Поиск по сайту

Развитие познавательных и творческих способностей детей через дидактические игры с математическим содержанием


Авторcтво: Журикова Елена Юрьевна, старший воспитатель; Морозова Елена Валентиновна, воспитатель ГДОУ № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга


Игра – очень важная деятельность в жизни ребенка. Дети, играя,  не ставят перед собой какой-то определенной цели. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью он можно развивает в себе внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые необходимы ему для дальнейшей жизни.

Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение и углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Поэтому с детьми дошкольного возраста согласно требованиям «Программы воспитания в детском саду» в утреннее и вечернее время проводятся игры математического содержания (словесные и с использованием пособий) такие, как «Домино фигур», «Составь фигуру», «Арифметическое домино», «Лото», и другие. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. В группе нужно создать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявил бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда игра доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, цель увлекает малыша.

Правила в дидактических играх являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности поведением детей.

Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного её проведения. Поэтому, организуя игры, с ребенком вне занятия надо присмотреться к нему, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предложить ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Это игры на составление целого из частей, на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры: «Составь картинку», магнитные фигурки, геометрические мозаики и другие. Специально изготовленные наборы геометрических фигур являются материалом для таких игр.

Цель: развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия. Учить различать геометрические фигуры, составлять какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по указанию педагога, по собственному замыслу.

Руководство игрой состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла, освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформулировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки «Верно – неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Для этого можно использовать игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой»… На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например, круги разных размеров на расстоянии один от другого. Ребенку можно предложить дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, куклу, часы. Аналогичны упражнения, где к взятой за основу геометрической фигуре, например, треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елка, домик, флажок и так далее.

Цель: развивать у детей воображение, закрепить знания, о геометрических фигурах, их свойствах; развивать у детей пространственные представления; развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия

Игры и упражнения с цветными счетными палочками.

Цель: развивать у детей пространственные представления, закрепить знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактические игры и занятия, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей. Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, на осуществление задач умственного воспитания. Дидактические игры, насыщенные логическим и математическим содержанием, не требуют от взрослых, и, разумеется, от детей каких-нибудь особенных знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Дидактические игры уместны в конце занятий с целью воспроизведения, закрепления изученного раннее. Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур могут быть использованы следующие игры:

Найди и назови.

Цель: закрепить умение детей быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета; развивать игровой замысел, умение ставить и реализовывать игровую задачу.

Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе.

Ход игры: на фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т.д.) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: «кто нашел большой круг?» «кто нашел синий маленький квадрат?» и так далее. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

Чудесный мешочек.

Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь; сравнивать зрительные и осязательные впечатления.

Логические задачи:

«Найди ошибку»

«Какая фигура здесь лишняя и почему?»

«Какая фигура следующая?»

«Найди, чем отличается?»

Цель: развивать у детей логическое мышление, умение доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку  досугового занятия с математическим содержанием,

Приложение: Сценарий математического досуга для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом» или «Большое космическое путешествие»



Поделиться: