Поиск по сайту

Использование стихов, загадок и ребусов в воспитании любви к своему городу у детей младшего школьного возраста


Авторcтво: Горбикова Марина Олеговна, воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №62 Выборгского района города Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург… Град святого Петра. Это имя города, внесшего в летопись истории немало значительных событий, покорившего сердца многих путешественников своей красотой, величественностью, неповторимостью архитектурных ансамблей. Это город, который вобрал в себя все богатства европейских столиц, но в то же время, это город, подаривший миру присущее только ему чудо, которое мы называем петербургским стилем, петербургским духом, петербургской культурой.

«Красуйся, град Петров и стой неколебимо, как Россия». Эти слова как бы предупреждение о том, что без процветающего Петербурга не может быть и могучей России, ни ее силы, ни ее славы. Так мыслят старшие поколения петербуржцев, а хранить традиции города – молодым. Именно им и жить в нашем великом граде, им заботиться о его вечной молодости и красоте. Трудная задача, но решить ее нашим детям должны помочь мы, взрослые. Помочь научиться любить и беречь, охранять и прославлять свой город, а главное, мы должны научить их сохранить то, что по праву принадлежит будущим поколениям. Сегодняшнее, современное детство это не только мир сказок и приключений, это еще и мир вопросов, на которые порой трудно найти ответы, мир игровых автоматов и компьютеров, мир вечных детских проблем и вечной детской любознательности. Исходя из этого, нам хочется не просто знакомить детей посредством стихов, загадок и ребусов с городом, с его прошлым, а научить ребенка всматриваться в окружающий его мир: в свой дом, двор, школу, улицы. Видеть все то, что составляет организм города, начиная не только с его истории, но и с того, что каждый день рядом с ребенком, что он видит по дороге домой и в школу, прогуливаясь по улицам своего района, и лишь позже, что он увидит, гуляя по центру города. Тем самым мы осуществляем принципы постепенного перехода от частного к общему и обязательно учитываем психологические возможности детей, которые только начинают изучать свой город, в том числе и с помощью художественного слова.

В наше время перед любым учителем встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми столкнулось наше общество в процессе политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, на наше подрастающее поколение, от которого зависит то, каким будет наше общество в недалеком будущем. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогике, но и в социальном плане. Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на своих воспитанников и в их ответных действиях, то есть в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к понятиям нравственного и безнравственного в поступках и во всем поведении. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. С этой целью проводятся беседы, классные часы, внеклассные мероприятия и конкурсы. Подготовка к этим мероприятиям расширяет кругозор, способствует формированию активной жизненной позиции у ребят и формированию у них жизненного опыта, ученики имеют возможность познакомиться с историческим наследием человечества, узнать информацию о людях, которые являются примером подражания, тем самым приобщаются к общечеловеческим ценностям.

С целью воспитания гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества проведены различные мероприятия. Подготовлены и проведены беседы на тему «История нашего города», классные часы, посвященные обороне Ленинграда и 900 блокадным дням Ленинграда, а также снятию блокады, конкретно судьбам защитников и жителей блокадного города и их героизму, конкурсы на тему «Знай и люби свой город», викторины и праздники, посвященные памятным датам.

История возникновения нашего удивительного города по воле Петра Великого на берегу реки Невы и Финского залива из топи болот, определенная необходимостью выхода России к морю, интеграции России в европейское сообщество, тяга Петра I к ремеслам и знаниям – все это определяло статус вновь возникшего на берегах Невы города. Санкт-Петербург возник, как имперская столица с необыкновенно красивой архитектурой, верфями, соборами, университетом, торговлей - «...все флаги в гости будут к нам!».

Чтобы даты перестали быть хронологией, факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, нужно пробудить у ребят интерес, заставить работать их воображение. Мы живем в Петербурге, в городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге, и не знающий своего города, духовно беден, обделен чувством прекрасного. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И наша задача с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга. Именно в этом и заключается цель нашей работы с младшими школьниками.

Как руководство к действию, можно взять слова В.А. Сухомлинского: «Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются истоки, корни гражданственности. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать, – от того зависит, каким гражданином будет ваш воспитанник».

Очень хочется, чтобы наш город поразил ребенка с самого детства своей неповторимостью, индивидуальностью. Если это чувство удастся привить еще в детстве, то можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей жизни этот человек с гордостью и трепетом будет носить звание “петербуржец” и передаст это чувство своим детям. И бесспорно, что главная направляющая и ведущая роль в познании ребенком своего родного города возлагается на взрослых – на воспитателей, учителей, на родителей. Только в тесной связи можно будет достичь желаемых результатов. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств нужно формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в ребенке любовь к родной природе, воспитывать черты характера, которые помогут стать ему гражданином и человеком.

Любовь к Родине, к любимому городу, не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (игры, занятия, труд, общение). Это помогает ему переосмыслить сумму полученных знаний о Родине, о Петербурге и его истории, выражать свое отношение к ним в стихах и делах.

От того как, в какой форме мы преподносим материал детям, во многом будет зависеть результат всей нелегкой работы по знакомству младших школьников с родным городом. Объем знаний, необходимый для изучения в младшем школьном возрасте, велик. Знания детей об основателе нашего города, об исторических событиях, связанных с Петром I, очень важны. Ребенок, знающий хоть немного историю нашего города, будет с большим трепетом и вниманием знакомиться с его достопримечательностями, с его культурным наследием, с его памятниками и архитектурными ансамблями.

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград воспет поэтами и прозаиками, поэтому ребят просто необходимо знакомить с Петербургом и через художественное слово. Красивая, плавная строка стихотворения как ничто другое может воздействовать на чувства и эмоции детей, заставить увидеть что-то с другой стороны.

Какие сведения и понятия могут усвоить дети в разном возрасте и что можно преподносить им, а что не следует?

Диапазон объектов, с которыми знакомят младших школьников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, с какими историческими событиями связаны. Младший школьник знает не только название своего города (дети также должны объяснить, почему он так назван, какие другие названия они знают), своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы и как называется главная магистраль города. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до школы, уметь ориентироваться в ближайших улицах. Ребенок должен быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами Петербурга, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками, уметь рассказать о них. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

Методика ознакомления детей с родным городом и воспитания любви к нему разнообразна. Хорошо раскрыты приемы, задачи и содержание этой методики в статье А.С. Бизиной. Она говорит, что работа в основном ведется по двум направлениям: через непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки, экскурсии. И также через демонстрацию иллюстрационного материала: открытки, фото, репродукции, стихи, загадки, кино и диафильмы. Необходимо широко использовать во всех формах работы художественное слово, проводить беседы, как на занятиях, так и во время прогулок. Нравятся детям и тематические вечера досуга, где дети закрепляют полученные знания, а так же придают праздничную форму работе по данному вопросу.

В.Г. Белинский писал: «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются - и старые, и молодые, и деловые и ничего не делающие; дети - также. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать: первое зло положительное, второе - только отрицательное. Так, например, в детях, с самых ранних лет нужно развивать чувство изящного, как один из элементов человечности». Детские книги в прозе и стихи для детей - сокровища духовного богатства людей, самое ценное, что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства эмоции, переживания людей. Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, загадки, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальнее. В том числе и стихи о нашем любимом Санкт-Петербурге, воспитывающие с колыбели уважение и любовь к городу, и гордость за его жителей.

Именно поэтому педагоги используют стихи, загадки, пословицы и поговорки на занятиях, посвященных нашему городу. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики по развитию речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни школы. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги школьного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных занятий). Общетеоретические вопросы развития речи детей младшего школьного возраста содержатся в трудах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др.

Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. К счастью, красота и героическая история Санкт-Петербурга, не даром названного культурной столицей России, дали его гениальным жителям - поэтам, прозаикам, зодчим, композиторам такой порыв вдохновения, что жаловаться на отсутствие материала по нашей теме нельзя.

Большое значение в начальной школе имеет развитие активного и пассивного словаря учеников, воспитание любви к языку, расширение словарного запаса. Этому подчинена работа учителя – воспитателя, знакомству ребят с различными стихотворными и фольклорными формами, которые должны органично вписываться в ход и структуру занятия, посвященного теме воспитания любви и уважения к своему городу. Таких тем может быть несколько в течение учебного года. Приведем некоторые из возможных вариантов: времена года, цветы, деревья, транспорт, ПДД, игрушки, профессии, птицы, посуда, овощи, фрукты, мой город, дикие и домашние животные и так далее. Но нам хочется поделиться своими мыслями о том, как возможно использовать тему города на занятиях и беседах в группах продленного дня детей 2 – 3(4) классов общеобразовательной школы. Это будут элементы тематического планирования занятий, на которых решаются все задачи, упомянутые ранее. Через все уроки красной нитью будет прослеживаться одна лексическая тема, связанная с краеведческим курсом изучения истории города в начальной школе – «Знай и люби свой город». Предлагаем соединить учебные и игровые методы и приемы работы на занятиях со знакомством детей с некоторыми аспектами городской истории и с его настоящим, в доступной для ребят форме. Это могут быть стихи и загадки, посвященные нашему городу, упражнения на знание достопримечательностей. Занятия могут проводиться, как заочное путешествие по городу или как работа с картой города, формирующая пространственные представления путем рисования детьми своего плана следования по Петербургу, а также на литературном и музыкальном материале, в котором отражена жизнь нашего города (смотри приложение 1, 2).

Нельзя отдельно не упомянуть о загадках. Загадка - проверенный веками и народным опытом самый занимательный способ обучения детей и знакомства их с окружающим миром, в каждой детской загадке сосредоточена мудрость и любовь многих поколений взрослых. Познавать мир через загадки намного интереснее, чем по сухим школьным учебникам или мудреным объяснениям взрослых - неспроста наши дети так любят их разгадывать. Эффективность использования детских загадок была давно подтверждена ведущими педагогами уже бывшего СССР и не оспаривается по сей день, более того, многие учителя, мамы, папы и просто талантливые люди продолжают придумывать новые загадки, отражающие реалии современного мира, тем самым, продолжая древние традиции нашего народа.

В процессе чтения и восприятия художественной литературы, обогащения жизненного опыта, запаса необходимых знаний развивается и крепнет у ребенка способность мыслить словесно-художественными образами. По существу, эта способность связывает общее развитие человека с развитием специальным, с формированием частных литературных способностей. Диалектическую связь общего и специального развития необходимо иметь в виду, когда речь идет о воспитании и обучении школьника. Начальная и средняя школа в массе своей готовит не писателя, не литературного критика, не литературоведа (ибо все это возможно только на уровне высшего профессионального образования), а квалифицированного и образованного читателя художественной литературы. Все прошедшие это учение в школе, не став профессиональными писателями и поэтами, становятся квалифицированными читателями независимо от избранной профессии и рода занятий.

На наш взгляд, использование этого материала будет полезным для детей начальной школы не только в воспитательном и познавательном, но и в учебном плане. Довольно часто дети, посещающие группы продленного дня, испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Занятия способствуют развитию активного и пассивного словаря учащихся, обогащению словарного запаса, закреплению тем родного языка, изученных на уроках русского языка. А также воспитанию любви, гордости, уважения к прошлому, настоящему и будущему нашего прекрасного города.


Приложение 1: фрагменты музыкальных произведений, которые могут быть использованы на занятиях.

Приложение 2: стихотворные отрывки, которые помогают воспринять красоту города, создают положительный эмоциональный настрой.

Приложение 3: интерактивная игра-викторина «Знай и люби свой город» Внеклассное мероприятие по истории и архитектуре Санкт-Петербурга для учащихся начальной школы.

 
      

Список используемой литературы

1. Национальная доктрина образования в РФ. - М.,2001.

2. Концепция реформирования среднего образования в Российской Федерации.

– М., 1996.

3. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.:

Педагогика, 1996.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983.

5. Основы педагогического мастерства. Под ред. Зязюна И.Я. - М.:

6. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

8. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.

9. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.

10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

12. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

15. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.

16. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.

17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

18. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии. – 1993. - №2.

19. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.: ил.

20. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с.

21. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

22. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф. Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.

23. Мир детства: Младший школьник. Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.

24. Педагогическое наследие. И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.

25. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.

26. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с.

27. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

28. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).

29. Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.

30. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.

31. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с.

32. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.

Поделиться: