Поиск по сайту

Современные проблемы воспитания. Социальная гостиная


Авторcтво: Олифир Ирина Владимировна, педагог-организатор ГБОУ №475 Выборгского района


Парголово-одно из старинных поселений северных окрестностей Санкт-Петербурга. Чистый , здоровый воздух, прелестное месторасположение, озёра, леса, горы, издавна привлекали людей, и давали возможность отдохнуть от городской жизни. На территории Парголово находится уникальный дворцово-парковый ансамбль - Шуваловский парк, который со времён своего создания практически не перестраивался. Здесь жили и творили великие писатели А.С. Грибоедов. Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, любивший эти места, и обессмертивший их стихами «Незнакомка», «Над озером», известные деятели культуры Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Ф.И.Шаляпин, живописец К.С.Петров-Водкин, композитор М.А.Балакирев, общественный деятель, адвокат Д.В. Стасов и многие другие. До сих пор Парголово остаётся прекрасным местом для отдыха и привлекает жителей Санкт-Петербурга, особенно в летний период.

Здесь на окраине Санкт-Петербурга и находится наша школа, которая продолжает сеять «разумное добро» и которой 1 сентября 2014 года исполнится 45 лет. У нашей школы всегда было своё лицо. И в этом немалая заслуга директора школы Каумбаева Ю.Т, заслуженного учителя России, который 27 лет посвятил созданию этого дома, зажёг очаг, к которому тянутся люди. Славится школа и своими учителями - добрыми, мудрыми, чуткими, умеющими вытереть слёзы, успокоить, перебинтовать разбитые коленки, починить сломанную мебель, а самое главное, они умеют давать знания. За это время получили путёвку в жизнь огромное количество выпускников. Многие уже приводят в школу своих внуков. Но, к сожалению современная ситуация в России (социальная, политическая напряжённость, межэтнические конфликты) негативно отражается на социальном институте семьи. У миллионов семей ухудшились условия жизни. И самая актуальная проблема современной семьи, это проблема бюджета. Нехватка средств приводит к тому, что дети бывают голодные, не имеют элементарных вещей, приходят в школу неухоженными. Без поддержки семьи, они довольно быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице. Все это способствует тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации.
Течет время - изменяется общество. Меняются идеологии, мировоззрения, культура, религии. В нашем постоянно меняющемся мире наряду с прогрессом меняются и взгляды людей на их жизнь. Так, обыденными явлениями в наше время стали гражданские браки, рождение детей вне брака, разводы, отсутствие должного родительского внимания к детям, особенно отцов. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. К сожалению, некоторые родители воспитание представляют так: обеспечить материально, отправить в школу и оградить от неприятностей. Многие не понимают, что быть нужным, значит разделить с ребёнком его тревоги и сомнения, его радости и печали. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети становятся жертвами или оказываются перед угрозой смерти от рук собственных родителей, становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью и быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, поэтому многие несовершеннолетние оказываются в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день в России в условиях политической и социальной нестабильности, возникает проблема о необходимости разработки новых форм содержания и воспитания детей, находящихся в особо сложных и дискомфортных условиях. Прежде всего, это касается детей из многодетных семей, сирот и детей, лишенных родительской опеки, которых за последние 10 лет увеличилось вдвое.

С этой целью в нашей школе было открыто отделение дневного пребывания несовершеннолетних (далее – ОДПН) от СПб ГБУ «Центра социальной помощи семье и детям Выборгского района», который был основан в 2007 году. С каждым годом Центр развивается, открываются новые отделения. Сейчас в структуре Центра 10 отделений, часть которых расположено на отдельных площадках. Одним из них является отделение дневного пребывания несовершеннолетних № 2 при школе № 475- «Социальная гостиная» - помещение, куда могут приходить дети после занятий, получать необходимую педагогическую, психологическую и социальную помощь, и в котором работают опытные педагоги, знающие каждого ученика по имени, фамилии, его умственных и физических возможностях, состав семьи, взаимоотношения родителей.

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних (ОДПН) предназначено для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и испытывающие трудности в воспитании детей, нуждающихся в социальной адаптации, а также защиты их законных прав и интересов. Отделение создано для оказания различных видов социальной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 17 лет. Обычно история ребёнка, посещающего ОДПН, – это целый комплекс проблем, связанных с трудностями, которые переживает его семья.

Основным направлениями работы отделения является оказание комплекса услуг детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организация летнего отдыха и оздоровления, профилактика детской безнадзорности.

Основная цель работы отделения – обеспечение социальной реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с различными формами и степенью дезадаптации. Пребывание несовершеннолетних в отделение осуществляется исключительно на добровольной основе и с согласия родителей. Дети и подростки посещают отделение в свободное от учебы в образовательном учреждении время. Необходимо особо отметить, что одновременно ведется работа с родителями, которые посредством внедрения и реализации различных социальных технологий включаются в процесс реабилитации. Комплекс услуг для детей включает психолого-педагогическую помощь, организацию досуга, трудотерапию, учебно-познавательную деятельность, бесплатное питание. На базе отделения функционирует социальный консилиум, который принимает решение о сроках нахождения ребенка в отделении, вырабатывает и утверждает стратегию реабилитационной работы. Продолжительность посещения соответствует времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальной программой реабилитации.

Для оказания квалифицированной психологической помощи в отделении работает профессиональный педагог-психолог Осипова Ольга Ивановна, которая проводит диагностику личностного развития ребенка, составляет характеристику и выбирает наиболее эффективные формы работы с ним. Психолог постоянно проводит индивидуальное консультирование с детьми и их родителями, занятия и тренинги. Эффективность деятельности в данном направлении такова, что по окончании реабилитационного периода у 79 % детей отмечена положительная динамика: снижается уровень тревожности, повышается самооценка, улучшается взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, внутрисемейные отношения.

Важной составляющей в организации процесса реабилитации в отделении является содействие в подготовке домашних заданий, т.к. успешность ребенка в учебной деятельности определяет уровень его системной подготовки. Учебную деятельность детей, посещающих отделение дневного пребывания несовершеннолетних, сопровождает социальный педагог, который ежедневно оказывает помощь в подготовке к урокам, проводит с детьми воспитательные и образовательные беседы, викторины, конкурсы.

Класс для занятий светлый, просторный, оснащен современными учебными местами.

Социальные педагоги и педагог-психолог тесно взаимодействуют с классными руководителями, учителями-предметниками школ, обмениваясь информацией по успеваемости, поведению детей, посещению учебных занятий. Индивидуальный подход позволяет своевременно определить проблему в обучении ребенка, причину пропусков школьных занятий, обратить на это внимание родителей и совместно с ними изменить положение к лучшему.

В период пребывания в отделении дети обеспечиваются бесплатными обедами, что, бесспорно, является хорошей поддержкой для малообеспеченных семей. Кроме традиционных блюд - первого и второго, дети получают натуральные соки и фрукты.

Значительное место в работе педагогов занимает организация досуга детей. Ежемесячно в отделение проходит 5-6 мероприятий, созданы благоприятные условия для развития ребят, что позволяет ребёнку раскрыть свои творческие способности, повышает уровень организованности детей, самовыражение. Очень нравятся ребятам встречи с ветеранами войны и блокадниками. К этим встречам они готовятся по - особенному. Делают поделки, покупают цветы, готовят чаепитие.

Все занятия и подготовки к праздникам развивают такие качества личности, как терпение, усидчивость, настойчивость, умение планировать свою деятельность, возможность поверить в свои силы, получить удовольствие от творческого процесса. Видя результаты своего труда, дети стремятся сделать работу еще лучше. Всё это способствует росту самооценки, повышение авторитета среди сверстников, укрепление уверенности в себе и в своих силах. В отделении есть уголки, в которых представлены поделки детей из природного материала, бумаги др.

Все внеурочные мероприятия, позволяют расширить воспитательное пространство за счет вовлечения подростков в организованные виды деятельности. Тёплая, доброжелательная обстановка способствует успешному решению задач социальной реабилитации детей и подростков. В течение 3 месяцев пребывания в отделение, дети находятся в атмосфере заботы и стабильности, вдали от дурного влияния улиц. Здесь они не просто отдыхают, но и отлично питаются, что немаловажно, делают уроки, имеют возможность само реализоваться, восстановить эмоциональное состояние после учебных нагрузок. В рамках профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения проходит целый ряд мероприятий, бесед и лекций.

Включение семьи в социально-реабилитационный процесс позволяет преодолеть кризисную ситуацию и снять напряжение в семье, сохранить для семьи ребенка, а ребенку - его семью. Умение специалистов отделения создавать обстановку доверия и доброжелательности помогает налаживать хорошие взаимоотношения с родителями. Специалисты по социальной работе в индивидуальной профилактической работе с семьями используют разные формы и методы работы: беседы, встречи с родителями в домашних условиях, приглашение для собеседования в отделение, консультации, тренинги.

По завершении реабилитационной работы семья продолжает оставаться «нашей». Дети, уже не посещающие отделение, и их родители приходят, когда возникают какие-либо вопросы и трудности, и мы с удовольствием помогаем им. Поэтому деятельность нашего отделения популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье.

Огромная работа проводится с подростками в летний период. СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района», Местная администрация муниципального образования Санкт-Петербурга поселка Парголово, и СПб ГБУ «Центр занятости населения Выборгского района Санкт-Петербурга», заключают договор. Соглашением устанавливаются способы и формы взаимодействия при осуществлении полномочий в области содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, а именно организация и выполнение подростковыми бригадами Центра работ по благоустройству МО Парголово. Формируется бригада для выполнения предварительно согласованных объемов работ. Назначаются руководители бригад с учетом специфики выполняемых работ. Совместно с Местной администрацией организуется работа подростковой бригады из расчета не более 4-х часов в день при пятидневной рабочей неделе. Время работы: с 10.00 до 14.00 ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Допускаются подростки к работе на объектах Местной администрации только при наличии медицинских справок, разрешающих подросткам выполнение работ. Принимаются меры к соблюдению подростками трудовой дисциплины. После работы проводятся различные мероприятия, тренинги, индивидуальная работа, экскурсии.

В деятельности специалиста по социальной работе необходимо знание и умение практически всего, что связано с детьми, но также важна и семья, так как ребенок живет непосредственно в ней, следовательно, значит для специалиста социальной работы это тоже важный элемент его деятельности. На сегодня в Российской Федерации действуют законы, которые направлены на поддержку семьи и семейного бюджета. Один из них – это № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Список использованной литературы:

1.Издательство «Социальное обслуживание», Москва №4. 2013 год.

2. «Социальная педагогика», Москва № 2, 2012 год.

3. «Социальная педагогика», Москва № 6, 2011 год.


Поделиться: