Поиск по сайту

Влияние проекта "Культурная тропинка" на формирование личности гимназиста


Авторcтво: Кружкина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №4» Великого Новгорода; Павлова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №4» Великого Новгорода


В образовательных учреждениях Великого Новгорода, и в том числе в нашей гимназии, на протяжении четырех лет осуществляется реализация ФГОС второго поколения. Мы убеждены в том, что переход к новым стандартам возможен не только при использовании новых технологий на уроках, но и при объединении всех форм обучения: урочных, внеурочных, дополнительных. Это поможет воспитать заинтересованного, творческого, увлеченного ученика. Возникает вопрос: как это можно сделать? Одним из решений данной задачи стало участие в проекте «Культурная тропинка».

библиотека.jpgПроект «Культурная тропинка», организованный и проведенный Департаментом культуры и туризма Новгородской области, стал победителем VII областного конкурса инновационных творческих идей «Новгородика». Проект, адресованный учащимся 5-х и 7-х классов, был реализован в 2013-2014 учебном году и включал в себя знакомство с учреждениями культуры Великого Новгорода: театрами, музыкальными школами, библиотеками, дворцами культуры и т.д.

Школьники один раз в месяц последовательно, согласно графику посещали учреждения, где им вернисаж.jpgпредлагали ознакомительную программу, включающую экскурсии, презентации, мастер-классы, выступления отдельных солистов или коллективов. Так дети провели удивительную игру в культурном центре «Диалог», посмотрели фильм «Чемпионы» в киноцентре «Россия», увидели спектакль «В ожидании седьмой луны» в театре драмы им. Достоевского, стали участниками концерта в музыкальной школе имени Аренского, посетили филармонию и погрузились в чудесную атмосферу музыки, посетили выставку в Десятинном монастыре. Интересно, что два года спустя здесь же, в Десятинном монастыре прошли персональные выставки творческих работ наших учениц Дарины Сараевой и Александры Кондратьевой, и теперь уже мы пришли к ним всем классом на вернисаж.

музей.jpgДети, переходя из библиотеки в кинотеатр, из концертного зала в музей, смогли увидеть и понять многообразие культурных направлений, их увлекательность и значимость. По итогам проекта ученики стали участниками конкурса «путевых дневников», в них ребята поделились впечатлениями от увиденного, разместили отзывы, фотографии. Надо отметить, что ребята единодушно сделали вывод: им понравился проект, было интересно, познавательно, и они с удовольствием продолжат знакомство с учреждениями культуры. Результатом участия гимназистов в этом проекте стал возросший интерес не только к заведениям культуры, но и памятникам старины, так, ребята приняли активное участие в городском конкурсе «Святыни земли Новгородской», целью которого было знакомство с монастырями Великого Новгорода.

Это, в свою очередь, поспособствовало разработке и проведению цикла классных часов «Улицы Великого Новгорода», где каждая группа учеников рассказала, почему та или иная улица носит такое название (Розважа, Газон, Ильина, Десятинная и др). Особое внимание было уделено в год 70-летия Победы улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны (Коровникова, Черемнова, Панфилова, Лени Голикова и др).

Никого не оставил равнодушным и спектакль в Малом театре «Убежище. Дневник Анны Франк»,театр.png после него ребята написали о своих впечатлениях. Вот, например сочинение ученицы 8а класса Соболевской Надежды:

«Этот спектакль произвел на меня огромное впечатление. Не могу сказать, что после него остались только положительные эмоции, так как история Анны Франк сама по себе очень грустная. Этот спектакль рассказывает нам об Анне Франк, ее дневнике, Китти, (так сама героиня именует свой дневник), в который девочка записывала все, что происходит с ней и ее еврейской семьей, пока они прятались в убежище в одном из домов Амстердама. Герои как бы отстранены от всего мира и от всех других людей: их цель не быть обнаруженными нацистами. И, несмотря на весь ужас этой ситуации с евреями, Анна проходит через многие трудности обычной девочки-подростка: первая влюбленность, первый поцелуй, непонимание родственников. К тому же, две семьи, Франк и Ванн Даан, не очень-то хорошо ладят, и это тоже создает некий дискомфорт. И обо всем этом Анна рассказала в своем дневнике, который мы можем сейчас прочитать. Она была искренна и доверяла Китти все свои чувства. В спектакле была точно передана атмосфера, а актерами – то настроение замкнутости, безысходности и отчаяния. Ведь на протяжении этих двух лет людям нельзя было не просто выйти из дома, а даже выглянуть в окно. Они планировали свою будущую жизнь, Анна собиралась стать писательницей или журналисткой, когда вырастет и все закончится. И все могло бы так и произойти, если бы для семей Франк и Ванн Даан все не закончилось в трудовом лагере для евреев, где один за другим они, как и тысячи других евреев, умирали то от голода, то от болезней. К сожалению, вот так трагично распорядилась судьба, и все это мы увидели в этом прекрасно поставленном спектакле, который, наверно, никого не оставил равнодушным».

Поездка.jpgЛетом и осенью 2015 года ученики гимназии стали участниками нескольких проектов, разработанных Министерством Культуры РФ к 70-летию Победы. Захватывающе интересной, познавательной стала поездка по " Великим партизанским тропам". Орел, Брянск, Смоленск — вот те города, в которых побывали ребята. Как внимательно слушали они рассказ об интернациональном подполье в поселке Сеща, с каким энтузиазмом участвовали в игре "Зарница", как, едва сдерживая слезы, слушали рассказ о судьбе жителей деревеньки Хацунь, полностью уничтоженной фашистами. Эти впечатления, на наш взгляд, помогли наглядно увидеть то, о чем говорилось на уроках истории и литературы, убедиться, что память о героях Великой Отечественной войны бережно сохраняется. Может быть, благодаря этой поездке и родилось стихотворение Влады Максимовой «Разве можно войну понять?»

Разве можно войну понять?

Разумом, чувствами всю охватить?

Осыплет ворохом страшных дат,

Слов ужасных — "ранен", "убит"...

Что слова? Сердце живущих только

Взбередят, успокоить не смогут...

А за словами муки сколько!

Строгий, военный шаг в ногу...

И кто-то там, во тьме, уставший, поездка2.jpg

Будет долго, надрывно кричать,

Как это больно, как это страшно

Совсем молодым умирать...

У них ведь тоже мечты были,

Крылатые, весенне-свежие,

А их вот взяли и уничтожили!..

Под корень!.. И нет надежды...

И вот идут за годами годы...

Живые хранят и честь, и славу.

Честь тех, кто погиб тогда,

В страшной войне кровавой...

Они сквозь годы своим строгим взглядом,

Верные принципам даже теперь,

Нас учат: не ради награды,

Не считая потерь,

Идти на смерть, если надо,

Ради жен, детей, матерей...

Их наставления нужно принять

Они ведь знали, знали о смерти!..

И ведь шагнули!.. И смогут опять!

Лишь бы свободно смеялись дети!

Поэтому в мае, над площадями

Великой победы пытают огни!

Великой победы алеет знамя!

Знамя мира, а не войны!

Благодаря поездке ученик 9А класса Борисов Сергей смог пополнить свою научную работу, представленную на областном конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» о боевом пути прадеда в номинации «Родословие» на тему «Военная биография полковника Островского Николая Николаевича: От Минска до Берлина». Работа была высоко оценена членами жюри на Всероссийском уровне, Сергей получил диплом лауреата I степени за отличные успехи в продолжении традиций отечественной исторической школы, опирающейся на изучение архивных документов как источников, позволяющих восстановить и понять историческое прошлое Отечества.

По материалам поездки ребята создали фильм, поделились своими впечатлениями на страницах школьной газеты. Очевидно, что участие в таких проектах способствует формированию личности гимназиста - патриота и гражданина.


Поделиться: