Поиск по сайту

Физика с пятого класса? Это возможно!


Авторcтво: Григорьева Галина Александровна, учитель физики ГОУ школы № 559 с углубленным изучением физики и математики, методист ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


После урока физики пятиклассник Артем эмоционально обсуждает с другом только что проделанные собственными руками опыты и заявляет: «Физика – мой самый-самый любимый урок!» Такие слова в устах учеников дорогого стоят, особенно если удается сохранить их интерес и желание учиться на долгие школьные годы.

Известно, что в учебные планы общеобразовательных школ, гимназий и лицеев должен включаться предмет, обеспечивающий преемственность в предметной области «естествознание»: от начальной школы к основной и старшей. Может ли таким пропедевтическим курсом быть курс физики? Существуют разные мнения по этому поводу. В нашей школе физика с пятого класса преподается уже семь лет и мне хочется привести некоторые доводы в пользу этого предмета.

Значение физики как учебного предмета заключается, прежде всего, в ее развивающем потенциале. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта (нового поколения) для основной школы целями обучения физике являются:

· развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

· понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

· формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Систематическое изучение физики начинается с 7 класса средней школы. Однако существует ряд причин, которые побуждают к введению более раннего изучения физики, а именно, с 5-го класса. Бурное развитие телекоммуникаций и средств связи привело к значительному росту объема информации, которая буквально обрушивается на ребенка. С одной стороны, учащиеся получают много сведений о явлениях окружающего мира еще до изучения предмета «физика», с другой – эта информация зачастую является недостоверной, основанной на вымысле и слухах. Поэтому встает необходимость формирования адекватных представлений о мире и умений работать с информацией.

К седьмому классу учащиеся в значительной степени утрачивают интерес к изучению явлений окружающего мира, а пятиклассники еще находятся в возрасте «почемучек» и живо интересуются явлениями природы, различными техническими устройствами. Психологами установлено, что максимум сензитивного периода для развития интеллекта путем познания окружающего мира как раз приходится на возраст, соответствующий 5-6 классу.

Все естественнонаучные предметы используют единые подходы к изучению природы. Однако, в школьном курсе «физики» знакомство с методом научного познания происходит наиболее последовательно. Сами объекты изучения (физические явления и тела) позволяют пройти всю цепочку научного познания в достаточно короткие сроки, часто в течение урока, и сразу получить нужный результат. Можно легко воспроизвести физические явления, выяснить закономерности их протекания непосредственно в условиях физического кабинета и установить факты, а не просто получить информацию с чьих-то слов; при этом ребенок может сделать это сам(!) в процессе деятельности. Изучение объектов природы и явлений происходит на конкретном уровне, что в дальнейшем создает основу формирования абстрактного мышления. Поэтому предпочтительно начинать изучение предметов естественнонаучного цикла именно с физики.

Программа пропедевтического курса Г.Н. Степановой «Физика с 5-го класса» ориентирована, прежде всего, на развитие личности ребенка средствами учебного предмета «физика».

Основные задачи курса:

· поддержать или пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;

· заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;

· научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

· мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы;

· научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать ее из одной формы в другую.

Для преподавания данного курса характерны:

информационный подход:

· учитель предоставляет ученику возможность стать субъектом процесса обучения, организовывая его самостоятельную деятельность с различными источниками информации;

  • дидактический аппарат учебника позволяет организовать работу с информацией, представленной разными способами: текстом, рисунками, графиками, таблицами, что позволяет задействовать различные каналы восприятия, развивает умение трансформировать информацию из одного вида в другой;

интегративный характер

· основой интеграции является научный метод познания, общий для всех естественнонаучных предметов: от наблюдений, установления фактов к выдвижению гипотез, осознанию необходимости постановки опытов и проведения экспериментов, обнаружению закономерностей явлений окружающего мира;

деятельностный подход

  • изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении: в курсе предполагается проведение значительного числа (до 26 работ в год) практических работ исследовательского или проектно-исследовательского характера;
  • уже в процессе проведения первых работ учащиеся учатся наблюдать, формулировать цель наблюдения, продумывать, каким образом представлять результаты наблюдений, учатся выявлять простейшие закономерности и формулировать выводы по результатам наблюдений;

особый дидактический аппарат учебника

· учебный материал в учебнике представлен в виде вербального и зрительного ряда: при этом вербальный ряд – короткая строка, которая легко помещается в поле зрения ученика и способствует лучшему восприятию информации, а зрительный ряд – это рисунки, схемы, графики, фотографии, по смыслу связанные с текстом;

  • дидактический аппарат учебника позволяет организовать работу с информацией, представленной разными способами: текстом, рисунками, графиками, таблицами, что позволяет задействовать различные каналы восприятия, развивает умение трансформировать информацию из одного вида в другой;

тетрадь на печатной основе может быть использована

  • для организации самостоятельной работы на уроке;
  • для выполнения диагностических работ: тестов, индивидуальных заданий;
  • для организации выполнения домашнего задания;

принцип отбора содержания

· основан на первоначальном изучении природы с помощью органов чувств;

· изучение физических явлений начинается в 5-м классе со световых, а затем и звуковых явлений; в 6 классе изучаются тепловые, электрические и магнитные явления, таким образом, к концу 6 класса у учащихся начинается формирование абстрактного мышления;

  • изучение закономерностей протекания физических явлений предполагает установление количественных соотношений между физическими величинами, поэтому значительное место в курсе физики с 5-го класса отводится обучению измерениям: учащиеся учатся измерять длину, площадь, объем, массу, силу, углы и другие физические величины;
  • это позволяет спокойно обсудить вопросы, касающиеся различных способов измерения величин, абсолютной погрешности измерений, перевода единиц измерений, что в дальнейшем высвобождает значительное количество времени при проведении практических и лабораторных работ и способствует формированию устойчивых навыков использования любых измерительных приборов;

домашние задания

преимущественно носят творческий, поисковый характер, не являются обязательными.

Знакомство с явлениями окружающего мира происходит преимущественно на качественном уровне. Опыт работы показывает, что умение решать качественные задачи является необходимым условием для формирования умений решать количественные задачи. Именно качественное рассмотрение вопросов позволяет ребятам глубже понимать закономерности физических явлений. В процессе работы над задачами развиваются умения: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать. А в процессе предъявления задачи классу или группе учащихся – навыки устной речи, умение слушать.

Исследовательские умения, которые формируются в процессе выполнения практических работ, позволяют в дальнейшем осуществлять учебные проекты, как в урочное, так и во внеурочное время. В целом, раннее изучение физики способствует развитию не только предметных, но и метапредметных умений, что является необходимым условием дальнейшего успешного обучения в школе. Таким образом, раннее изучение физики способствует формированию универсальных учебных действий, которые позволяют ученику самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая умение учиться.

Механизм реализации программы «Физика с 5-го класса» в условиях профильного обучения в школе.

Аналитический этап

  1. Анализ выбора учащимися школы профиля дальнейшего обучения в вузах: более половины выпускников выбирают технические вузы.
  2. Создание классов физико-математического профиля. Необходимость отбора учащихся в профильные классы.
  3. Обсуждение возможности введения пропедевтического курса физики с 5-го класса:

- наличие подготовленных учителей;

- заинтересованность администрации;

- оценка материально-технической базы для проведения практической части программы: имеется современное лабораторное и демонстрационное оборудование L-micro, мультимедийный проектор и интерактивная доска Smartboard, цифровая лаборатория «Архимед», компьютер.

- наличие лаборанта;

- возможность введения курса «Физика с 5-го класса» в учебный план вместо естествознания.

  1. Обсуждение возможности введения пропедевтического курса физики с родителями будущих пятиклассников. Представление УМК Степановой Г.Н.

Внедренческий этап.

1. Принятие решения о введении в учебный план пропедевтического курса «Физика с 5-го класса».

2. Выбор классов. Традиционно выбирались более подготовленные классы, однако в последние годы 2-3 класса в параллели изучают физику с 5-го класса.

3. В процессе обучения постоянно поддерживается связь с родителями: ведётся разъяснительная работа по тем вопросам, которые интересуют родителей.

4. В начале и конце первого и второго года обучения проводятся мониторинг интеллектуального развития: входной и выходной контроль.

Возможные риски, трудности.

Существует опасность того, что учитель большую часть работы на уроке возьмет на себя. В этом курсе важно подобрать такие технологии обучения и соответствующие им формы организации деятельности учащихся, чтобы ученик а) учился работать с информацией, б) учился работать самостоятельно.

Важно проводить все предложенные в учебнике практические работы фронтально, а для этого должно быть хорошее оснащение кабинета физики.

Не отрицая большого развивающего потенциала пропедевтического курса физики, в некоторых случаях учителя отказываются от работы по данному УМК в 7 – 9 классах, мотивируя отказ тем, что изучение механики полностью переносится на 7 класс, а учащиеся в этом возрасте не обладают адекватным математическим аппаратом. Однако, даже очень слабые учащиеся, изучавшие физику с 5-го класса, в 7 классе имеют гораздо лучшие результаты, чем могли бы быть, если бы предмет изучался первый год.

Не все родители воспринимают учебник, в котором нет, как в справочнике, готовых ответов, а материал выстроен так, что учащемуся предоставляется возможность самому прийти к ответу на поставленный вопрос. Поэтому необходимо периодически иметь возможность разъяснять родителям особенности и алгоритм работы с учебниками «Физика – 5» и «Физика – 6».

Нет обязательных домашних заданий. Домашние задания носят творческий характер. Иногда это формирует у учащихся ложное представление о необязательности домашних заданий вообще при переходе к изучению систематического курса физики.

Что дает раннее изучение физики?

  1. Развитие интеллекта и творческих способностей.
  2. Более высокую успеваемость по предметам естественнонаучного цикла и математике.
  3. Возможность изучения физики в старшей школе в более высоком темпе.
  4. Создает мотивацию для глубокого изучения физики в основной и старшей школе.
  5. Возможность формирования классов с углубленным изучением физики и математики уже с 8 класса.
  6. Характер организации содержания учебного материала, выполнение практических работ и фронтальных экспериментов фактически на каждом втором уроке способствуют формированию универсальных учебных действий и, в конечном счете, умению учиться.

Литература.

1. Степанова Г.Н. Раннее обучение физике. Физика в школе. №4,2007.

2. Тылец Н.Н.. «Резонансный» подход к построению обучения. Физика в школе. №4,2007.

3. Степанова Г.Н. Физика с пятого класса: пропедевтический курс: программа и методический комментарий. – СПб.: ООО «Валери СПД», 1999.

4. Тылец Н.Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. – СПб.:[б.и.], 2010.


Поделиться: