Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Мы живём во времена, когда бережному и уважительному отношению к природе необходимо учить, напоминать и даже настаивать. Стремительные изменения современного мира и природы, не оставляют людям времени на раздумье. Формирование экологического мировоззрения, экологической грамотности населения – тенденция современного времени. Экологическая грамотность подразумевает не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы, способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе [5, с. 539]. Любой человек должен понимать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны и могут не только чиновники, общественные деятели, но и он сам. Поэтому вопрос формирования экологической грамотности приобретает особый смысл. В настоящее время пришло понимание того, что экология является наукой, которая даст возможность человечеству выжить. Вопрос о связи экологической грамотности с экологической культурой нашел отражение в статье 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», в которой прямо сказано, что овладение минимумом экологических знаний необходимо для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях. В настоящее время задача образовательных учреждений заключается не только в формировании необходимого объема знаний по экологии. Они должны способствовать приобретению у школьников навыков научного анализа явлений природы, практической помощи природе. Иными словами, сформировать функциональную экологическую грамотность учащихся, которая научит их существовать в согласии с окружающей средой. По мнению П.А. Кропоткина «Мало обучать физике и химии, астрономии и метеорологии, зоологии и ботанике. Как бы ни было поставлено преподавание естественных наук в школе, ученикам следует сказать о философии естествознания, внушить им общие идеи о природе по образцу… Философия и поэзия природы, изложение метода точных наук и широкое понимание жизни природы – вот что необходимо сообщать в школе ученикам, чтобы развить в них реальное естественнонаучное мировоззрение» [3, с.105]. В отличие от первичной грамотности, функциональную грамотность относят к средствам социализации личности, обеспечению жизнеспособности личности в конкретной социокультурной и природной среде. Соответственно, переход от первичной экологической грамотности к функциональной экологической грамотности — это перенос знаний и умений, полученных в «рафинированных» академических условиях, далеких от реальной жизни, с правом проб и ошибок, при наличии помощи учителя, одноклассников, интернета и т. д., в сложные условия меняющейся текущей действительности, с мало предсказуемыми опасностями, на свой страх и риск [2, с. 46-47]. Образовательный процесс, основываясь на междисциплинарном подходе, позволяет внедрить экологические идеи в содержание и методы обучения отдельных предметов, что расширяет возможности формирования функциональной экологической грамотности учащихся, показывает учащимся картину мира через систему: урок – факультатив – экологические знания и опыт – стиль жизни, что повышает качество обучения в целом. Формирование экологической грамотности — это непрерывный многоступенчатый процесс. Экологическая направленность и использование современных форм организации деятельности, методов и приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся привносит в образование новый комплекс идей. Исходя из ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей учеников разработаны различные формы формирования экологической грамотности школьников. Их можно разделить на массовые, групповые, индивидуальные: - массовые – благоустройство и озеленение помещений и территории школы, различные природоохранительные праздники, конференции, экологические фестивали, работы на пришкольном участке; - групповые – факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы; - индивидуальные – исследовательская работа, подготовка докладов, наблюдения за животным и растениями, рисование, изготовление поделок. Экологические мероприятий должны учитывать возрастные особенности обучающихся (в отношении времени, уровня сложности задач, способов их реализаций). В мероприятиях могут быть также предусмотрены три уровня погружения: - игры и интерактивные познавательные материалы для широкого доступа и легкого понимания; - квесты, хакатоны, просветительские мероприятия для уже интересующихся экологической проблематикой; - специализированные исследовательские и проектные мероприятия экологической направленности для увлеченных этой сферой детей и подростков. Приоритетными важно делать такие формы экологического просвещения, где в их разработке и реализации принимают активное участие сами обучающиеся. Обучающиеся старших классов нашей школы на протяжении всего года разрабатывали и проводили мероприятия для младших школьников. Это были уроки, игры, квесты, волонтерские акции. В результате чего все участники учатся вести просветительскую деятельность, логически рассуждать, наблюдать, ощущать, видеть экологические проблемы, находить пути их решения и делать выводы, то есть действовать экологически грамотно в реальных жизненных ситуациях. Благодаря всему этому у учащихся формируется экологическая функциональная грамотность. Внедрение системы экологического образования в учреждения общего среднего образования не только в форме факультативных занятий, но и в урочную и межпредметную деятельность позволит дать учащимся не только знания и научит определенным умениям, но и воспитает личность, которая будет рационально использовать и приумножать природные богатства.
Литература 1. Аргунова, М.В. Социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности /М.В. Аргунова, Д.С. Ермаков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С.756. 2. Колина, Е.С. Комплексный подход к экологической грамотности Е.С. Колина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1, № 3 (93). – С. 44–57. doi: 10.24412/2224–0772–2023–93–44–57 3. Кропоткин, А.П. Этика / А.П. Кропоткин. – М.: Политиздат, 1991. –105 с. 4. Модель формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для зачета результатов обучения по ним при освоении основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану. 2020. [Электронный ресурс] URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/19/1548104522/Модель%20формирования%20экологической%20грамот..ически-ответственного%20поведения.pdf (дата обращения: 17.04.2023). Топор, А.В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования / А.В. Топор, О.В. Иващенко. // Молодой ученый. – 2013. – Вып.10 (57). – С. 539.Поделиться: |