Поиск по сайту

Медиапроект как технология монологической речи на уроках английского языка


Авторcтво: Аксенова Наталья Ивановна, учитель английского языка ГБОУ школа №693 Невского района Санкт-Петербурга


«Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая.
Таковыми же должны быть и учёные».
        Петр Капица, лауреат Нобелевской премии, 1978 год. 

       Одна из актуальных задач современной школы - «реализация в социально значимой деятельности разнообразных познавательных потребностей» учащихся [1]. Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. В период реализации ФГОС изменяются требования к организации учебной деятельности, поэтому требуется новые, более конструктивные средства развития учащихся. Технология проекта хорошо освещена в современной научно-методической литературе (в трудах психологов и педагогов Богоявленской Д.Б., Холодной М.А., Селевко Г.К., Хуторского А. В. и др.), успешно и широко используется в школах.
       Использование на уроках английского языка медиапроекта открывает возможности для активизации обучения, способствует активному приобретению знаний, использованию приобретенных знаний на практике в нестандартных ситуациях, развитию познавательного интереса обучающихся, монологической речи, повышению интереса к чтению книг на английском языке и знакомству с англоговорящими писателями.
Медиапроект — это самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиатехнологий [2].
       Технология создания медиапроектов имеет продукт, который называется буктрейлер (от англ. booktrailer – досл. «тянущий книгу»). Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге или фильме. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.
       Появление буктрейлеров – вполне закономерный процесс в наше время, когда визуальные образы все активнее заменяют текстовую реальность. Происходит возникновение так называемого клипового мышления, которое позволяет человеку справляться с огромными потоками визуальной информации, но не всегда полно и глубоко осмысливать увиденное. Буктрейлер – своеобразная мини-экранизация книги. Буктрейлер – это ещё и средство самовыражения его создателей – любителей литературы и одновременно «уверенных» компьютерных пользователей. Технология медиаобразования как необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся к жизни в новых информационных условиях направлена на формирование культуры восприятия и анализа медиа информации, на овладение навыками работы с современными медиа, где, в свою очередь, через проектировочную деятельность реализуются знания, полученные в процессе образования. Работа над созданием буктрейлера развивает познавательную активность слабочитающих и слабомотивированных школьников. Помимо развития познавательного умения выделять главное в литературном произведении, создание видеоролика позволяет развивать личностные и метапредметные УУД, предусматриваемые ФГОС: владение умениями организации собственной учебной деятельности, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. В процессе создания видеопроекта ученики приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы, более глубоко познают окружающий мир. У школьников развивается умение видеть важное и второстепенное. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому.
       Мы использовали буктрейлеры на уроках английского языка, темы которых были связаны с писателями англоговорящих стран. Данный материал нам был необходим к неделе английского языка. Библиотека школы предлагает совместные проекты по произведениям англоговорящих писателей во время занятий по внеурочной деятельности.

       Алгоритм создания буктрейлера, являющийся составной частью технологии медиапроектирования:

1. мотивация к участию в проекте через демонстрацию образца,
2. выбор книги – основы буктрейлера,
3. чтение книги,
4. создание сценария,
5. создание ролика,
6. коррекция ролика,
7. рефлексия успешности проекта.
       Одним из этапов технологии медиапроектирования в формате буктрейлинга является составление текста для озвучивания подобранных автором буктрейлера смысловых блоков, включенных в сценарий и составление текста для титров. На этом этапе авторы буктрейлера формулируют предложения по тексту подписей (озвучивания) к видеоряду; в случае коллективного буктрейлера и наличия закадрового текста происходит распределение ролей, репетиция и запись текста.

       Действия учителя

Педагог, который сопровождает создание буктрейлера, на этом этапе реализует несколько дидактических приёмов работы с текстом и работы с формированием умений монологической речи.
1. направляет работу с осмыслением прочитанного текста и, фактически, пересказом этого текста, но непременно выделяя наиболее яркие моменты, которые прежде произвели впечатление на самого автора буктрейлера.
2. педагог акцентирует внимание на тех эмоциях, которые вызвал прочитанный текст у автора и на том, насколько соответствует подобранный видеоряд этим эмоциям.
3. учит выстраивать многоаспектную, системную работу в реализации собственного проекта.
       При подготовке текста для включения в сценарий медиапроекта-буктрейлера и его последующего озвучивания реализуются основные функции монологической речи: информативная, воздействующая, эмоционально-оценочная. Таким образом, можно сказать, что создание буктрейлера тесно связано с формированием и развитием умений монологической речи через выполнение оригинальных упражнений.
Учащимся предлагается выбрать произведение англоговорящих писателей. (Питер Пен, Алиса в Стране Чудес, Приключения Гулливера, Винни Пух, Удивительный волшебник из страны ОЗ, Приключения Тома Сойера, Мэри Поппинс, Гарри Поттер, Шерлок Хомс, Остров Сокровищ, Чарли и Шоколадная фабрика, Медвежонок Паддингтон, Три поросенка). Нашлись те, которые выбрали книги уже для взрослых, достаточно серьезный материал.
        Дети выбирают для чтения книгу, смотрят фильм. Для вдохновения надо пересмотреть готовые буктрейлеры. Далее создается сценарий.
1. цитаты либо небольшие яркие отрывки из произведения;
2. обложку, развороты и иллюстрации из книжки;
3. музыку;
4. тематические фотографии, рисунки, картинки, гифки;
5. лично снятые или с согласия правообладателей взятые из интернета видео.
        Всем ученикам предлагается пошаговая инструкция.
1.Определитесь с основной идеей своего трейлера, подготовьте сценарий.
2.Выберите видео или картинки, которые будете использовать.
3.Поставьте на компьютер бесплатные специализированные программы (PowerPoint, Adobe и т.п.). Также можно использовать уже встроенную в Microsoft программу Windows Movie Maker.
4.Если вы сами начитаете для промо-ролика текст, понадобится звукозаписывающая аппаратура (диктофон или микрофон от веб-камеры, программа типа Sound Forge и подобные ей).
5.Для редактирования аудиофайла качественную «начитку» нужно нарабатывать, репетируя дома или в специализированных студиях.
6.Подберите музыкальное сопровождение. Оно особенно важно, если будут использованы титры. Сами титры должны быть хорошо читаемыми и разборчивыми.
7.Смонтируйте подготовленный материал – уберите лишнее, сделайте эффектные переходы между фрагментами.
8.Добавьте звуковую дорожку. Звук должен быть одного уровня громкости и желательно без шумовых эффектов.
Буктрейлер только входит в моду, но общие принципы его создания уже определились:
1. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
2. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
3.Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
4. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным.Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
5. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
6.В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
7.И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания[3].
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.

       Основные инструменты для создания буктрейлера

1. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Скачанное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi. Можно использовать для этого программу Format Factory (Фабрика форматов) – это многофункциональный и мощный конвертер медиа файлов. Программа удобная в использовании. При необходимости можно бесплатно загрузить с интернета.
2. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Для записи и редактирования звука можно использовать программу Sound Forge. Необходимо иметь техническое оборудование микрофон.
3. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество: Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие работать с видео. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. С программой легко работать, чаще всего она имеет русский интерфейс. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео.
       Рекомендуется составить текст для пересказа произведения и наложить совой голос на видеоряд. Подробно даются рекомендации для монтажа и редактирования.
По результатам проекта формируется коллекция буктрейлеров, которая пополняет библиотеку школы и демонстрируется учащимся разных возрастов. На неделе английского языка выбирается победитель лучшего ролика. Данная технология предложена учащимся 5-6 классов, успешно реализована, о чем говорят результаты развития монологической речи на уроках английского языка.

                                                                                         Источники и литература:

1. Поволяева М., Пьянкова Н., Березина В. Создание системы поддержки одарённых детей как национальная задача. / ж-л «Образовательная политика» №7-8, 2010, с.125-136 https://elibrary.ru/item.asp?id=26387613
2. Никишин, И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И. В. Никишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60705/
3. Памятка для создания буктрейлера [Электрнный ресурс], Дарья Гущина, Школа вдохновения. Режим доступа: https://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera

Поделиться: