Поиск по сайту

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Авторcтво: Гущина Эльвира Васильевна, к.б.н., профессор ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования


Экологическое образование – это нечто гораздо большее,

чем знания, умения и навыки, это мировоззрение,

это вера в приоритет жизни, в особую роль человека,

ответственного за космический корабль «Земля».

Г.А. Ягодин

       Формирование ответственного отношения человека к природе, окружающей среде, к другим людям – важнейшая нравственная задача современного экологического образования, неотъемлемой составляющей которого является экологическое воспитание.

       Экологическому образованию, безусловно, уделяется внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, Федеральной основной общеобразовательной программе, Программе воспитания для общеобразовательных организаций. Однако, как отмечается в Концепции экологического образования в системе общего образования, которая одобрена решением Федерального УМО по общему образованию, протокол от 29.04.2022 г. № 2/22 и размещена на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации, экологическое образование нуждается в совершенствовании.

       Современное экологическое образование превращается в интегрированную естественнонаучно-гуманитарную область. Его содержание дополняется источниками из области философии, литературы, искусства, права, этики, народного творчества, исторического и краеведческого материала. Возрастает мировоззренческая функция экологического образования. Экологическое образование становится платформой образования в интересах устойчивого развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке [3].

       Таким образом, неотъемлемой составляющей экологического образования является экологическое воспитание, направленное на «…формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды» [4].

       Экологическая культура личности – сложная, взаимосвязанная система ценностей и мотивов, экологических знаний, отношений к природному и социальному окружению, к себе самому, которая определяет поступки, поведение сегодня и позволяет в дальнейшем развивать духовный и практический опыт взаимодействия человека с природой, с окружающей средой в целом.

       Становление основ экологической культуры как базового духовно-нравственного качества личности происходит, начиная с дошкольного возраста и продолжается в младшем школьном возрасте. Дети обладают эмоциональной восприимчивостью, непосредственностью, нестандартным мышлением. У них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки, закладываются основы социально направленной деятельности. Поэтому работа по формированию экологической культуры детей имеет особое значение для дальнейшего становления и развития культурной личности.

       Для подросткового возраста характерны направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений. У подростков возникает потребность в общении, самоутверждении, коллективном труде по изучению и охране природы. Другими словами, в подростковом возрасте происходит согласование личных потребностей и интересов с общественными, что означает осознание личностной позиции в отношении к социально значимой экологической проблеме [5, с. 85]

       Экологическое воспитание играет важнейшую роль в формировании экологической культуры личности. Если содержание обучения определяется такими категориями, как знание – мышление – сознание – деятельность, то в основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности – отношение – поведение – ответственность. Обучение направлено преимущественно на достижение предметных и метапредметных результатов, а воспитание – на достижение личностных результатов обучающихся.

       Целесообразно выделить целевые ориентиры экологического воспитания в соответствии с ФГОС и Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций [1].

На ступени начальной школы формируются следующие личностные результаты:

-                   понимание ценности природы, окружающей среды, зависимости жизни людей от природы;

-                   проявление любви к природе, бережного отношения, неприятия действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;

-                   сформированность уважительного отношения к родному краю, России, ее природе;

-                   выражение готовности осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами;

-                   приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;

-                   способность укрепления физического и психического здоровья;

-                   участие в системе воспитательных мероприятий, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных и других организаций;

-                   включение в процессы понимания и преобразования внешней природно-социальной среды (микрорайона, города) для приобретения опыта эколого-социальной деятельности, реализации проектов и программ.

На ступени основной школы формируются следующие личностные результаты:

-                   проявление ценностного отношения к живой природе, к собственному организму;

-                   ориентация на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

-                   понимание глобального значения экологической культуры в современном мире;

-                   выражение активного неприятия действий, приносящих вред природе, окружающей среде;

-                   осознание своей роли и ответственности как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

-                   выражение готовности к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей;

-                   убежденность в необходимости выбора ЗОЖ; следование принципу предвидения последствий своего поведения;

-                   осознание взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья;

-                   мотивация и уважение к труду, в том числе общественно полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей профессии; организации участия обучающихся в благоустройстве класса, школы, городской среды;

-                   участие в системе воспитательных мероприятий, общественно полезной деятельности, в том числе социальном партнерстве культуру мышления и поведения;

-                   готовность к саморазвитию, самостоятельности, проявлению инициативы, личностному самоопределению;

-                   использование в образовательной деятельности различных форм наставничества;

-                   мотивация к участию в воспитательных мероприятиях, общественно полезной деятельности, в том числе социальном партнерстве.

На ступени среднего общего образования формируются следующие личностные результаты:

-                   сформированность собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и путям их решения;

-                   эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

-                   выражение деятельного неприятия действий, приносящих вред природе, окружающей среде;

-                   бережное и ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

-                   принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

-                   проявление и развитие опыта экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участие в его приобретении другими людьми;

-                   уважение к мнению других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания;

-                   осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

-                   готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества;

-                   мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

       Важнейшее условие достижения экологической грамотности и культуры подрастающего поколения – осуществление непрерывного экологического образования и просвещения, обеспечение их интеграции, целостности в условиях реализации многопредметной модели экологического образования.

Определим основные условия успешности экологического воспитания на ступени общего образования.

        Интегративный подход к проектированию содержания экологического образования: продуманное экологическое содержание всех предметных областей и предметов, нахождение линий их сопряжения; отражение идей устойчивого развития общества и природы (интеграции экологических, социальных, экономических, культурологических аспектов содержания); опора на экологическую этику и мораль; использование экологических знаний и умений для экономии ресурсов, повышения качества городской среды, сохранения здоровья людей и обеспечения их безопасности; акцент на экологические аспекты в культуре народов России, сохранение природного и культурного наследия и пр.; разработка интегрированных и практико-ориентированных тем уроков, внеурочной деятельности, эколого-образовательных проектов.

        Интеграция урочной, внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования. Для успешного достижения результатов экологического воспитания все школьные программы должны взаимно дополнять основную образовательную программу и друг друга.

        Расширение и обновление технологического поля экологического образования, которое предоставляет широкие возможности интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, актуализации личного опыта обучающихся, повышения мотивации за счет вовлечения в социально значимую деятельность, использования образовательных ресурсов социальных партнеров образовательных организаций и пр.

        Развитие эколого-образовательных технологий по ступеням общего образования предполагает постепенный переход от познания объектов окружающей среды через диалог, общение с природой, к практической деятельности, а затем – к поступочной. Поступок – это всегда единица социального поведения, демонстрация личностью своего отношения. Практический компонент – это «для себя», поступочный – «для других». В экологическом воспитании сегодня широко используются экологические акции, волонтерская деятельность, эко-наставничество, агитбригады, деятельность неформальных детских объединений и пр.

        Например, эколого-воспитательную функцию выполняют ежегодные акции, связанные с датами Экологического календаря: Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать! (изготовление и развешивание кормушек для птиц); Выключайся! (к неделе энергосбережения, ноябрь); День без автомобиля (Всемирная акция по пропаганде самых экологических способов передвижения: пешком и на велосипеде, 22 сентября); Всемирный День Воды. Международный День Балтийского моря, 22 марта; Час Земли (привлечение внимания к проблеме изменения климата, энергосбережения, светового загрязнения, март); День Земли. 22 апреля и др.

        Акции, привлекающие внимание к проблеме мусора, отходов, раздельного сбора и переработки, озеленение города, а также к проблеме благотворительности: Круг жизни» – сдай макулатуру, посади дерево; Батарейки, сдавайтесь! (сбор и переработка опасных отходов); Цветущий школьный двор; Очистка прибрежных территорий; Всероссийская акция по уборке берегов «Вода России» (проводится ежегодно (Федеральный портал «Вода России»); Сохраним наш город чистым; Большая помощь маленькому другу (благотворительная акция по сбору кормов для бездомных животных) и др.

       Ключевую роль играет эколого-образовательная проектная деятельность. Интергативный характер современной экологии предоставляет возможность реализовывать самый широкий спектр экологических проектов на всех ступенях образования – исследовательских, творческих, прикладных, информационных и пр. Актуальны сегодня также различные виды игровой деятельности: интеллектуальные, приключенческие, соревновательные, ролевые и другие экологические игры.

       Широкие возможности для экологического воспитания ИКТ-технологии и ИН-ресурсы. Проектная деятельность учащихся все чаще опирается на цифровые технологии. Активно используются эко-приложения для мобильных устройств (EcoHub – адреса пунктов приема вторичного сырья; SborBox – организация раздельного сбора мусора; Biblosphere – обмен бумажными книгами и др.), возможности сети Интернет, облачные технологии, веб-сервисы, на основе которых создаются рисунки, диаграммы, видеоролики, мультфильмы и пр.

       Существенную помощь педагогам оказывают доступные экологические Интернет-ресурсы, которые могут быть легко адаптированы и встроены в образовательный процесс в соответствии с потребностями, конкретными условиями, возрастом обучающихся, это порталы и сайты: ЭКОКЛАСС. Общероссийские уроки: https://xn--80ataenva3g.xn--p1ai/; Вода России: https://voda.org.ru/; Всероссийский заповедный урок: https://xn--80aegdhqhwffes2b0h.xn--p1ai/; Зеленая школа: https://school.reo.ru/; Сайт ECOWIKI: https://ecowiki.ru/courses/; Разделяй с нами: http://xn--80aaleijfpli0as4p.xn--p1ai/; Зеленая Россия. Общероссийское экологическое общественное движение: http://genyborka.ru/2306; Экологический портал Санкт-Петербурга: http://www.infoeco.ru/ и др.

       В целом практики, которые позволяют применять полученные экологические знания и умения, способствуют успешной социализации обучающихся и воспитанию экологически грамотной и ответственной личности.

       Развитие предметно-природной среды образовательного учреждения как модели устойчивого развития общества и природы. В развитии среды образовательных организаций необходимо обращать большее внимание на озеленение, экологическое обустройство (метеоплощадка, вело-парковка, контейнеры для раздельного сбора отходов, солнечная батарея и пр.), наличие наглядных пособий, лабораторного оборудования, уголков экспериментирования, мини-музейных экспозиций, что обеспечивает высокую степень наглядности и возможности для практической деятельности учащихся.

       Интеграция экологического образования и просвещения всех участников образовательного процесса, включая родителей, а также жителей микрорайона. Именно воспитательная функция объединяет, интегрирует образование и просвещение. Эколого-просветительская деятельность осуществляется в открытой образовательной среде, в широком взаимодействии с учреждениями, науки, культуры, реального сектора экономики, в общественными организациями и пр.

       В 2018 году в целях организации системной и систематической работы по экологическому просвещению жителей города была разработана «Концепция непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга», которая сейчас успешно реализуется: http://kpoos.gov.spb.ru/assets/f/kontseptsia.pdf .

       Необходимым условием формирования экологической культуры обучающихся является создание команды педагогов-единомышленников, стремящихся к развитию экологического образования и просвещения, включению экологического воспитания в общий воспитательный процесс, расширению и насыщению образовательного пространства, постоянному повышению собственной экологической компетентности, обмену опытом эколого-образовательной деятельности.

       Таким образом, в основе формирования ценностных установок и духовно-нравственных качеств детей и подростков, освоения интегративного экологического содержания, знаний, умений, экологически грамотного поведения лежит реализация воспитательного потенциала экологического образования на основе развития духовно-нравственных качеств личности, использовании системно-деятельностного подхода в культурных, исследовательских, социальных практиках на каждой ступени обучения.

 

Литература

1.                 Алексеев, С.В. Система формирования экологической культуры учащихся в Санкт-Петербурге: учебно-методическое пособие / С.В. Алексеев, Э.В. Гущина, Е.В. Тутынина / под ред. С.В. Алексеева. – СПб: СПб АППО, 2021. – 89 с.

2.                 Головнева, Е.В. Соотношение экологического воспитания и образования в образовательном процессе школы / Е.В. Головнева, Т.В. Емельянова, Г.Р. Юнусова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24666 (дата обращения: 10.04.2023).

3.                 Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением Федерального УМО по общему образованию, протокол от 29.04.2022 г. № 2/22 / Официальный сайт Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/ (дата обращения: 10.04.2023).

4.                 Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22 / Сайт Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения: 10.04.2023).

5.                 Стромова, А.В. Научно-теоретические основы формирования экологической культуры подростков / А.В. Стромова // Вестник ТГУ. 2009. – выпуск 3 (71). – С. 84-88.


Поделиться: