Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методическая разработка по литературе «И.А. Бунин. «Темные аллеи». Память сердца.» (урок в 9 классе)
I. Вступление
Данная методическая разработка по литературе «И.А. Бунин. «Темные аллеи». Память сердца» предназначена для учителей, работающих в 9-ых классах.
Подростковый возраст – сложная пора: при показном равнодушии подросток живет в океане чувств, с которыми ему только предстоит научиться жить. В этот период вдумчивое, осмысленное чтение художественной литературы играет значительную роль в процессе становления личности, способной к эмпатии. Именно поэтому в этот период важно не просто читать художественные произведения, но и анализировать их; раскрывая значимые для подростков темы, учить их понимать собственные чувства.
В разработке представлены материалы урока с использованием информационных технологий и интерактивных методов обучения, что соответствует ФГОС и отвечает задачам современной образовательной среды.
Данная методическая разработка предназначена для организации как классной, так и самостоятельной работы обучающихся при изучении рассказа И.А.Бунина «Тёмные аллеи».
Здесь для Вас представлены теоретические сведения о создании сборника рассказов «Темные аллеи», материал, дополняющий материал учебника, и творческое домашнее задание базового уровня.
Основные задачи, поставленные на уроке:
- создание условий для проникновения в художественный мир И.А Бунина, постигая тайны его мастерства, чтобы обучающиеся смогли сделать вывод о своеобразии творчества писателя.
- работа над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов;
- воспитание чувства ответственности за свою судьбу и судьбу близких людей.
Если эти задачи будут выполнены на уроке, значит, урок литературы с полной уверенностью можно назвать уроком нравственного прозрения.
Для подготовки подобного урока с обучающимися 9-х классов вам понадобится Интерактивная доска, Компьютер и Текст новеллы «Темные аллеи».
II. Основная часть (все слайды представлены в приложении)
1 слайд: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «И.А. Бунин. «Темные аллеи». Память сердца».
2 слайд: Иван Алексеевич Бунин – русский писатель 20 столетия.
Он изъездил множество мест в России, посещал европейские страны, страны Азии и Африки.
В 1920 году, не приняв революцию, считая её настоящей трагедией, и не приняв новую власть большевиков, писатель эмигрировал в Париж, где пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь», «Солнечный удар», главный в своей жизни роман – «Жизнь Арсеньева», который приносит ему Нобелевскую премию в 1933 году, и цикл рассказов «Тёмные аллеи».
3 слайд: Книга создавалась восемь лет, с 1937 года по 1945. Шесть из восьми лет пришлись на Вторую мировую войну, когда людям особенно остро необходимо верить в любовь. В этот период Бунин живёт в Грассе, на вилле Жаннет, находясь вдали от Родины, во Франции.
Обитатели виллы были свидетелями тому, сколь одержим был Бунин своей книгой. Случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола, по нескольку раз переписывал рассказы, собирая имена и фамилии героев, придумывая заглавия.
4 слайд: Название сборника «Темные аллеи» символично. Оно не означает «тенистые». Это тёмные, трагические, запутанные лабиринты любви.
Герои рассказов – люди, проглядевшие или разрушившие свою любовь. В их раскаянии таится мотив несовершенства людей, не научившихся ещё дорожить настоящими чувствами, и мотив несовершенства самой жизни, социальных условий, обстоятельств, которые препятствуют любви.
5 слайд: Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу. Это вечная тема в литературе. И в сборнике «Тёмные аллеи» тема любви стала доминирующей.
Когда книга увидела свет, читатели были потрясены «вечной тайной» любви. Писатель же в одном из писем признавался: «Она (книга) говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».
В ноябре 1943 года Бунин писал своему другу, литератору Борису Зайцеву: «Книга эта называется по первому рассказу «Тёмные аллеи» — во всех последующих дело идёт, так сказать, тоже о тёмных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви». <…> …Что ж всё думать о смерти и дьявольских делах в мире! Боккаччо написал «Декамерон» во время чумы, а я вот «Тёмные аллеи».
6 слайд: И вот – парадокс! Рассказ «Тёмные аллеи» написан семидесятилетним, но вечно юным И.А. Буниным, который пытается через «мгновения» жизни просмотреть начало и конец, историю личности в целом, её судьбу, всю «чашу жизни».
Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.
7 слайд: Заметьте: повествование «Темных аллей» намеренно построено не совсем обычно. Рассказ открывает сцена на постоялом дворе почтовой станции. У читателя она мгновенно вызывает прочный ассоциативный ряд: почтовая станция — девушка — любовь — барин, — и в памяти встаёт сюжет «Станционного смотрителя» Александра Пушкина.
Далее в разговоре с Николаем Алексеевичем Надежда признаётся, что «хотела руки на себя наложить». И в воображении возникает образ брошенной барином крестьянской девушки из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой утверждается, что «и крестьянки любить умеют».
Символично и имя главного героя. Надежда вспоминает, как в молодости называла его Николенькой — а Николенькой Иртеньевым зовут молодого барчука из автобиографической трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: там не раз звучит тема любви, в том числе несчастливой.
8 слайд: Другой важный для Бунина «литературный» Николай — это поэт и революционер-демократ Николай Огарев. Именно его стихотворение «Обыкновенная повесть» цитирует герой рассказа:
Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…
Липовая аллея была непременным атрибутом дворянской усадьбы, в её тени гуляли, размышляли, признавались в любви.
Надежда совершенно не похожа на «чувствительную» крестьянку или тургеневскую барышню. Она, как говорит кучер Клим, «баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».
Так для чего Бунин помещает в свой рассказ столько отсылок к известным произведениям русской классики, если и его героиня не та же, и история не о том же?
Отсылки создают настроение «Темных аллей» и, заставляя читателя вспомнить уже знакомые истории о драматичной любви, помогают прочувствовать смутные сожаления о скоротечности жизни, о горечи любви, о том, что счастье мимолетно и невозвратно.
9 слайд: Вспомним, основные события произведения. Обратите внимание на слайд. Сюжет лаконичен и незатейлив. Рассказ повествует о встрече давних возлюбленных. На них нахлынули воспоминания «давно минувших дней». Каждый запомнил свою историю любви. Писатель здесь выступает сторонним наблюдателем и рассказывает эту историю, не принимая ничью сторону.
10 слайд: Прежде, чем обратиться к тексту рассказа, давайте вспомним несколько литературных понятий, которые помогут нам сегодня. Обратите внимание на слайд. Мы начнём анализ произведения с сопоставления фабулы и сюжета. Вы уже знаете, что фабула и сюжет литературного произведения могут не совпадать. Автор намеренно меняет хронологию описания событий, чтобы показать героев в период их переживаний.
11 слайд: Посмотрите на слайд. Если изобразить описанные в рассказе события в хронологическом порядке, получится такая схема. История выходит жизненная, но обыкновенная.
12 слайд: Иван Алексеевич Бунин расположил эти же события по законам художественного времени рассказа: настоящее, прошедшее, будущее.
Посмотрите, как меняется структура произведения.
Встретив героев в настоящем, нам хочется узнать, что связывало их раньше. Мы переживаем о том, какое будущее их ждёт.
Автор держит внимание читателя с первых строк.
13 слайд: Повествование начинается с пейзажной зарисовки: холодное ненастье, дороги, залитые дождями, бледное низкое солнце.
Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви. Таков эмоциональный настрой рассказа.
14 слайд: Обратимся к тексту рассказа, представленному на слайде.
На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой рассказа – Николай Алексеевич.
15 слайд: Николай Алексеевич оказывается в тёплой горнице, обстановку которой автор также описывает очень подробно. Посмотрите на слайд.
В комнате чисто, тепло и уютно, пахнет щами. Такая обстановка больше подходит дому, где всегда ждут любимого.
Через художественную деталь Бунин готовит читателя к появлению главной героини рассказа. Читая описание горницы, мы сразу представляем чистоплотную, хозяйственную и трудолюбивую женщину.
16 слайд: Вслед за горницей автор описывает хозяйку постоялого двора. Чернобровая, темноволосая, красивая, легкая на ходу, полная, с округлыми плечами. В описании женщины мы видим расположение писателя.
В характеристиках, данных героям, Бунин обращает наше внимание на две детали: сохранившуюся красоту Надежды и усталость Николая Алексеевича. Для писателя очень важен мотив памяти.
17 слайд: Надежда сразу узнает Николая Алексеевича, он не смотрит на неё, лишь задает обычные после долгой дороги вопросы.
Героям предстоит трудный разговор, в котором каждый выскажет свою точку зрения на историю любви, когда-то связывавшую их.
Давайте обратимся к тексту произведения. Прочитайте диалог. Что о любви говорит каждый герой?
Проверьте себя по слайду.
Николай Алексеевич путается в воспоминаниях, женщина же помнит не только имя героя, но и его возраст, и точное количество лет, прошедших со дня расставания.
Подробные бунинские описания приобретают символическое значение. Перед Николаем Алексеевичем встают унылая осенняя дорога, с которой ассоциируется его собственный жизненный путь, и беленая изба — символ другой жизни, жизни с Надеждой, которую он мог бы выбрать 30 лет назад.
Два противоположных мира — утонченный мир барской усадьбы и «суровый» мир крестьянской избы — не может соединить даже любовь.
18 слайд: Теперь давайте посмотрим, как жили герои после расставания.
Николай Алексеевич женился, у него есть сын. Надежда прожила в одиночестве.
Найдите в тексте, что говорят герои о жизни после расставания. Обратите внимание на слайд.
Надежда сохранила верность своей любви, несмотря на предательство возлюбленного. Она так и не вышла замуж, а он до этого разговора, наверное, и не вспоминал о бывшей возлюбленной.
Для женщины любовь была испытанием и осталась главным событием в ее жизни: «Не было у меня ничего дороже вас на свете».
19 слайд: Для Николая Алексеевича произошедшее – барская любовь, интрижка, «пошлая история». Он, поражённый ответами Надежды, пытается оправдаться. Но её откровение: «все проходит, да не все забывается» будто открывает Николаю Алексеевичу глаза.
20 слайд: Эти слова, безусловно, являются ключевыми в рассказе. К герою приходит истинное понимание случившегося много лет назад. И он в смятении спешно уезжает.
21 слайд: Надежда не пошла провожать любимого, она смотрела на его отъезд из окна. А Николай Алексеевич стыдится своих показных откровений, он осознает, что с Надеждой у него были лучшие моменты жизни.
«Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные».
И все же он слишком зависим от социальных условностей и мелочных предрассудков. Герой не может поверить, что они могли бы быть счастливы вместе: «закрывая глаза, качал головой».
22 слайд: Любовь героев обернулась трагедией, но иначе у Бунина быть не могло, потому что для него это прекрасное чувство не может существовать в браке, в семье. Бунинские герои обречены на страдание, ибо «лёгкое дыхание», разлившееся в воздухе, всегда сменяется тёплым выдохом разлуки.
23 слайд: Об этой книге рассказов критик Григорий Викторович Адамович писал: “Всякая любовь – великое счастье, “дар богов”, даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает”.
24 слайд: Посмотрите внимательно на слайд.
25 слайд: А теперь, ребята, предлагаю вам самостоятельно выполнить следующие задания. Творческих успехов!
III. Заключение
Данная методическая разработка по литературе «И.А. Бунин. «Темные аллеи». Память сердца» для обучающихся 9-ых классов может использоваться в качестве полноценного урока по теме. Но также возможны изменения: привлечение литературных и Интернет-источников, альтернативное домашнее задание, самостоятельная работа обучающихся с текстом произведения, включающая взаимопроверку работ по материалам интерактивного урока.
Полученные знания можно реализовать как на уроках МХК, искусства, так и на внеклассных мероприятиях, при проведении родительских собраний, в кружковой работе.
И напоследок предлагаю Вам, уважаемые коллеги, почувствовать себя на месте учеников и выполнить задание: придумайте иллюстрацию или синквейн, которые могут стать «помощником» для обучающихся на этапе определения темы урока.
Приложение: ссылка для просмотра: 483_9 _Литература_30.03.2021.mp4 Поделиться: |