Поиск по сайту

Логоритмическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи


Авторcтво: Бабушкина Рената Леонидовна, учитель - логопед; Кислякова Оксана Маратовна, музыкальный руководитель; ГДОУ № 11 Калининского района Санкт-Петербурга


Традиционно логопедическая ритмика применяется в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия (Г.А. Волкова [2]).

Предлагаемая нами модель логопедической ритмики представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова [1]).

Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта, неоднородностью клинических проявлений. Помимо недоразвития речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций). К часто встречающимся сопутствующим отклонениям личности при общем недоразвитии речи также относятся нарушения в эмоциональной сфере и коммуникативном поведении (Р.Е. Левина [3], Е.М. Мастюкова [4], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [7]).

Сочетание недостаточности коммуникативного аспекта речевой функции у дошкольников с ОНР с отклонениями неречевого характера приводит к осознанию необходимости комплексного подхода при организации коррекционно-развивающей работы с этой категорией воспитанников.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у детей дошкольного возраста открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения таких детей, так как подразумевает всестороннее воздействие на личность в деятельностном аспекте (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова [1]).

Основной целью системы занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых психических функций и коммуникативного поведения, что способствует скорейшей адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики имеют оздоровительную, образовательную, воспитательную и коррекционную направленность.

Задачи логопедической ритмики:

Ø развитие сенсорных функций: слухо-пространственного гнозиса, тембрового, динамического, звуковысотного, ритмического слуха; зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений.

Ø развитие психомоторных функций: произвольности, координированности действий, регуляции мышечного тонуса на уровне макродвижений и микродвижений; мимической, артикуляционной моторики, неречевого дыхания.

Ø развитие коммуникативно-речевой деятельности (импрессивной, экспрессивной речи, коммуникативной компетентности).

Реализация поставленных задач осуществляется на основе использования разнообразных наглядных, словесных и практических методов.

ü Наглядные методы: рассматривание, обследование дидактических и музыкальных игрушек, предметных и сюжетных картин, музыкальных иллюстраций (зрительное, слуховое, кинестетическое, комбинированное); использование схем и пиктограмм.

ü Словесные методы: рассказывание, инструкция, вопросы, речевой материал, записанный на звуковой носитель; педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

ü Практические методы обучения: наглядно-действенный и сопряженный показ способа действия, регламентированные, имитационные упражнения, действия с дидактическими игрушками, музыкальными инструментами и их заменителями.

Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 15 - 20 минут, в зависимости от этапа логопедической коррекции. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной сенсорной направленности и активности, что позволяет на протяжении всего занятия поддерживать интерес детей к происходящему. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: «В гости к игрушкам».

Игровой материал: резиновые игрушки, колокольчики, карточки с ритмическими рисунками, маленькие пластмассовые трубочки.

Разделы занятия по логопедической ритмике

Ход занятия по логопедической ритмике

1. Организационный момент. Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй».

Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.

Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом».

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

2. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Гудок».

Педагог: «Сегодня мы отправимся в путешествие».

Звучит театральный шум «Поезда».

Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У – у!».

3. Игроритмика «Скоро поезд отойдет».

Несколько ведущих (машинистов) формируют свои паровозики. Двигаясь по залу, ведущие изображают паровозы, приглашают детей прокатиться. Они исполняют польскую народную мелодию «Скоро поезд отойдет»:

«Тут и там, тут и там на перроне шум и гам.

Вот гудок в путь зовет, скоро поезд отойдет».

С окончанием музыки ведущие останавливаются перед выбранными партнерами и хлопают в ладоши. Партнеры повторяют заданный ритмический рисунок; партнер становится сзади ведущего, кладет ему руки на плечи. Пары продолжают двигаться топающим шагом под музыку.

4. Коммуникативное упражнение «Здесь живет…».

Педагог: «Посмотрите, как много вокруг игрушек. Выберите ту игрушку, которая вам нравится, и подойдите к ней».

Дети выбирают игрушки, ставят перед собой и рассказывают им о себе:

Здесь живет Хмурилка,

Здесь живет Дразнилка,

Здесь живет Страшилка,

Здесь живет

Смешилка,

Это - носик Бибка,

А где твоя улыбка?"

Нахмуриться, указательными пальцами свести брови;

Упражнение «Буратино»,

Высунуть язык,

Глаза и рот широко открыты,

Руки вытянуты вперед, пальцы растопырены;

Указательные пальцы на щеках, ребенок улыбается; Указательные пальцы сведены на кончике носа;

Руки разведены в сторону, губы растянуты в улыбке

5. Игро-гимнастика «Игрушки»

Педагог предлагает изобразить выбранные игрушки, дети копируют позу игрушки.

Педагог оценивают правильность движений.

6. Вокальное музицирование «Ты кто?»

Педагог: Теперь вы превратились в сказочных героев. Пропойте мне свое имя. Ты кто?

Дети пропевают свои имена.

Педагог: «Здесь можно покататься на качелях, каруселях, играть с друзьями».

7. Игрогимнастика «Музыкальные качели».

Дети встают в пары, берутся за руки, поочередно приседают под музыку. В паре один поднимается на носки, другой приседает, затем наоборот. Действия сопровождаются пением:

«Есть качели на лугу – вверх, вниз, вверх, вниз.

Я качаться побегу – вверх, вниз, вверх, вниз».

8. Инструментальное музицирование «Звездное небо»..

Педагог: «На небе зажглись звезды и тихим, нежным голосом переговариваются друг с другом и лишь месяц, проплывая между ними слышит их песню». (К. Орф «Космическая музыка» с использованием ритмических схем [6]).

Дети стоят по залу врассыпную, у них в руках музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, колокольчики). Играют на музыкальных инструментах те дети, рядом с которыми проходит педагог.

9. Релаксационное упражнение «Ночь»

Педагог укладывает детей с игрушкам на пол отдыхать:

«Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок,

Ложись на бочок, баю – бай, засыпай».

Звучит «Колыбельная» музыка П.И. Чайковского [5]. Дети лежат на ковре, педагог, поглаживая каждого ребенка, тихо произносит:

«Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут:

- Поскорее вырастай, баю – бай! Гонит заиньку метель в снежную постель: «На мороз не выбегай, баю- бай». Мишку мама прячет в мех, им теплее всех: «До весны не вылезай, баю – бай». Только еж не хочет спать, рассердилась мать: «Спи! И глаз не открывай, баю – бай».

С окончанием колыбельной дети открывают глаза, садятся лицом к педагогу.

10. Пальчиковая гимнастика «Солнце поднимается».

Педагог и дети произносят вместе:

«Солнце поднимается.

Все вокруг просыпается,

Вставай, Большак,

Вставай, Указка,

Вставай, Середка,

Вставай, Сиротка

И ты, Крошка,

И вся ладошка!».

Руки сжаты в кулаки, от груди поднимаются вверх,

Растопыривают пальцы,

Указательным и большим пальцами правой руки массируют поочередно подушечки называемых пальцев левой руки,

Ребром правой ладони «распиливают» левую ладонь.

11. Подведение итогов

Педагог спрашивает детей, где сегодня побывали? Кого встретили, что больше понравилось. Затем педагог оценивает деятельность каждого из детей и предлагает детям отправиться в группу.

12. Организация окончание занятия. Игрогимнастика «Ходьба»

Дети выходят из зала под любую спокойную музыку.

Литература:

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой – СПб: КАРО, 2005. – 176 с.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей/ // Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1968, – С. 67-166.

4. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Обучение и воспитание детей группы риска. – М., 1996. – С. 162-175.

5. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 1 ч. – 606 с.

6. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. – М.: АСТ, 2004. – 20 с.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду //Дефектология. – 1985. – № 6. – С. 58-62.


Поделиться: