Поиск по сайту

«Секреты редактирования журналистских текстов». (Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования).


Авторcтво: Толчельникова Марина Валерьевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования ГБУ ДДТ "Юность"


      Развитие школьных СМИ, а также возможность обучения основам журналистского мастерства дает возможность юному поколению проявлять активную жизненную позицию, высказывать и аргументировать свою позицию, развивать лидерские и творческие способности, учиться работать в команде и достигать результатов. Таким обучением уже около двадцати лет занимается ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга. Школьники 5-11 классов осваивают секреты мастерства в объединении «Основы журналистики и литературного творчества» медиа-студии журналистики «Репортер». Будущему журналисту важно уметь грамотно излагать свои мысли, знать разновидности стилистических ошибок, уметь распознавать и не допускать их, следить за чистотой устной и письменной речи, а также пользоваться богатыми возможностями русского языка.

                                                          Методическая разработка занятия по теме «Секреты редактирования журналистских текстов».

      Коллектив: «Основы журналистики и литературного творчества».

     Отдел (образовательная область): социально-культурной деятельности
     Возраст детей: 10-18 лет

Цель занятия
• Приобретение навыков редактирования текстов различных журналистских жанров для учебных и школьных изданий

Задачи занятия
• Обучающие: формирование знаний о композиции текста, о роли и способах создания яркого заголовка, развитие навыков литературного редактирования текстов, распознавание стилистических ошибок и использование средств эмоциональной выразительности при построении текста;
• Развивающие: развитие творческих способностей в процессе совершенствования журналистских материалов; развитие лидерских способностей и навыков командного взаимодействия;
• Воспитательные: формирование активной гражданской позиции обучающихся, умения прислушиваться к мнениям других, спокойно и конструктивно воспринимать критику.

Методы и приемы работы
Наглядные методы:
- наблюдение;

Практические методы:
- упражнения;
- опрос.
Игровые методы:
- соревнование команд;

Словесные методы:
- пояснения педагога;
- беседа;
-дискуссия.

  •  Используемые педагогические технологии
-Технология коллективной творческой деятельности;
- Игровые технологии.

Предполагаемые результаты
- Создание условий для овладения навыками редактирования текстов;
- Подготовка обучающимися журналистских текстов для учебного издания.

Методические пособия и дидактические материалы
- раздаточный материал (карточки с заголовками - для командной игры);
- методический материал о вариантах стилистических ошибок


                                                  Литература, используемая при подготовке занятия:

1. Голуб И. Б. Секреты русского языка. Учебное пособие. ООО «Издательство КноРус». 2010.
2. Олешко В. Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. -СПб.: Изд.-во Михайлова В. А.., 2008.
3. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка (нормы употребления слов, фразеологических выражений и грамматических конструкций). М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
4. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий.
5. Самарцев Р.О. «Творческая деятельность журналиста» изд. Фонд «Мир» М. 2014
6. Дмитрий Соколов-Митрич «Реальный репортёр» изд. «Питер» 2014
7. Аткинсон Макс. Выступать легко: все. Что вам нужно знать о речах и презентациях. Альпина Паюлишера, 2010.
8. Конюкова М. «Журналистика для всех» изд.Азбука 2012
9. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. М., 2004.
10. Бирик А.К., Мокиенко В.Н., Степанова Л.И. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М.: АСТ- ПРЕСС, 2009.
11. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). 4-е изд. М., 2001.


Ход занятия
1. Организационная часть:
- сбор детей;
- создание психологического настроя на работу, подготовка детей к занятию.
2. Сообщение темы и плана занятия

- Тема занятия: «Секреты редактирования журналистских текстов».

 - В чем особенности публицистического стиля?
- Чем язык газетного материала отличается от языка документа?
- Почему яркий и правильно подобранный заголовок обеспечивает 50% успеха журналистского текста?
- Почему стилистические ошибки называют «стилистическими» и какими они бывают?

3. Теоретическая часть занятия

- Значение вида и заголовка журналистского материала. Виды: информационный, анекдот, цитата, антитеза, метафора, вопрос и другие.
- Объяснение необходимости грамотного построения текста.
- Краткий обзор стилистических ошибок, которые чаще всего встречаются в журналистских текстах.

Виды стилистических ошибок:

1) Плеоназм или речевая избыточность («Он топтал книгу ногами», «Это состоится в марте месяце», «Читая роман, он так и не понял, в чем же его главная суть?», «Катерина вернулась обратно», «Ответная конратака», «Памятный сувенир» и т. д.)
Иногда плеоназм перестает быть ошибкой и становится средством эмоциональной выразителности: «путь-дорожка», «всякая всячина», «грусть-тоска»)
2) Речевая недостаточность («Делаем только срочные переломы», «Дети до пятилетнего возраста в цирк проходят на руках», «Карточки в пальто не выдаются», «В кабинете висят великие писатели»)
3) Тавтология – повторение однокоренных слов («Правонарушители правопорядка», «Масло масляное», «Наряду с этими товарами имеется и ряд иных)
4) Ложный пафос («Дояркой овладело жгучее желание увеличить надои»)
5) Недостаточность образных средств («Листья на деревьях – желтые»).

6) Канцеляризмы («является», «будучи», «функционировать», «рабочие приняли решение произвести ремонт трактора»)
7) Нанизывание одинаковых падежных форм (Обучение работе
по редактированию текстов статей журналистов студи»). Нужно разбавлять фразу глаголами и прилагательными, иначе фраза будет больше соответствовать официально-деловому стилю речи)
8) Неразличение паронимов («Она увидела жилищный дом», «Наш директор – демократический человек»);

9) Штампы (выражение, потерявшее образность из-за частого употребления) Примеры: «Тревожная тенденция», «В городе сложилась нестандартная ситуация с хлебом») Иногда журналисты пытаются затуманить этими фразами смысл сказанного.

Штампы-метафоры: «На волне успеха», «Буря эмоций», «Шквал аплодисментов». Иногда штампы служат хорошим инструментом журналиста, если он умеет ими пользоваться – в меру и к месту. Важно и умение журналиста перефразировать известные цитаты и афоризмы, придавая им «свежий вид».


4. Практическая часть занятия

Упражнение на распознавание и устранение различных стилистических ошибок.

-Обучающиеся предлагают свои варианты на каждый вид стилистической ошибки. После этого предлагают способы преобразование предложения.

- Педагог даёт оценку работе обучающихся.

- Обучающиеся выполняют командное упражнение: из предложенных штампов, известных выражений и цитат «смастерить» хороший заголовок, добавив несколько или одно слово, и представить себе возможную тему журналистских материалов.


Варианты: «На гребне успеха», «Попасть в переплет», «Новая грань», «Буря эмоций»
Придумать по два заголовка (перефразируя предложенный вариант) и по две темы на каждый штамп: серьезную и шуточную.

2. Подведение итогов занятия, формирование выводов

- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- высказывания детей о своем отношении к проведенному занятию;

3. Контроль

- итоговый

4. Объяснение домашнего задания
- Для самостоятельной работы обучающимся предложено написать миниатюры «Зачем писать грамотно и образно», применяя полученные знания.
Обучающиеся в ходе выполнения заданий должны уметь применить полученные знания по созданию и редактированию текстов.
определение и разъяснение критериев успешного выполнения домашнего задания.
5. Рефлексия
. Дети дают педагогу обратную связь, оценивая качество занятия и собственную эффективность.
      Последние годы в России много говорится о развитии гражданского общества. А ведь достойного гражданина своей страны нужно растить с детства. И с детства предоставлять ему возможность высказывать и аргументировать свою позицию. Причём, не только предоставлять, но и учить делать это наилучшим образом. Этому как раз и способствуют школьные и межшкольные районные СМИ, а также возможность обучения основам журналистского мастерства. Таким обучением уже более 10 лет занимается ДДТ «Юность». Здесь функционирует студия журналистики «Репортер» для школьников 8-11 классов, а несколько лет назад открылось объединение «Основы журналистики и литературного творчества» для школьников 5-7 классов.
     Сегодня мы часто наблюдаем небрежное отношение к родному языку, недостаточное внимание к его чистоте и неумелое использование богатства его художественно-выразительных средств. Будущему журналисту особенно важно уметь грамотно излагать свои мысли, знать разновидности стилистических ошибок, уметь распознавать и не допускать их, следить за чистотой устной и письменной речи.

Приложение: Презентация ошибки

Поделиться: