Авторcтво: Ногина Елена Николаевна, методист ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Современный педагог должен обладать цифровой грамотностью, то есть базовыми знаниями, навыками и установками, необходимыми для жизни в цифровом обществе. В связи с развитием новых тенденций цифровизации экономики и образования мы решили провести оценку цифровой грамотности педагогических сотрудников в учреждении. Для себя мы определили ряд вопросов: обладают ли сами педагоги достаточным уровнем цифровой грамотности? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и умеют ли эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе? Могут ли формировать педагоги цифровую грамотность учащихся?
В целях повышения квалификации педагогических сотрудников и улучшения качества образовательного процесса в учреждении была разработана программа обучения педагогических кадров «Цифровая грамотность педагога дополнительного образования».
Данная образовательная программа направлена на раскрытие теоретических основ организации образовательного процесса с помощью цифровых технологий в дополнительном образовании, знакомство слушателей с цифровыми технологиями, повышения уровня мотивации к освоению и применению в образовательной деятельности дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Основными задачами программы обучения были: развитие профессиональных навыков с помощью цифровых ресурсов; преодоление страха, чувства неуверенности и неготовности к восприятию новых знаний; повышение мотивации для освоения электронных программ при создании учебных материалов; подготовка педагогов к решению типовых профессиональных задач при внедрении в свою профессиональную деятельность цифровых технологий; создание условий для обмена опытом, профессионального роста педагогов по применению цифровых технологий в системе дополнительного образования детей в ДДТ «Юность» и педагогических сообществах.
Перед началом обучения по программе цифровой грамотности была проведена входящая диагностика на определение образовательных потребностей в области цифровизации образования, выявление характера и объема профессионального опыта слушателей. В результате сформировалась группа слушателей с разным уровнем знаний, навыков и разного возраста. Далее осуществлялась индивидуальная проработка и структурирование содержания обучения, которое ориентировалась на практическое применение знаний и имело модульную структуру. Приведем примеры некоторых названий модулей: «Сервисы Google: формы, сайт, classroom», «Работа с видео» (основы работы в YouTube: как создать свой канал; работа с видеоредакторами), «Приложения для работы в дистанционном режиме».
Немаловажным фактором для лучшего усвоения материала сформировавшейся группой являлся выбор формы обучения. На основе диагностических материалов входного контроля слушателей было принято решение проводить обучение в очной форме с выполнением творческих домашних заданий. Программа курса предусматривала традиционные в системе дополнительного образования методы работы со слушателями и формы организации и проведения занятий: лекция, мастер-класс, самостоятельная работа слушателей с материалами занятий, зачет.
Для реализации отдельных модулей программы привлекались специалисты ДДТ «Юность», уже имевшие большой опыт работы с данными цифровыми ресурсами, который был апробирован на площадках районного и городского уровня.
Результатами обучения по программе стало эффективное взаимодействие педагогических сотрудников с профессиональным сообществом с помощью различных цифровых каналов связи; применение знаний о возможностях цифровых технологий в образовательном процессе; получение педагогами дополнительного образования навыка поиска, анализа, создания и управления информацией в сети интернет; владение базовым программным обеспечением для работы с текстами, табличными данными и презентациями; умение рефлексировать и анализировать собственный профессиональный опыт и выстраивать план самообразовательной деятельности с учетом освоения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс; развитие навыка работы с камерой и простейшими видео и фоторедакторами, создание своего контента в социальных сетях и видеохостингах.
Также у слушателей сформировался ряд потребностей на дальнейшее освоение более сложных цифровых сервисов. В процессе обучения по программе цифровой грамотности в течение учебного года педагогами было создано большое количество цифровых ресурсов для ведения образовательного процесса, разработаны новые формы проведения мероприятий с учащимися – все это требовало освоения новых электронных площадок для размещения и использования разработанных материалов.
После прохождения программы обучения для педагогов открылись новые возможности для сотрудничества в формате наставничества. Многие стали участвовать в мероприятиях по диссеминации опыта не только на уровне учреждения, но и района, города. Возникла потребность в непрерывном самообразовании, развитию карьеры, в условиях конкурентоспособной педагогической среды.
На сегодняшний день реалии перед педагогическими кадрами значительно усложнились и требуют готовности к профессиональному сотворчеству с учащимися, выстраивания продуктивного диалога и проявления личностных качеств. Концепция «Обучение в течение всей жизни» (Life Long Learning) предполагает открытость к новым идеям, решениям, получением новых знаний и навыков, возможность реализации своего потенциала во всех возрастах. И наша задача, как методистов поддерживать развитие данной концепции и обеспечить все необходимые ресурсы для развития потенциала педагогических кадров, повышения уровня их квалификации и качества преподавания.
Список использованной литературы:
1. Белогуров А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2016. — 116 с.
2. IT-холдинг TalentTech, онлайн-университеты Нетология и EdMarket в партнерстве с Агентством инноваций Москвы. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий 2020.
3. И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова. Век живи - век учись: непрерывное образование в России. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 312 с.
Поделиться: