Поиск по сайту

Итоги и перспективы аттестации педагогических работников


Авторcтво: Комиссарова Надежда Константиновна, методист по аттестации ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Со времени принятия нового Порядка аттестации педагогических работников в Российской Федерации прошло уже два года. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 года № 209).

Теперь все педагогические работники независимо от стажа и возраста должны быть аттестованы. Новый Порядок предусматривает три варианта аттестации педагога: соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне.

Первая и высшая квалификационная категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач (пункты 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 года №209). Комитет по образованию Санкт-Петербурга для аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории выбрал только одну форму аттестации: «портфолио профессиональной деятельности педагогического работника».

В начале 2011 года педагоги очень болезненно восприняли новые критерии оценки качества их труда. Учителя, как правило, очень ответственно относятся к делу и часто оценивают себя слишком жестко. Не секрет, что в разные инстанции посыпались многочисленные письма, жалобы и просьбы о пересмотре условий аттестации педагогических работников. В результате 02.11.2011 года распоряжением № 2324-р Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в экспертные заключения для аттестации педагогических работников были внесены изменения, дающие дополнительные возможности для сбора необходимого количества баллов.

Первые портфолио педагогов представляли собой просто разрозненный набор материалов, который эксперту трудно было оценить с точки зрения критериев экспертного заключения. Педагоги считали необходимым добавлять в портфолио различные приложения, которые иногда даже не могли поместиться в самой объемной папке. Главная проблема заключалась в том, что у них не было времени на полноценный сбор документов в течение пяти лет, на выполнение всех предписаний (регистрационные листы мероприятий, отзывы об уроках). Должно было пройти какое-то время для осмысления своих действий и продуктивных шагов в нужном направлении.

Немного статистики.

Аттестация педагогических работников Выборгского района Санкт-Петербурга в 2011году


Численность педагогических работников, у которых в течение 2011 года закончился срок действия квалификационной категории

Установлена первая квалификационная категория

Установлена высшая квалификационная категория


второй

первой

высшей

Общеобразовательные учреждения

14

47

160

52

31

Дошкольные образовательные учреждения

5

26

111

29

33

Специализированные коррекционные образовательные учреждения

-

6

10

4

5

Учреждения дополнительного образования

1

16

17

-

9

Итого

20

95

298

85

78

Из таблицы видно, что далеко не все педагогические работники изъявили желание пройти процедуру аттестации в новой форме. Часть педагогов, имея высшую квалификационную категорию, подали заявление на первую категорию, что, безусловно, очень тяжело психологически. Предстояло переломить ситуацию и научиться видеть у себя и своих коллег достоинства, научиться в сложившейся ситуации рассматривать разделы экспертных заключений как руководство к действию.

Многочисленные консультации, полученные как в Центре аттестации при Академии постдипломного педагогического образования, так и проводимые методистом ИМЦ района по аттестации с различными категориями педагогов, привели сбор документов, оформление и размещение их в портфолио в систему. Педагоги научились самостоятельно подсчитывать количество баллов в портфолио. Стали анализировать свою деятельность, определять сильные и слабые стороны, активно использовать интернет-ресурсы для публикаций методических разработок и статей. Открытые уроки и мероприятия теперь оформляются на специальных бланках с подписями методистов и экспертов с приложением заверенных листов регистрации присутствующих. Повысилось качество аналитических справок и других документов. Педагоги стараются активно участвовать в различных конкурсах районного и городского уровня, выступать на семинарах и конференциях. Документы в папке раскладываются в строгом порядке по разделам и пунктам. Теперь портфолио имеют четкую структуру в соответствии с требованиями экспертных заключений.

Аттестация педагогических работников Выборгского района Санкт-Петербурга в 2012 году


Установлена высшая квалификационная категория

Установлена первая квалификационная категория

Общеобразовательные учреждения

115

157

Дошкольные образовательные учреждения

88

107

Специальные коррекционные образовательные учреждения

18

14

Учреждения дополнительного образования

36

13

Итого

257

291

Результаты 2012 года дают основания полагать, что процесс аттестации стал набирать обороты. На личных консультациях и по телефону все чаще звучит вопрос, через какое время после получения первой квалификационной категории можно подать заявление на высшую категорию. Теперь после прохождения процедуры аттестации и получения опыта сбора и оформления документов многие педагоги почувствовали уверенность в своих силах, оказалось, что в реальности можно получить не только первую, но высшую квалификационную категорию.

Приложение: несколько полезных советов



Литература

1.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N761н (341.504Kb)
Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

2. Приказ МОРФ от 24.03.2010 №209

3. Приложение к приказу МОРФ №209

4.  Распоряжение Комитета по образованию от 02.11.2011 N2324-р (1059.84Kb)
О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга


Поделиться: