Поиск по сайту

Рисование песком как эффективная форма работы с детьми


Авторcтво: Гришанова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…»

Иоахим Рингельнац

«Детский песок»


Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).

На сегодняшний день данную проблему изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева.

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя развивающие занятия.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой.

Песок – загадочный материал, особая субстанция.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

Во время соприкосновения пальцев с песком, мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней и начинают стимулировать их работу. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, развивает главные психические процессы - внимание, мышление, речь.

В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Важной особенностью песочного рисования являются уникальные свойства песка – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, психоэмоциональное напряжение, тревожность. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий мозга (так как рисование происходит двумя руками).

В процессе рисования песком происходит развитие творческого потенциала детей, так как рисование на песке требует проявление фантазии и воображения. С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений, чем и привлекает неуверенных детей в создании рисунков.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить эффективность взаимодействия.

При рисовании на песке ценностью является сам процесс. Песок в этом смысле свободен и переда ет эти крылья свободы творящему реб енку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно это и есть залог развития.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физическихформах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии,гиперактивные,

тревожныеособенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может происходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предполагать различные сюжеты.
Как показали исследования и опыт В. Абраменковой и ряда других исследователей, песочная игра обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

· Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)

· Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)

· Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей)

· Условия работы с детьми

· Согласие и желание ребенка.

· Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

· У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Правила игры в песочнице для малышей

· Беречь песчинки — не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

· Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

· Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером – ведь рука и пальцы – это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше чем карандаш. Рисовать на песке можно:

· кулаком;

· ладонью;

· ребром руки;

· щепотью;

· пальцем;

· одновременное использование нескольких пальцев;

· симметрично двумя руками;

· высыпание из кулачка;

· с помощью различных предметов.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:

· знакомство реб енка с основными свойствами песка;

· развитие ориентации ребенка в пространстве;

· расширение и обогащение словаря детей;

· развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации;

· стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.

· гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

Рисование песком имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное – быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком. А чтобы сохранить продукт в памяти, его можно сфотографировать.

Этапы работы с песком:

· Ориентировочный этап.

· Этап прикосновений к песку.

· Дидактические игры и упражнения.

· Выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы.

· Рефлексия

Вот несколько игр-упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и подгруппой.

Предложить ребенку рисовать пальчиками.

Пальчики превращаются в десять кисточек, которые умеют рисовать.

«Дорожка для машины»

Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите реб енка нарисовать рядом ещ е одну. Скажите ему, что это дорожка для машинки. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а пров ел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

«Лесенка»

Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите реб енку, что это лесенка. В другой раз, показав две линии, объясните, что-то лесенка, на которой не хватает ступенек, ─ пусть малыш е е отремонтирует.

«Лучики для солнышка»

Нарисуйте круг на песке. Попросите дорисовать лучики, задействовав обе руки.

« Елочка»

Симметричное рисование руками иголок на елке.

«Волшебное превращение»

Нарисуйте на песке круг и спросите реб енка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.

Посоревнуйтесь с реб енком: кто из вас придумает больше картинок.

«Мы едем в гости»

В игровой форме познакомить ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Под чутким руководством педагога ребенок учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, который решает вопросы развивающего и коррекционного плана в работе педагога-психолога. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.



Список литературы
Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. - № 20. – с.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие, - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СП.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. – 64 с.
Зинкевич – ЕвсигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 224 с.: ил.

Любина Г. , Желонкин О. Рука развивает мозг / Г. Любина, О. Желонкин // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 5. – с. 31 – 34
Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. - 2001. - №11.


Поделиться: