Поиск по сайту

Роль soft skills в процессе профессионального развития современного педагога


Авторcтво: Тетерина Екатерина Юрьевна, директор, учитель экономики и обществознания МАОУ «СОШ №9», г. Ревда


       На современном этапе в рамках множества дискуссионных площадок по вопросам образования обсуждаются вопросы, связанные с компетенциями, трансформацией образования, профессиональными стандартами, подготовкой молодого поколения для будущего. Практически уже никто не отрицает, что образование – это ключевой фактор устойчивого развития экономики XXI века любой страны. Образование, рассматривают как мощный инструмент создания человеческого капитала, влияющий на построение единого образовательного пространства. А. Кондаков (член-корр. РАО, д.п.н.) приводит следующие данные: «Массовое овладение компетенциями XXI века обеспечивает до 0.5 – 0.65% роста ВВП в год. Сформированность компетенций более значима для экономического роста, чем традиционные индикаторы – продолжительность обучения, охват образованием и прочее. Сформированность компетенций – требование не уникальное, а всеобщее» [1]. Отсюда понятен интерес к новым формам, новому пониманию организации образовательного процесса, миссии современного Учителя, владеющего ключевыми компетенциями.
       Профессиональные знания педагогов и их профессиональные компетенции должны способствовать повышению качества образования.
Таким образом, безусловно, кроме предметных и методических знаний, современный педагог должен обладать набором ключевых компетенций.
        История терминов hard и soft skills началась в военном деле. В 1859 году в США начали разрабатывать новый научный подход к подготовке военнослужащих. Они уже имели профессиональные навыки – hard skills. Это группа жестких навыков – такие умения, которым можно научить и которые можно измерить. Однако исследователи выявили, что для профессионального успеха нужны не только жесткие, но гибкие навыки, или soft skills. В группу гибких навыков входят личные качества человека, которые не поддаются измерению. Они зависят от характера и приобретаются с личным опытом. Как только эти термины закрепились в военном деле, они перешли в сферу бизнеса, образования. В основе жестких профкомпетенций педагога лежат знания – предметные и методические. Гибкие же, или мягкие, компетенции базируются на личностных качествах и личном опыте. Это эмоциональный интеллект, креативность, навыки работы в команде и другие компетенции.
       Сегодня в науке не существует однозначного толкования понятий, обозначающих непредметные, надпрофессиональные компетентности специалиста, в частности: «мягкие навыки», «ключевые компетентности (навыки)», «универсальные компетентности (навыки)», «навыки XXI века», «метапредметные навыки (умения)», soft skills. Например, в Оксфордском словаре «мягкие навыки» или soft skills определяются как личные качества человека, которые делают возможным более эффективное и гармоничное взаимодействие с другими людьми [2].
       Отечественные исследователи дают интегрированное определение мягких компетенций (soft skills). По их мнению, soft skills – «это социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [4].
       В 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) были сформулированы основные soft skills (или мягкие навыки), необходимые человеку в XXI веке для успешной профессиональной деятельности и повседневной жизни. Они представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы назвать метапредметными или общими для различных видов деятельности, и включают в себя некоторые характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и конструктивного взаимодействия с другими людьми [6].
      Определение содержания основных soft skills применительно к педагогической деятельности заключается в следующем.
1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации. Согласно ФГОС ВО педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Означает навык в создании ситуации сомнения в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбора в качестве основы для решений и действий фактов, а не просто полученной информации.
4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».
5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.
6. Эмоциональный интеллект. Это подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями и состояниями; влияния на эмоции и эмоционального состояния окружающих.
7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий.
8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и решения проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей.
9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.
10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.
11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.
       В рамках исследования в 2019 году был проведен анкетный опрос школьных учителей, преподавателей СПО и вузов, касающийся их оценки важности soft skills в педагогической деятельности. Общая выборка составила 110 опрошенных. Были получены следующие данные.
       Наиболее сформированными с точки зрения всех респондентов являются следующие компетенции: умение вести диалог и управление обучающимися. Преподаватели СПО и школьные учителя также выделили компетенции «сотрудничество с другими» и «умение управлять собой, своим профессиональным и личностным развитием». При этом школьные учителя выделили как наиболее сформированную у себя компетенцию «управление собственным эмоциональным состоянием, оказание влияния на эмоции учащихся». Тогда как преподаватели вузов более высоко сформированными у себя и коллег сочли компетенции «ориентированность на развитие обучающихся» и «суждение и принятие решений в педагогической деятельности».
       При этом все три группы опрошенных выделили как наименее сформированную у себя и коллег компетенцию «комплексное многоуровневое решение педагогических проблем». Коллеги МАОУ «СОШ № 9» проявили сформированность следующих компетенций: управление обучающимися, суждение и принятие решений в педагогической деятельности, коммуникабельность и умение вести переговоры, учение на протяжении всей жизни. Наш коллектив молодой, средний возраст педагогов – 35 лет, поэтому, безусловно, потенциал для формирования компетенций еще есть.
       Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Формирование перечисленных компетентностей и на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
       В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель. Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие “компетентность” только до умения.
       В результате исследования данной темы я пришла к выводам:
Несмотря на терминологическое разнообразие содержания понятия надпрофессиональных навыков (soft skills), выделить компетенции, имеющие наиболее важное значение для успешной профессиональной деятельности педагогов.
       Проведенное анкетирование школьных учителей, изученные результаты анкетирования преподавателей СПО и вузов показало, что наиболее сформированными у практикующих педагогов являются такие компетенции, как умение вести диалог и управление обучающимися.
       К сожалению, такие наиболее значимые для учителя надпрофессиональные навыки как эмоциональный интеллект и умение вести переговоры, не достаточно сформированы у педагогов, что говорит о необходимой целенаправленной работе по формированию данных навыков.
       Таким образом можно выделить топ-8 профессиональных компетенций современного учителя:
• умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения;
• умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процесс;
• навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока;
• навык применения формирующей оценки;
• умение чувствовать атмосферу в классе;
• умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
• поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь);
• постоянное стремление совершенствоваться.

                                                                                       Список используемых источников

1. Веткина А.В. Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 87. Ч. 2. С. 68-72.
2. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Дата обращения: 11.12.2018).
3. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 112-118.
4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 1 (2017). Режим доступа
5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
6. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 2 (35). С. 94-103.
7. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234.

Поделиться: