Поиск по сайту

Методическая разработка по литературе «Русские поэты XIX века о родине, родной природе (А.Н. Майков, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.Н. Плещеев и др.)» (урок в 5 классе)


Авторcтво: Крылова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №468 Выборгского района Санкт-Петербурга


I.   Вступление

          Данная методическая разработка по литературе «Русские поэты XIX века о родине, родной природе (А.Н. Майков, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.Н. Плещеев и др.)» предназначена для учителей, работающих в 5-ых классах.

          Разработка представляет собой конспект урока литературы, построенного на основе системно-деятельностного подхода. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с лучшими образцами русской пейзажной лирики и живописи, обучаются основам анализа стихотворения. Обращение к личному опыту детей усиливает их положительную мотивацию и делает их активными участниками урока.

         Для подготовки подобного урока с учащимися 5-ых классов вам понадобится мультимедийный проектор, аудиозаписи стихотворений, листы бумаги и цветные карандаши.

II.  Основная часть

1 слайд (см. приложение): Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока - «Русские поэты XIX века о родине, родной природе». Анализируя произведения, мы познакомимся, с жанром пейзажной лирики.

     Для работы на уроке вам понадобятся лист бумаги и цветные карандаши.

2 слайд (см. приложение): Вы, конечно, знаете, что, создавая стихотворения, поэты используют средства

художественной выразительности. Вспомним некоторые из них. Выполните следующее задание:

к каждому термину из первого столбца подберите соответствующее определение из второго.

3 слайд (см. приложение): Проверьте себя!

4 слайд (см. приложение): На прошлом уроке вы познакомились с произведениями замечательного русского поэта XIX века Фёдора Ивановича Тютчева. Давайте вспомним их названия. Перед вами список стихотворений, изученных в 5 классе. Укажите номера тех, которые написаны поэтом.

5 слайд (см. приложение): Проверим задание. Итак, Ф.И.Тютчев – автор стихотворений «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Надеюсь, вы успешно справились с этим заданием!

- Подумайте, какой темой объединены эти стихотворения?

6 слайд (см. приложение): Вы правы, темой природы.

     Эта тема есть в творчестве почти каждого русского поэта, она неразрывно связана с темой родины. Через описание пейзажа поэт выражает отношение к Отчизне, поэтому пейзажную лирику можно считать и лирикой о родине.

7 слайд (см. приложение): Русские поэты изображали красоту родной природы во все времена года.

8 слайд (см. приложение): Весна - время пробуждения. Как вы представляете себе это время года? Расчертите свои рабочие листы на 4 части и в первом окошке нарисуйте свою весну. Вы можете сделать иллюстрацию или записать свои ассоциации, связанные с этим временем года.

9 слайд (см. приложение): Весне посвятил своё стихотворение русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.     Послушайте отрывок из его произведения (аудиозапись).

10 слайд: Внимательно рассмотрите картины русских художников, изображающие приход весны. Подумайте, какую из них вы бы выбрали в качестве иллюстрации к стихотворению. Почему?

11 слайд (см. приложение): В своём стихотворении Плещеев рисует яркий образ весенней природы: «тает снег»,

«бегут ручьи», «чиста небесная лазурь», «теплей и ярче солнце стало». Пройдёт ещё немного времени, и «засвищут … соловьи», и «лес оденется листвою».

12 слайд (см. приложение): Проанализируем это стихотворение вместе по следующему плану:

1.      Тема стихотворения (о чём?).

2.      Средства выразительности (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты).

3.      Мысли и чувства героя.

4.      Основная мысль (что хотел сказать автор?).

13 слайд (см. приложение): Вы, конечно, уже поняли, что тема стихотворения А.Н.Плещеева – приход весны.

14 слайд (см. приложение): Изображая эту светлую пору, поэт использует различные средства выразительности: олицетворения: «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «унесла зима заботы» - одушевляют весну.

15 слайд (см. приложение): Метафоры: «небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь» - позволяют понять авторское отношение к весне и зиме.

16 слайд (см. приложение): Сравнение: «стучит, как будто ждёт чего-то» - передаёт настроение героя стихотворения.

17 слайд (см. приложение): Мысли и чувства героя выражены в словах «счастье   впереди», «унесла зима заботы». Герой верит, что с наступлением весны его жизнь изменится к лучшему.

18 слайд (см. приложение): Основная мысль: весна преображает не только родную природу, но и человека, даря ему надежду на счастье.

19 слайд (см. приложение): Вслед за веной приходит лето. Нарисуйте своё лето.

20 слайд (см. приложение): Лету посвятил своё стихотворение Иван Саввич Никитин, которого, несомненно, можно назвать мастером русского поэтического пейзажа (аудиозапись).

21 слайд (см. приложение): Попробуйте самостоятельно проанализировать стихотворение И.С. Никитина «Утро» по предложенному плану.

22 слайд (см. приложение): Проверьте себя!

В стихотворении Никитина описывается наступление прекрасного летнего утра.

Рисуя картину пробуждения природы, поэт использует средства выразительности:

эпитеты: «по зеркальной» (воде), (тропинка) «росистая», (роса) «серебристая», «золотыми» (потоками), (утро) «весёлое»;

метафоры: «звёзды меркнут и гаснут», «в огне облака», «от зари алый свет разливается», «восток всё горит-разливается»;

олицетворения: «дремлет чуткий камыш», «стоит себе лес, улыбается», солнце «ночлег свой покинуло».

     Мысли и чувства героя выражены в последней строке: «Здравствуй, солнце да утро весёлое!». Даже «пахарь с сохой» «песню поёт» в такое «утро весёлое»; даже он забывает все свои невзгоды и заботы и чувствует прилив бодрости и сил: «По плечу молодцу всё тяжёлое».

     Основная мысль стихотворения: единение с родной природой дарит человеку истинное счастье.

23 слайд (см. приложение): Осень – это прощание с тёплым летом и подготовка к зимним холодам. Нарисуйте осенний пейзаж.

24 слайд (см. приложение): В стихотворении «Ласточки» Аполлон Николаевич Майков создал образ осенней природы. Послушайте отрывок из этого произведения (аудиозапись).

25 слайд (см. приложение): Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Подберите к ней цитаты из текста.

26 слайд (см. приложение):   Стихотворение А.Н. Майкова «Ласточки» начинается осенним пейзажем: «сад увядает», «помят», «поломан и пуст», «солнца осеннего блеск», «лист, что с берёзы падает», «пустое гнездо над окном». И только доцветающий «огненный куст» настурций напоминает о недавно ушедшем лете.

27 слайд (см. приложение): Найдите в тексте стихотворения слова, описывающие настроение героя.

28 слайд (см. приложение): Настроение героя стихотворения печальное: ему «грустно», его раздражают картины увядающей природы, но больше всего его огорчает опустевшее гнездо ласточек. Птицы улетели, и теперь герой чувствует себя одиноким.

Майков в своём стихотворении выражает мысль о том, что счастливые мгновения в жизни человека проходят очень быстро.

29 слайд (см. приложение): Зима – холодное время года, но для многих из нас - любимая пора. Опишите приход зимы.

30 слайд (см. приложение): Наступление зимы описывает в своём стихотворении Иван Захарович Суриков, русский поэта-самоучка, представитель «крестьянского» направления в литературе. Послушайте отрывок из его произведения «Зима» (аудиозапись).

31 слайд (см. приложение): Перед нами картина, от которой веет спокойствие и умиротворением. Такое настроение создаётся за счёт описания первого снега: белый и пушистый, он кружится в воздухе, и только потом «тихо падает» и «ложится».

32 слайд (см. приложение): А какие чудеса происходят после! Когда-то неприглядное поле «забелело», словно накрывшись белой пеленой, а тёмный, пугающий лес непробудно заснул, принакрывшись чудной шапкой.

     Лирический герой стихотворения, безусловно, восхищён красотой зимнего пейзажа, так преобразившего землю.

33 слайд (см. приложение): Посмотрите на свои рабочие листы. Подобно русским поэтам и художникам вы создали свои образы родной природы. Возможно, не всегда ваши иллюстрации совпадали с картинами, созданными великими творцами. Это естественно, ведь каждый видит мир по-своему.

34 слайд (см. приложение): Подведём итоги! Выберите утверждения, соответствующие содержанию урока.

35 слайд (см. приложение): Проверьте себя! Содержанию урока соответствуют следующие утверждения:

•      тема природы есть в творчестве почти каждого русского поэта;

•      любовь к родной природе – неотъемлемая часть любви к Родине;

•      в стихотворениях о природе пейзаж созвучен настроению героя;

•      традиционный мотив пейзажной лирики - описание отдельных времён года;

•      описывая природу, поэты используют множество средств художественной выразительности.

36 слайд (см. приложение): Стихотворения, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.Н. Плещеева и других поэтов, с которыми вам ещё предстоит познакомиться, написанные в жанре пейзажной лирики, - блестящие лирические произведения. Они учат читателя видеть красоту родной природы и любить Родину. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране», - это слова писателя Константина Георгиевича Паустовского.

37 слайд (см. приложение): Урок окончен. Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов!

III.  Заключение

Данная методическая разработка по литературе «Русские поэты XIX века о родине, родной природе (А.Н. Майков, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.Н. Плещеев и др.)» для учащихся 5-ых классов может использоваться в качестве полноценного урока по теме. Но также возможны изменения, например: приглашение учителей ИЗО, музыки, биологии превратит обычное занятие в метапредметный проект (в этом случае его продолжительность, конечно, увеличится).

Творческих успехов Вам, коллеги!

Приложение: ссылка для просмотра: https://cloud.mail.ru/stock/ipQ6w73oRw2Q5UbpZpjpVFSu


Поделиться: