Поиск по сайту

Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о России


Авторcтво: Павлова Ольга Петровна, воспитатель ГБДОУ детского сада №107 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Я уже много лет работаю с детьми по теме, которая мне очень близка и интересна – это формирование у детей дошкольного возраста представлений о России. Эта тема, воспитывает нравственность и патриотические чувства к своей стране. Возможно, некоторые возразят, что тема неактуальна, но я думаю, что именно сейчас, в нашей стране, в нашем обществе наблюдается "дефицит нравственности" у подрастающего поколения и во взаимоотношениях между собой. Одним из характерных примеров духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Все чаще наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторических ценностей.

Хочется отметить, что, конечно же, за последние годы в нашей стране произошли изменения и возникли проблемы в патриотическом воспитании детей, и именно поэтому идея воспитания патриотизма и гражданственности стала на уровень государственной, и в связи с этим была разработана Государственная программа, "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.". В которой говорится, что «проблема патриотического воспитания продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества». В ней сказано, что «главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития».

Эта программа нам воспитателям необходима, как официальный документ, подтверждающий необходимость поднятия темы патриотического воспитания в работе с дошкольниками, будущими гражданами своей страны.

Начиная работать по теме патриотического воспитания, нельзя обойти стороной тех, кто стоял у истоков этой немаловажной темы.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Еще в древности, начали формироваться элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. Новыми явлениями педагогической мысли на Руси X - XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русских былин Илья Муромец).

Проблемы патриотического воспитания начинались с произведений древнерусской литературы - первых работ, где собраны некоторые идеи народного воспитания и важное место в народной педагогике России занимали, конечно же, пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит».

Позже, выдающиеся деятели, ученые, педагоги прошлого, изучая вопросы воспитания, выявили ряд идей и обосновали значимость гражданского воспитания. Например, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский считал, что гражданин – это патриот, обладающий чувством национального самосознания. Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей. Он доказал, что народное, национальное начало формируется историей народа, воздействием жизни во всех ее проявлениях. Цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. В нравственном воспитании детей он главное место отводил патриотизму.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства. В работах Т.Н. Дороновой (автор программы «Радуга»), прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле только экологического воспитания и оно тоже немаловажно; в трудах О.Л.Князевой и М.Д. Махневой (в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры») делается акцент на приобщение детей к культурному богатству народа, т.е. основана на фольклоре и среде, которая помогает соприкоснуться с прошлым (например, уголок русской «избы»…) и это направление мне интересно; Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины-России, путем ознакомления детей с окружающим миром. Е.А. Никонова, на мой взгляд, выпустила очень содержательное практическое пособие в целях реализации Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан. Оно несет в себе познавательную информацию в текстах для взрослых, иллюстративном материале и занимательно-игровом, который можно использовать в качестве закрепления материала. Пособие «Наследие» (основанная на комплексном освоении трех программ: «Круглый год», «Семейный круг» и «Святые наши имена»), автором которой является Новицкая М.Ю., опирается на особенности традиционного народного творчества и отечественной культуры, в нем много практического материала, но комплексных задач по решению патриотического воспитания, оно не решает.

В своих трудах профессор, доктор педагогических наук В. И. Логинова разработала свою основу подхода к патриотическому воспитанию, она писала, так: «дети выражают понимание страны через труд, результаты труда людей разных профессий. Это и есть патриотическое воспитание. Природа определяет, что делать, а не национальность, а облик человека, его язык, обряды, тоже зависят от природы. Подчеркивая особенности природы, мы подчеркиваем особенность национального характера. А, выходя на показ результатов труда, делаем для детей наглядным понятие «дружба»!

Автор программы «Детский сад-дом радости» Крылова Наталья Михайловна долгое время работала с Верой Иосифовной Логиновой, она поддержала ее идеи по патриотическому воспитанию (и не только), совместно с ней и Заслуженным педагогом России Валентиной Тарасовной Ивановой провели эксперименты, Наталья Михайловна развила эту работу дальше и ввела в один из разделов своей (комплексной программы…), по которой и мне посчастливилось работать и воспитывать детей, в ключе национальной русской культуры, в духовных и общественно-социальных традициях. В освоении любым видом деятельности, в программе Крыловой Н.М., каждый ребенок восходит по «Лесенке успеха» в своем темпе, с учетом пола и темперамента, а технология дает возможность проявлять творчество с детьми, искать свой стиль профессиональной деятельности.

На мой взгляд, решение проблемы воспитания патриотизма на практике, требует несколько новых идей, а сколько то, как эти идеи воплотить и преподнести ребенку, чтобы тронуло его сердечко и осталось в душе на долгие годы. Ведь только детские впечатления остаются надолго в памяти, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. И если я смогу своей деятельностью помочь эти чувства детям обрести, то я буду рада. И надеюсь, что мои воспитанники будут достойными гражданами своей страны, которые будут жить и трудиться на благо своей Родины.

Цельюработы, по формированию у детей представления о России считаю

воспитание у детей дошкольного возраста чувства восхищения страной.

Задачи:

1) Расширять представления детей о прошлом и настоящим культуры своего народа в историческом и географическом аспектах.

2) Формировать моральные ценности личности на основе восприятия национальной культуры.

3) Систематизировать представления ребенка о многообразии культур и содействовать активному освоению им отечественного культурного опыта поколения.

4) Воспитывать у детей чувство гордости за то, что они россияне.

Просто ли открыть ребенку образ Родины и вызвать у него чувство любви к своему Отечеству, к России?

Познание своей страны многообразно: это и история, и литература, и зодчество, и познание тайн науки и искусства, и изучение природы, и т.д. «В познавании Родины участвует и сознание, и чувства, и поступки, которые совершает человек, изучающий свою Отчизну. Яркое впечатление о событии, о человеке, о красоте, которую увидел и подержал в руках, оставляют след в памяти и в душе» (Крылова Н.М.). Нельзя надеяться, что в один раз мы разбудим в детях эмоции, увидим, восхитим событиями, передадим знания, которыми владеем сами, о тысячелетней истории России, ее зодчестве, о живописи, литературе, музыке, прикладных искусствах, о гениальных предках, передавших нам заветы новых открытий и свершений, и совершивших великий подвиг защиты Родины и сразу, таким образом, научим любить Родину. Главное не торопиться и шагать всегда вместе с ребенком, как с попутчиком. Приглашая ребенка в путь познания страны, каждый раз задавая ему систему из трех вопросов:

- первый – имеет целью установить, что ребенок – попутчик уже успел узнать и понять по заданному вопросу;

- второй – «разведка», прощупывает возможность собеседника по ассоциации или путем дискурсивного рассуждения (выводного знания) самому догадаться и найти ответ о том, чего он раньше не знал;

- третий – это вопрос в область «избыточной информации», ответ на который интересно ребенку услышать, но сам он не владеет этим содержанием.

С чего начинается Родина?

Я считаю, что этот путь начинается с любви к самому себе, к маме, к родным и близким, к родному городу, краю, к стране, в которой мы живем. Безусловно, путь познавания своей страны начинается с привязанности к родным местам и людям. Поэтому я строила свою работу с учетом постепенного наращивания знаний, от познания своей семьи, дома, улицы, города … к необъятным просторам своей страны. Исходя из этого, я составила перспективный план работы на четыре года, который включает в себя различные формы работы с детьми, это: и беседы, и наблюдения, составления рассказов из личного опыта, посиделки, сказания, эксперименты и опыты, экскурсии, выставки рисунков, поделок, конструирование, игры (строительные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, театральные, пальчиковые, хороводные…), просмотры видеофильмов, слайдов, создание музея «Крестьянский быт», чтение русских народных сказок и др. фольклора, выставку семейных газет…

Повседневная жизнь ребенка в детском саду насыщена различными видами деятельности, среди которых игровая деятельность занимает ведущее место, и я считаю, что через нее ребенку проще познавать даже самые сложные вопросы. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра помогает совершать поступки – выбирать вариант поведения изображаемого персонажа – делает для игрока значимым участие в каждом варианте образа. Каждая игра (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, хороводная, игра-забава) обязательно устремлена к нравственному уроку, нравственному идеалу, соответствующему общечеловеческим ценностям. И я помогаю накоплению ребенком представлений об образах для подражания, о героях, на которых он хотел бы быть похожим (через художественную или научную литературу, иллюстративный материал, с помощью тематических полочек группы, с помощью альбома, созданного мною по фотографиям родителей об их профессиях для детей). Создание в воображении образов и становится содержанием его игры: мама, люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, архитекторы, артисты и т.д.

В младшей группе игра – самая любимая и основная деятельность детей. Наблюдая за трудом взрослого (няни, мамы, шофера…), рассматривая картинки с изображением заботы о ребенке, о животных, о машине и т.д., мы создавали образы мамы, папы, няни, заботливой хозяйки, как людей, поступки которых доступны пониманию детей. Эти образы дети передавали в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Гости», «Путешествие», «Хозяюшка». Эти игры побуждали ребенка к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным отношениям с другими детьми.

Для накопления опыта общения детей с взрослыми, мною были предложены такие мероприятия, как совместный поход детей и родителей в Сосновый парк. На природе, дети и их мамы играли в подвижные игры, общались, бережно относились к окружающим растениям и водоемам. Для домашнего чтения предоставила мамам распечатки с потешками, и колыбельными, при их совместном разучивании, дети запоминают и используют в сюжетно-ролевой игре. Для закрепления знаний о лесных зверях и детенышах (для диагностики знаний детей), я сделала панно «Опушка леса».

При рассматривании иллюстраций, фотографий, во время прогулок, я привлекала внимание детей к тому, что на нашей улице дома разные, есть магазины, детский сад, газоны, красивые деревья и кусты (которые меняются в разное время года)… Людям удобно ходить по тротуарам, а машинам удобно ездить по мостовой. Полученные знания дети использовали в строительно-конструктивных и режиссерских играх, а так же на занятиях по изобразительной и речевой деятельности.

Со среднего возраста и до подготовительного, я более широко спланировала организацию различных форм работы по построению у детей образа России. И так как дети воспринимают мир через различные анализаторы, т.е. любят потрогать, посмотреть, понюхать, взаимодействовать с предметом, и только тогда им станет понятен данный объект, то я по этому принципу строила свое планирование по данной теме. Старалась, как можно больше дать наглядного материала, а на сказаниях я давала возможность детям потрогать деревянные предметы, попробовать и почувствовать на запах душистый мед и т.д., создала много настольно-печатных и дидактических игр, с помощью отзывчивых родителей меняла оснащение информационных полочек и по моей инициативе создавали мини-музей «Крестьянского быта», куда приходили и дети из других групп, посмотреть, как жили когда-то давно крестьяне.

Форма работы с детьми: игры, беседы, посиделки, сказания, выставки детских (в группе, в детском саду, в библиотеке) работ, опыты, экскурсии, праздники и вечера досуга, наблюдения, творческая деятельность (мастерские, составления рассказов), чтение и рассказывание, просмотр видеоматериалов, рассматривание картин и различных объектов, участие моих детей в показе малышам спектакля русских сказок, поздравление малышей в роли сказочных героев.

Предметно-пространственная среда:

1) Книжный уголок: в нем содержится подборка необходимой литературы, сменяющаяся каждую неделю, комплекты репродукций, иллюстративные сборники, книги о художниках, альбомы по декоративно-прикладному искусству.

2) Уголок России: фото президента страны, российский флаг, герб, карта России, иллюстративный материал «Народы России», энциклопедия «Города России», «История России в картинках». Книги, открытки, фотографии, карты разных городов России, книга и настольная игра «Мы живем в России», картинки памятников российских городов и здания России разных эпох, куклы в национальном русском костюме.

3) Уголок Москвы: книги о Москве («Москва для тебя», «Твой кремль»), карта Москвы, открытки о Москве, карта-схема центра Москвы, фотографии памятники и архитектурные ансамбли Москвы.

4) Уголок Петербурга: герб города, портрет Петра I, карта центра Петербурга, фотографии памятников и архитектурных сооружений, которые стали символами и эмблемами города, постройка из настольного строителя «Русский музей», книги о Петербурге ( «Наш город С. – Петербург» Н. Яковлева, «Знаешь ли ты свой город?» В. Нестеров, «Знай свой город» Б.Пукинский, набор открыток «Реки и каналы Петербурга», Петербуржский детский журнал «Автобус», настольно- печатная игра (созданная мною) «Памятники воинской славы Санкт-Петербурга».

5) Полочка «Великие люди»: портреты известных людей (писателей, художников, ученых, моряков, путешественников, выдающихся деятелей культуры) прославивших Россию своим трудом, Альбом «Они прославили Россию, книги о великих людях, фотографии памятников известным людям.

6) Полочка красоты: игрушки и изделия декоративно-прикладного искусства, книги о мастерах и разных промыслах.

7) Исследовательский уголок: организация «лаборатории» для опытов: микроскоп, весы, мензурки, колбы, спиртовка, лупы, магниты. Материалы для исследований: песок, глина, ракушки, мел… Детская карта различных исследований мира.

8) Полочка астрономии: книга о планетах солнечной системы, схемы созвездий, карта звездного неба.

9) Полочка географии: макеты природных зон: степи, широколиственные леса, тайга и арктика (сделанные мною в технике папье-маше), глобус, карта о России, мира, настольная игры «Города и страны», «Что, где растет», гербарий, макеты природных зон (сделанные мною), фото детей, сделанные их родителями во время путешествий, карты – схемы разных городов, предметы, привезенные с разных мест мира, атласы мира, книги о животных мира, настольная игра в форме компьютера «Знайка» (созданная мною), способствует расширению у детей представлений об окружающем мире, взаимодействии человека с природой, закрепляет знания детей в области географии, истории, экологии…

10) Полка избыточной информации: папки с избыточной информацией для мальчиков и девочек (собранные мною), коллекции ткани, бумаги, льна, хлопка. Предметы для рассматривания и обследования.

11) Календарь: картинки времен года, частей суток, народные приметы, государственные и народные праздники.

12) Организованное мною, предмузейное пространство: подбор предметов крестьянского быта (прялка, икона, рубель, рушник, лапти, утюг, самовар и др.).

13) Полка воспитателя: учебно-методические пособия, картотеки игр, пословиц, тексты хороводов, аудиоматериалы (с записями детских песен, русских народных, патриотических, о родном городе, звуков природы, птиц), видеоматериалы о животных, городах России, иллюстрации и книги необходимые для организации педагогического процесса.

В средней группе продолжается работа по ознакомлению детей с родным городом, используя наглядный материал: созданная мною и детьми карта родного города, фотоальбомы, открытки, проспекты, книги. Я открыла детям, что улицы в нашем городе бывают разные: набережные, бульвары, проспекты, переулки. Есть главная площадь, главная улица, главная река. Есть в городе парки и скверы, а дома имеют разные назначение: жилой дом, магазин, театр, вокзал… Многие здания, самим детям сложно построить с фотографии или по памяти, всегда нужны базовые представления фасадного вида сооружений. Для этого я нарисовала картинки – подсказки, на примере зданий нашего города Петербурга. Полученные знания дети применяли в строительных и режиссерских играх: «Дом для матрешки», «Гараж», «Магазин», «Вокзал», «Аэропорт», «Пристань», «Улица». Дети узнали, что их также, как и жителей города называют по имени города: петербуржцы. В течение года я знакомила детей с людьми разных профессий: няня, повар, прачка, шофер, моряк, доярка, конюх, птичница, садовод, овощевод, дворник, столяр, стекольщик, маляр, сапожник, часовщик, парикмахер… и результатами их труда. Для закрепления знаний о профессиях, я создала альбом, где дети листая его, разделенные на 2 части страницы находят нужные инструменты, для данной профессии.

Воспитывая у детей бережное отношение к результатам труда людей разных профессий, к предметам, окружающим нас в доме, на улице, таким образом воспитывается у них любовь и уважение к труженикам родного города. Знания о профессиях дети использовали в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Гости», «Путешествие», «Детский сад», «Повар», «Прачка», «Ферма», «Конюшня», «Птицеферма», как в группе, так и на прогулке.

Для создания художественного образа России знакомлю детей с пейзажами русских художников И. Шишкина, И. Левитана, с натюрмортами И. Машкова, К. Кончаловского, с иллюстрациями художников-иллюстраторов Васнецова, Конашевича, Рачева, Е. Чарушина, с произведениями мастеров народного творчества – Дымковской и Каргопольской игрушкой.

В старшей группе продолжаю расширять и углублять знания детей о географии родных мест. Я подвела детей к пониманию того, что Родиной называют не только свою улицу, город, в котором они живут, но и другие города, деревни, поля, леса, реки, профессии людей, которые создают разные продукты труда, берегут и защищают родные места, к которым они привязаны. Исходя из этого, открываю детям страну, как систему взаимосвязей между разными производствами, между городом и деревней.

Игры детей «Семья», «Детский сад», «Повар», и другие сюжетно-ролевые игры, в которые дети играли в средней группе, наполнились содержанием, и благодаря этому, у детей сформировалась система знаний о труде людей разных профессий. Позже, появились новые, более сложные сюжетно-ролевые игры: «Овощеводы», «Кондитерская фабрика», «Театр». Через эти игры дети научились строить взаимоотношения в «трудовом коллективе», действовать в соответствии с взятой на себя ролью, добиваясь качественного результата труда, нужного людям. Оснащение для детских игр мы вместе с детьми создаем сами, например: театральные билеты, кошельки, программки, афишу, маски (некоторые маски я сделала способом папье-маше, привлекая детей), овощи и фрукты дети вырезают из бумаги…

Я познакомила детей с памятниками архитектуры не только родного города, но и других городов России (Москва, Пермь, Новгород). Я научила детей конструировать разные здания по виду и назначению, разные улицы, сады и парки, «привязывая» постройки к условиям местности (река, лес, озеро, поле). Содействую развитию творчества, индивидуального стиля в конструировании зданий одного назначения. Дети научились строить улицы, набережные, площади города (деревни) по плану с учетом законов архитектуры: назначение (удобство, забота о человеке), прочность, красота.

Я показала, что город – это сложная система взаимосвязей между разными видами труда, как внутри города, так и между городами, городом и деревней. В строительной и режиссерской игре «Город», «Деревня» эти взаимосвязи дети обозначали улицами, проспектами, транспортными магистралями: водными, железнодорожными, воздушными, которые связывали между собой магазины, жилые дома, заводы, культурные центры: театры, музеи, парки, библиотеки (в ближайшую библиотеку мы с детьми ходили на экскурсию, где заведующая библиотекой, рассказала много интересного о своей работе и ее коллег).

В подготовительной группе я продолжала знакомить детей с художниками скульпторами, архитекторами, с народными умельцами России. Рассматривая с детьми фотографии, открытки, книги, репродукции произведений художников, скульпторов, зодчих, писателей, поэтов, работавших в разные исторические периоды, в разных уголках России, я воспитывала у детей чувство гордости за свою Родину, создавая образ величия нашей Отчизны. На примере жизни людей, прославивших своим трудом свое имя, я показала детям, как, преодолевая трудности, они смогли сделать великие открытия, создать шедевры или совершили подвиги, применяя свои знания и умения. Под впечатлением рассказов и сказаний о великих людях России, желая подражать им и их поступкам, дети наполняли новым содержанием уже известные и самостоятельно придумывали сюжетно-ролевые игры: «Консервный завод», «Кругосветное путешествие», «Астрономы», «Кораблестроительный завод», «Железная дорога», рисовали интересные сюжеты для выставок в группе, детском саду и в районной библиотеке (темы были разными, например, «Северное сияние», «Война глазами детей», «Моя улица»...

Для насыщения знаниями детей на разные темы, я придумала книгу – накопитель «Кругозор», папку-ширму «Почемучка» с кармашками и карточками на разные темы, которыми могут пользоваться дети в свободное время и находить ответы на интересующие их вопросы или посмотреть интересные фотоматериалы). Настольная игра, для использования в индивидуальной и подгрупповой деятельности детей, в форме компьютера «Знайка» (созданная мною), способствует расширению у детей представлений об окружающем мире, взаимодействии человека с природой, закрепляет знания детей в области географии, истории, экологии… Папка-передвижка «Моя страна Россия», составленная из рисунков детей (изначально была использована, как форма диагностики детей по выявлению знаний о стране России).

По моему предложению дети совместно с родителями (на выбор) готовили небольшой рассказ о российском городе и о человеке, прославившем этот город. Рассказы мы с детьми обсудили, рассмотрели фотографии, узнали о достопримечательностях и главных производствах городов и постепенно (по мере получения знаний о каждом из них) мы с детьми нарисовали сокращенную карту российских городов, в индивидуальной и подгрупповой работе научились строить фасадные постройки зданий (из настольного строителя), вырезали герб каждого из городов и построили небольшую часть России. Позже умения конструировать переросли в строительную игру, где дети учились строить отношения между собой, путем передачи необходимых продуктов деятельности разных профессий. Мне кажется, что игры помогают детям ненадолго почувствовать себя взрослыми, где они с полной серьезностью к делу строят друг с другом отношения и начинают понимать, какова на самом деле наша страна и чем она богата.

Совместно с сотрудниками детского сада и родителями детей, по моей инициативе была создана выставка кукол в русских национальных костюмах разных регионов страны. Это поспособствовало и созданию мною слайдового фильма. Для того, чтобы детям было интересно узнавать о разных городах страны и как жили когда-то их предки на этих землях.

Трудятся мои воспитанники с большим удовольствием, потому что это приносит им положительные эмоции и понимание значимости от их усилий (в заботе о растениях в группе, на участке; в заботе о малышах – стирая для них салфетки, изготавливая коробочки из бумаги). Дежурство по столовой, стало объектом не только заботы о своих друзьях, но и местом, где дети могут проявляя свое творчество и своих родителей так сервировать стол, чтобы всем было и красиво и интересно-познавательно (например, тема дежурства была представлена по сказкам Пушкина, по теме «Улетают птицы», «По морям, по волнам», «На лесной опушке»…).

С обликом нашей страны я знакомила детей через произведения искусства: всматриваться в картины, находить слова, интонации, которые будили бы эмоции, помогали увидеть чудо, пробудили бы интерес детей к живописи. Рассматривая с детьми репродукции с картин художников И. Репина, И. Левитана, А. Саврасова, И. Грабаря, И. Машкова, К. Петрова-Водкина, И. Айвазовского, и других, дети смогли увидеть красоту, неповторимость русской природы, которая сочетается с красотой русской поэзии, а также понять необходимость беречь родную природу.

Рассматривая памятники, мы говорили с детьми не только об их красоте, но и о том, в память какого исторического события в жизни России созданы те или иные скульптуры, здания, ансамбли. Рассказывалось детям о том, что произведениями архитектурные только любуются, но и используют их, чтобы жить, работать и отдыхать. Полученные знания дети применяли в организации строительных игр, используя карты и планы городов, фотографии, открытки и книги. Для закрепления знаний о памятниках родного города, посвященных героям ВОВ, я сделала настольно-печатную игру «Памятники воинской славы Санкт - Петербурга».

При знакомстве детей с разными интересными городами страны, мы знакомились и с ремеслом этого края. Рассматривая с детьми изделия народных мастеров: резчиков, кузнецов, литейщиков, плотников, гончаров, ювелиров, мы обращали внимание на то, как простые русские люди в своих творениях передавали красоту и богатство родного края, родной природы. Для закрепления знаний детей об узорах хохломы, дымки и гжели, мною была создана настольно – печатная игра «Найди узор», которая помогала детям рассматривая узоры запоминать их название и по этому же образцу (индивидуально) рисовать их элементы на бумаге.

Создавая образ родного города, края, России, рассказывая детям об истории нашей страны, о великих людях, знакомя детей с произведениями русских писателей, поэтов и композиторов, показывая шедевры зодчих, скульпторов и художников, играя с детьми в народные подвижные, хороводные и настольные игры, мы содействовали патриотическому воспитанию детей, осознанию каждым ребенком себя как гражданином России, Землянином, представителем Человечества.

Известно, какую большую роль в воспитании и развитии ребенка играет организация пространства – предметно-развивающая среда, в которой он живет. Все предметы от портьер до игрушек, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и обеспечивали комфортное состояние не только у детей, но и у взрослых. Выбор и размещение предметов соответствует законам красоты, и содействуют выработке привычки сохранять и поддерживать порядок, необходимый для развития культуры взаимоотношений между людьми, живущими здесь и сейчас. Подбор предметов словно вводит детей в бесконечные Миры: Мир России, Мир Санкт – Петербурга, Мир музыки, Мир живописи, Мир архитектуры, Мир скульптуры, Мир книги, Мир науки, Мир животных, Мир растений, Мир народных промыслов… Любой из предметов служит, как - бы «фокусом» опыта человечества. Организация предметно-развивающей среды систематически изменяется в соответствии с темой, сезоном, с расширением и углублением представлений детей об окружающем нас Мирах.

Поэтому в группе подобрано большое количество дидактического и демонстративного материала:

- портреты художников, композиторов, скульпторов, ученых, полководцев, космонавтов, писателей, поэтов, путешественников;

- репродукции с картин русских художников;

- фотографии и открытки шедевров архитектуры и скульптуры Санкт – Петербурга, Москвы, Перми и других городов России и зарубежья;

- исторические и географические атласы и карты;

- путеводители, карты и планы городов России;

- энциклопедическая и справочная литература;

- библиотека произведений русских и советских писателей и поэтов;

- коллекции полезных ископаемых, минералов и других материалов, открыток;

- изделия народных промыслов народов России …

Сотрудничество с педагогами – специалистами помогало мне развивать своих детей более успешно, т.к. музыкальный руководитель помогал в оснащении музыкальными произведениями и разучивании песен, танцев и хороводов с детьми; преподаватель изостудии, обучала рисованию разными способами и средствами (гуашью, сангиной, акварелью…), рассказывала о художниках и знакомила с их творчеством, посредством видеопроектора, благодаря нашим совместным усилиям, я создала книгу рисунков детей о нашем городе, которая участвовала в районной выставке, посвященной юбилею города. Сотрудничая с физкультурным работником, мои воспитанники успешно укрепляли свое здоровье и участвовали в районных («Папа, мама и я – спортивная семья», пробег «Испытай себя», Выборгская лыжня») и садовских соревнованиях, получая не только почетные призовые места, но и первые.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому в моей работе я особое внимание уделяю и работе с родителями. Я понимаю, что без их помощи, без доброжелательного и партнерского общения с ними мне и моей сменщице, было бы непросто выполнить все задуманное и запланированное. Радует, что родители принимают активное участие в жизни ребенка, становлении его гражданином своей Родины.

Формы работы с родителями и родителей с детьми:

- участие в создании тематических выставок: «Мой город», «К 65-летию победы» (газеты с рассказами о родственниках, воевавших в годы ВОВ), «Путешествие по России»…

- помощь в оснащении тематических полок в группе для избыточной информации детей, например: «Мир часов», «Мир моря», «Мир лесных зверей», «Мир минералов»…

- участие в концертах для детей и на спортивных развлечениях «Мама, папа и я -спортивная семья»;

- создание родителями (по моему образцу и по моей просьбе) альбомов «Я и моя семья»,

коллажей «Наши увлечения»,

генеалогического древа семьи,

газет «Наши путешествия по России»;

- экскурсии по историческим местам Санкт-Петербурга;

- приход родителей в качестве интересного рассказчика или мастера;

- показ детям своих коллекций (значков, кукол…);

- посещение музеев города: Русского, Эрмитажа, Военно-Морского, Этнографического, Пушкина…

- прогулки в сады и парки Петербурга (в Сосновый парк с возложением цветов к памятникам погибших летчиков во время Великой Отечественной войны, в День снятия блокады), Репино

- чтение энциклопедической и художественной литературы, посещение вместе с детьми районной библиотеки;

- рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события;

- слушание музыкальных произведений о Родной земле;

- встречи с интересными людьми разных профессий;

- участие родителей в праздничных днях: «День города», «Папина неделя», «Мамина неделя», «День защитника Отечества», «Масленица», «Книжкины именины», «День Победы» (в прошлом году, к «65-летию Победы в ВОВ», мы приглашали одного из дедушек – ветеранов и по моему сценарию подготовили достойную встречу герою, отблагодарив его детским концертом и цветами)…

- организация выставок рисунков наших воспитанников и родителей.

Анализируя мой опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о России, используя составленное мною планирование по данной теме на четыре года, тесно сотрудничая с ученым, автором программы «Детский сад-дом радости» Н.М. Крыловой (создавая с ней совместно интересные сказания для детей, наполненные чувствами и эмоциями); создавая настольные игры для закрепления знаний, музей крестьянского быта; открывая творческие мастерские для детей (и изготавливая предметы, схожие с предметами народно-прикладного искусства из глины и расписывая доски), помогая детям реализовать свои знания в сюжетно-ролевых и строительных играх, в совместном труде со взрослыми (на субботнике), сотрудничая с родителями воспитанников, я считаю, что мне удалось развить у детей целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Продуктом всей нашей с детьми работы по формированию представлений о своей стране России, были: интересные постройки из настольного и напольного строителя, рисунки, аппликативные работы, лепные, отзывчивость родителей, которые постоянно участвуют в жизни группы, не только в праздниках, но и в разной деятельности ребят.

Воспитать эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и эстетические качества и, как следствие, заложила, как я считаю, основы воспитания гражданина и патриота своей Родины.

Слова академика Д.М. Лихачева, очень подходят для заключительной фразы моей работы: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».


Поделиться: