Поиск по сайту

Восстанавливая традиции уклада народной жизни


Авторcтво: Комаровская Елена Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №483 Выборгского района Санкт-Петербурга


Изучение традиционной культуры русского народа старинных бытовых праздников большей частью крестьянских, с моей точки зрения, является главной частью исторического и этнографического образования подрастающего поколения.   Издревле традиции семейной жизни передавались из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу», но сейчас нам приходится заново учиться беречь и сохранять семейные традиции и, в первую очередь, традицию семейных праздников. Ведь именно праздник вобрал в себя элементы поэтического слова, напева, частушки, игры, танца, рукоделия, ремесел, и т.д. И творцом всего этого является неугомонный «народ» который наделен особым даром из ничего делать чудо. Нам необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Формировать у школьников чувство национального самосознания, воспитывать любовь к своей Родине, развивать их природные способности и таланты.                                                                                                         

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры, в первую очередь к фольклору — обрядовым праздникам, ритуальным оберегам, предметам прикладного искусства. Где же дети   могут проявить себя? Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, песни делают процесс игры более интересным и содержательным. Традиционная русская культура является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, где игры опираются на живую детскую инициативу. В игре они чувствуют себя свободно, радостно, раскрывают себя как личности, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других участников. Интеллект учащихся развивается с помощью разумно организованного досуга. Дети особенно остро, с большим интересом и вниманием воспринимают обрядовые праздники и их связь с жизнью природы. Наиболее любимые народом календарные праздники — Рождество и Святки, Масленица, Пасха, Троица, Покровские посиделки и другие. В наши дни, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно – нравственные ценности нашего народа, знание русской, народной игры как никогда дает возможность подрастающему поколению не только увидеть, но и почувствовать, что перешло от одного поколения ко второму, третьему, что унаследовано из народного творчества своих предков. Именно это, на мой взгляд, является важнейшей задачей современной школы. В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Народный праздник был веселым, удалым – одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а Масленица» или « Как коту Масленица». Праздновали Масленицу широко и весело.


Приложение: сценарий праздника «Широкая Масленица»


Поделиться: