособие / Н.З. Смирнова. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. — 200 c.
3. Смирнова, Н.З. Теория и практика современного экологического образования: монография / Н.З. Смирнова. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. – 292 с.
4. Цуриков, А.Г. Cовременные проблемы экологии. Экологические аспекты устойчивого развития: учебное пособие / А.Г. Цуриков, Л.М. Кавеленова, Е.С. Корчиков. – Самара: Самарский университет, 2021. – 104 с.
Поделиться: