Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование представления об утилитарных и символических смыслах бытовых предметов как основа воспитания у дошкольников ценностного отношения к окружающему миру (на примере темы «Письменные принадлежности»)
Каждый предмет окружающего мира, как часть культурного пространства, имеет три уровня значений: утилитарное (практические функции предмета), художественное (предмет как образ, результат творческой деятельности человека) и символическое (предмет как символ, опознавательный знак определенной культуры). Дети дошкольного возраста отлично понимают практические (утилитарные) функции вещей: они знают или могут догадаться – зачем нужна та или иная вещь, в каких случаях и как ею можно пользоваться. А вот другие уровни культурных значений нередко ускользают от внимания воспитанников ДОУ. Но именно художественное и символическое значение, которое придает человек вещи, делают ее значимой с духовной (ценностной) точки зрения. Обращение внимания дошкольников на указанные стороны вещей позволяет формировать у воспитанников ценностное отношение к окружающему миру. Ребенок, понимающий в чем состоит значимость того или иного бытового предмета, не будет его ломать и разбивать. Интерес к изучению предметного мира, – естественная потребность ребенка-дошкольника. Чтобы ее поддержать и одновременно формировать бережное отношение к обычным вещам и предметам, педагогу следует выстроить целостную работу. В рамках такой педагогической деятельности важно, чтобы в поле зрения ребенка попадали самые разнообразные бытовые предметы, которыми он пользуется в реальной жизни. Их исследование, сопоставление с аналогами из прошлого и настоящего позволяет не только расширить знания детей о предназначении этих объектов, но и содействует осмыслению детьми художественной и символический значимости обычных бытовых предметов и вещей. Семейная прогулка «В поисках коллекции ручек», разработанная и реализованная в ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга, была направлена на изучение письменных предметов разных времен. Дети в наше время привыкли видеть обычные и одинаковые ручки, которые есть у каждого человека. В ходе образовательного путешествия дети увидели, что раньше все ручки были разными, потому что были сделаны в небольших или единичных экземплярах. Данная прогулка решает задачу развития у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии функций письменных предметов, их различиях, понимания того, как обычная ручка может отображать человека и его профессию (род занятия). Цель семейной прогулки: формирование у детей бережного отношения к вещам, представления о различиях письменных предметов. Проблемный вопрос: что может ручка рассказать о своем владельце? Адресная группа: воспитанники 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) и их родители. Оборудования и материалы: маршрутный лист, телефон или фотоаппарат. Ход семейной прогулки. Предварительный этап. Проводился в группе детского сада в форме бесед, самостоятельной деятельности и был направлен на мотивацию детей к образовательной деятельности (в том числе исследовательской деятельности в музейном пространстве). В ходе беседы детям рассказывалось об истории возникновения письменных предметов, повествование сопровождалось наглядным материалом. В ходе беседы дети узнали о том, что в самом начале рисовали рисунки, которые обозначали разные слова. Рисовали пальцами на глине, камнем или обгорелой палочкой (углем) на скале. Потом появились первые глиняные книги и считаются самыми древними. После в Древнем Египте писали кисточками из тростника на папирусе или пергаменте. А в Древней Греции и Риме записи делали на дощечках, покрытых воском. Писали на них стальной или костяной заостренной палочкой. Эти палочки получили названия стилус или стил. В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стержнем, который назывался писало. Затем появились перья для письма, их делали из перьев гуся. В начале 19 века изобрели стальные перья, потом их делали из серебра и золота. И вот в 1884 году Левис Эдсон Ватерман изобрел ручку, заправляемую чернилами – «вечную» или «самопишущую». В те времена ручки считались предметами искусства. И наконец, в 1938 году в Венгрии братья Биро изобрели шариковую ручку с густой пастой. Такими ручками пользуются и по сей день. Но нет предела совершенству, и со временем придумали ручки роллеры, фломастеры, гелиевые и капиллярные ручки. Во время самостоятельной деятельности дети рассматривали экспонаты мини-музея, собранного при участии родителей воспитанников и воспитателей. Также детям дали возможность сравнить, как пишут, или рисуют шариковые, гелиевые и капиллярные ручки. Для этого каждому ребенку были даны три вида ручки, ребенок что-то писал или рисовал каждой из них. Затем ему задавались вопросы: Какой ручкой писать удобнее? Какая ручка пишет лучше? Какую ручку выбрал бы для себя? Родителей просили сводить детей в канцелярский магазин, где дети могли увидеть разнообразие видов и форм ручек. Основной этап - семейная прогулка. Семьям воспитанников предлагалось исследовать историко-литературный музей города Пушкина, по средствам маршрутного листа:
Уважаемые родители! Предлагаю Вам совершить путешествие в поисках письменных предметов в историко-литературный музей города Пушкина, что находится по адресу Леонтьевская улица дом 28. Здесь вместе с детьми Вам предстоит собрать коллекцию фотографий ручек, которые вы найдете в ходе путешествия. Для путешествия не забудьте с собой взять телефон или фотоаппарат.
4. Далее предлагаем посетить экспозиции, которая имеет прямое отношение к письменным приборам, «Образование». Где можно увидеть, чем писали лицеисты и гимназисты 19 века. Пусть ребенок внимательно рассмотрит все ручки и расскажет, чем они отличаются от тех ручек, которые он видел сегодня в музее и тех, какими пишут в наше время. Сделать фотографию движемся дальше. 5. Закончить наше путешествие предлагаю в зале со статуей девочки, пусть ребенок попробует сам найти ее. Найдя ее вы попадаете в экспозицию «И серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл… Поэты Серебряного века». Здесь и затерялись наши последние экспонаты для нашей коллекции фотографий. Пройдя по залу, предложите ребенку найти витрины с письменными принадлежностями. Внимательно рассмотрев ручки, и другие предметы спросите ребенка: Как он думает кто владельцы этих ручек? Мужчина это или женщина? Чем они занимались? После того как ребенок ответит на эти вопросы, расскажите ему что владелец ручки с витрины находящейся слева от него был поэтом и звали его Дмитрий Иосифович Кленовский. А на витрине справа находятся вещи преподавателя математики Ивана Матвеевича Травчетову.
Сделав фотографии ребенка на фоне витрин, предлагаю завершить поиски письменных принадлежностей.
6. Придя домой пусть ребенок пофантазирует и нарисует ту ручку, какой бы он сам хотел с удовольствием писать
Итоговый этап. Проводится в группе детского сада. Семейная музейная прогулка дала возможность познакомиться с различными видами письменных принадлежностей. Дети приобрели опыт в исследовательской деятельности в музее. Для них был интересным поход в музей, где они сами искали предметы для своей коллекции фотографий. Своими впечатлениями дети поделились в беседе с воспитателем и сверстниками, в выставке рисунков своих ручек и коллажей из фотографий найденных письменных предметов в музее. Список литературы: 1. Интернет ресурс: http://ilmp.ru/?page_id=2819 2. Интернет ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-pismennih-prinadlezhnostey-2787040.html
Поделиться: |