Поиск по сайту

Методическая разработка по русскому языку «Окказионализмы в научно-фантастической литературе Станислава Лема, или Сенсации нужно организовывать, а не придумывать!» (урок в 11 классе)


Авторcтво: Геймур Виктория Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга


I.  Вступление

Данная методическая разработка урока русского языка «Окказионализмы в научно-фантастической литературе Станислава Лема, или Сенсации нужно организовывать, а не придумывать!» предназначена для учителей, работающих в старших классах.

В современном русском языке в пласте неологической лексики есть слова, созданные писателями, публицистами, известными общественными деятелями с определенной стилистической целью. Неологизмы подобного типа называются индивидуальными или контекстно-речевыми, то есть окказиональными. Окказиональная лексика обладает ярко выраженной экспрессией и в силу этого являются важным средством авторского стиля. Процесс появления новых слов, в том числе окказиональных, активен на всех этапах развития языка, и в силу этого изучение окказиональности как языкового явления остается актуальным и востребованным в русском языкознании. В связи с этим приобретает особую актуальность исследования в области лексической неологии, связанные с выявление типологии новых слов, способов организации и функционирования разновидностей новообразований.

Я предлагаю рассмотреть окказионализмы в научно-фантастической литературе Станислава Лема, чтобы обеспечить усвоение знаний о морфологических и неморфологических способах словообразования, развитие исследовательских и творческих навыков у детей, а также пробудить у учащихся интерес языку в процессе работы с окказионализмами из произведений С. Лема

Для подготовки подобного урока с учащимися 11-ых классов понадобится Интерактивная доска, проектор, тексты произведений писателя-фантаста С. Лема и, конечно же, список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

II. Основная часть (все слайды представлены в приложении)

1 слайд: - В далёком от нас XIX веке Игорь Северянин писал:

Мы живы острым и мгновенным.

Наш избалованный каприз:

Быть ледяным, но вдохновенным,

И что ни слово, - то сюрприз.

- Приветствую вас, старшеклассники, и скажу откровенно: сегодня в рамках Дня славянской письменности и культуры на уроке пойдёт о таких словах-сюрпризах, которые и рождаются мгновенно и остро под воздействием избалованного каприза.

2 слайд: - Давайте послушаем одно забавное четверостишие:

Лопотуй голомозый, да бундет грывчато.

В кочь турмельной бычахе, что коздрой уснит,

Окошел бы назакрочь, высвиря глазята,

А порсаки корсливые вычат намрыд!

- Что же вызвало у вас улыбку? Чем удивительны эти слова? Что вы себе представили?  Почему? 

3 слайд: - Перед вами пример словотворчества писателя-фантаста Станислава Лема, а вот такие слова-сюрпризы как раз являются результатом творческого процесса писателя и называются окказиональными словами. Словами-сенсациями. Запомним это!

- Запишем тему урока и попробуем определить цели и задачи нашего учебного занятия.

- Окказионализмы, на мой взгляд (думаю, Вы со мною согласитесь), – самое необыкновенное явление в литературе. Давайте сегодня в качестве предмета исследования используем именно окказиональную лексику из научно-фантастической литературы польского писателя-фантаста С. Лема и попробуем понять, как рождаются такие феномены.

4 слайд: Зачем? Чтобы помнить: свободное и целенаправленное словотворчество – неизменный атрибут художественной литературы, особенно поэзии души как детской, так и взрослой. Индивидуальные неологизмы всегда были предметом пристального внимания учёных, с одной стороны, как одно из проявлений языковой личности автора, субъекта, его идиостиля; с другой - как уникальное сочетание, синтез национального языка, культуры и личностного восприятия картины мира.

5 слайд: - Рассмотрим более подробно понятие окказионализма. Термином окказиональный называют факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам, а окказионализмы - это речевые явления, возникающие под влиянием контекста, для выражения смысла, необходимого в данном конкретном контексте, индивидуально-стилистические (другое их название - авторские).

- Википедия даёт такое определение: окказионали́зм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем, согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
6 слайд: Как вы думаете, зачем в нашей жизни окказионализмы? Да, пожалуй, они нужны для точности, образности и оригинальности грамотных суждений. Но не только. Ещё это современно, стильно, любопытно. Каковы же причины, побуждающие писателей и поэтов к созданию индивидуально-авторских образований?

а) Необходимость точно выразить мысль;

б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение);

7 слайд: в) потребность подчеркнуть своё отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;

г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику,
д) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.

8 слайд: - Давайте рассмотрим виды окказиональных слов, обратившись к теории и иллюстративным примерам.

1. Фонетические окказионализмы рождаются в том случае, когда автор предлагает в качестве новообразования какой-либо звуковой комплекс, считая, что этот комплекс передает, содержит некую семантику, обусловленную фонетическими значениями звуков, его составляющих.

Пример: Дуб и вывески финифть,

Нестерпевшая и плашмя

Кинувшаяся от ив

К прудовой курчавой яшме

                                                    Б. Пастернак

9 слайд: 2. Лексические окказионализмы создаются в большинстве случаев комбинацией различных узуальных основ и аффиксов в соответствии со словообразовательной нормой или в некотором противоречии с ней.

Пример: Как на лемех приятен жирный пласт,

Как степь лежит в апрельском провороте!

Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст...

Черноречивое молчание в работе.

                                                           О. Мандельштам. «Чернозем»

10 слайд: 3. Грамматические (морфологические) окказионализмы представляют собой образования, в которых в конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Невозможное в системе языка оказывается возможным в авторском контексте благодаря творческому развитию лексического значения слова.

Пример: К великой цели двигались народы.

Век философии расцвел, отцвел;

Он разум обострил, вскрыл глуби зол

И людям вспыхнул маяком свободы.

                                                    В. Брюсов. «Революция»

11 слайд: 4. Семантические окказионализмы являются результатом появления семантических приращений («контекстуальных значений»), которые существенно преобразуют семантику исходной лексемы, употребленной в художественном контексте.

Пример: Мучают бездарные люди, опозорив

Облик императора общим сходством с ним.

Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев,

Люди ж озабочены пошлым и земным.

                                                     И. Северянин «Нерон»

12 слайд: - Научная фантастика как интенсивно развивающийся вид художественной литературы является обширным «полигоном» для испытания потенциальных словообразовательных возможностей языка в конкретных речевых воплощениях. Вспомните любую книгу из мира фантастики.

- Рассмотрим типы окказионализмов в произведениях научной фантастики С. Лема на примере слов, созданных в соответствии с окказиональными способами словообразования и представленных в русском переводе, а также их соответствие целям создания правдоподобной картины фантастического мира.

13 слайд: - Окказиональные слова, используемые в произведениях фантастической литературы, – это особый вид лексических новообразований, созданных для обозначения «двузначных» признаков (с отрицательным знаком – по отношению к нашей действительности, и с положительным — по отношению к действительности, описываемой в научно-фантастическом произведении).

14 слайд: - Функцию окказионализмов в произведениях научной фантастики Станислава Лема мы рассмотрим на примере следующих слов: бюропрят,  гениалич,  дублизкий, загробот,  курдинал, лживотные, Мокрыныч, постымент, робошлепы,  синтюряга, синьеризм,

- Итак, первая часть задания. Давайте попробуем определить лексическое значение каждого слова.

15 слайд: - Проверьте, насколько вы были близки к истине: бюропрят (люзанский (от Люзания ‘государство на Энции’) -  гражданин, укрывающийся от принудительного набора в правительство и прочие органы власти); 

гениалич (удар от избытка мудрости у компьютеров, ведущий к замыканию входов на выходы); 

дублизкий (дублированный родственник, свойственник или друг, смягчающий печаль по умершим или раздражение, вызываемое несходством характеров); 

загробот (робот, верящий в загробную жизнь); 

курдинал (верховный священник в курдляндской древности); 

лживотные (синтетические животные, продукт эмбрионального конструирования); 

Мокрыныч (подмоченный Горыныч); 

постымент (памятник бесславия, воздвигаемый в честь величайших национальных антигероев из специальных эластичных материалов, способных деформироваться под ударами, а затем восстанавливать прежнюю форму); 

робошлепы (они же завалящие роботы – роботы с высоко расположенным центром тяжести; часто теряют равновесие и шлепаются оземь); 

синтюряга (синтуральная (от синтура ‘синтетическая культура’) тюрьма);

синьеризм (синтетическое препарирование карьер по индивидуальной мерке, в соответствии с темпераментом).

16 слайд: Все приведённые выше слова созданы путем междусловного наложения с одновременным усечением одного из компонентов, составляющих данный окказионализм. Например, слово «робошлепы» создано по модели слова «губошлепы», слово «Мокрыныч» создано путем взаимного наложения имени собственного Горыныч и прилагательного мокрый.

17 слайд: - Попробуйте распределить слова, сгруппировав их по общему признаку, и попробуйте определить, по какой модели образованы некоторые слова, подберите к каждому примеры слов, схожих по значению и типу словообразования: детомёты, дракология, зоодизайнеры, размороженец, озверобот, гастронавтика, амнестан и мемнолизин, робунт, кибералиссимус,  мусороздание (всехламная), хронобус, алгебраин, хроноцикл, внушилки, бустория, дегенералы, ловкодав, электрыцарь, хронопед (времелаз),  трынтраванил, бронегад, вредороб

18 слайд: - Итак, что у Вас получилось:

Оружие

Специальность, профессия

Лекарственные препараты

Транспорт/техника/средство передвижения

Детомёты

зоодизайнеры

амнестан 

мемнолизин алгебраин

внушилки

трынтраванил 

хроноцикл хронопед(времелаз) хронобус

Наука

Космические существа

Звание

Ругательные характеристики

мусороздание (всехламная) гастронавтика дракология

бустория

Озверобот

робунт

Ловкодав

размороженец

кибералиссимус

дегенералы 

электрыцарь

Бронегад

вредороб

19 слайд: - Проверяем вторую часть задания.

Большинство слов образованы способом сложения: детомёты, зоодизайнеры, электрыцарь, дракология, бронегад, вредороб, хроноцикл, хронопед(времелаз), хронобус, мусороздание; и суффиксальным способом: амнестан, мемнолизин, алгебраин, внушилки, размороженец.

20 слайд: - А теперь посмотрим, какие вы подобрали примеры слов к каждому окказионализму: детомёт (пулемёт, огнемёт), дракология (психология, лексикология), хронобус (автобус), хроноцикл (мотоцикл), алгебраин (левомицетин), размороженец (иждивенец, приспособленец), внушилки (стрелялки), кибералиссимус (генералиссимус). Отлично! Вы справились!

21 слайд: - Дома вам нужно будет продолжить работу с данными словами, дополнить таблицу окказиональных слов по материалам произведения С. Лема («Кибериада»), попробовать определить их лексическое значение, используя дополнительные материалы, в том числе интернет-ресурсы и составить словарик окказиональных слов научно-фантастической литературы писателя.

22 слайд: -Итак, подведём итоги. Вам как будущим родителям, старшим братьям и сёстрам это полезно знать и понимать.

Речь - основной рычаг человеческого мышления, а одним из наиболее важных достижений в развитии речи детей, подростков выступает словотворчество. Обычно процесс овладения языком у данной категории происходит под влиянием речи взрослых людей, окружающих его. Основным механизмом детского и подросткового словообразования, как известно, служит аналогия.

23 слайд: Окказионализмы - особенное связующее звено между детской речью и уже грамотно оформленной взрослой. Будем помнить, что ребенок является создателем своего собственного языка, производя трансформации, создавая инновации, продуцируя семантические неологизмы. Будем бережно, как это делали всю свою жизнь учителя словенские Кирилл и Мефодий, относиться к этому богатейшему знаковому и образному миру, а также следить за свои языком и речью! Обогащайтесь добрыми словами-сенсациями!

До новых встреч! Сегодняшний урок для вас провела Геймур Виктория Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №518 Выборгского района Санкт-Петербурга!

III. Заключение

Практическая значимость материала к уроку русского языка «Окказионализмы в научно-фантастической литературе Станислава Лема, или Сенсации нужно организовывать, а не придумывать!» заключается в возможности использования его на уроках русского языка и литературы при изучении индивидуально-авторского словоупотребления, индивидуального художественного стиля писателя, образных средств языка художественной фантастической литературы.

Поскольку обязательный минимум по русскому языку в основной школе не включает в себя изучение окказиональной лексики, а окказиональные слова изучаются в ряду изобразительно-выразительных средств в старших классах, потому материал можно использовать на факультативных или элективных курсах, на внеклассных занятиях или на мероприятиях в рамках Декады русского языка и литературы.

Приложение: ссылка для просмотра: https://cloud.mail.ru/stock/3c6F5UgTavPG2doYKKf6YKHT


Поделиться: