Поиск по сайту

Коррекционно-развивающее обучение в группе комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения


Авторcтво: Малышевская Марина Фёдоровна, к.п.н., Малышевская Наталия Андреевна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №21 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Несмотря на развитую в Санкт-Петербурге систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), численность детей с ОВЗ дошкольного возраста увеличивается. Логопедическая практика показывает, что растет не только количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и возрастает тяжесть речевых нарушений. К учителям-логопедам всё больше обращаются родители детей и дошкольного, и школьного возрастов. А также родители детей, для которых русский язык не является родным.
      В последние годы в педагогической исследовательской деятельности все чаще обсуждается вопрос интеграции детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в сообщество здоровых сверстников.
Организация групп комбинированной направленности в ДОУ позволяет совместно обучать здоровых детей и с ограниченными возможностями здоровья, тем самым осуществляя интегрированный подход в коррекционно-развивающем процессе. А своевременное начало коррекционной работы позволяет, ещё находясь в рамках сензитивного периода развития речи дошкольников, повысить её эффективность. К тому же родителей устраивает, что нет необходимости переводить ребёнка в другое ДОУ, так как в своем учреждении ребёнок получит необходимую логопедическую помощь.
      Однако у учителей-логопедов, начинающих работать в комбинированной группе, возникают определённые трудности в организации коррекционно-развивающего процесса.
Коррекционно-развивающее обучение детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) в группе комбинированной направленности старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи все дети вовлечены в коррекционный процесс, тогда как в комбинированной группе только дети с речевой патологией. В такой группе дети с ОНР осваивают программу коррекционно-развивающей работы и основную образовательную программу совместно с здоровыми детьми.
       Эффективность коррекционно-развивающего обучения в группе комбинированной направленности может быть достигнута только во взаимодействии всех участников образовательного процесса: воспитателей, специалистов, семьи. Взаимодействие педагогов, специалистов дошкольного образовательного учреждения и родительской общественности является важным направлением в коррекционно-развивающем процессе детей с тяжелыми нарушения речи, так как только комплексными усилиями можно добиться значительных результатов в развитии ребёнка с ОВЗ. Дошкольное образовательное учреждение всегда было и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный, коррекционный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.
       В данной группе для детей с ОНР коррекционно-развивающее направление является приоритетным, а, следовательно, ведущим специалистом является учитель-логопед.
Индивидуальные занятия в данной группе проводятся 3 раза в неделю и являются основной формой работы учителя-логопеда. Подгрупповые занятия проводятся с мини-группами по 2-3 ребёнка. Возможно проведение подгрупповых занятий с привлечением здоровых детей группы.
       Учитель-логопед координирует деятельность воспитателей, специалистов (музыкального руководителя, руководителя физического воспитания) в коррекционно-развивающем процессе, привлекает к участию в проведении интегрированных занятий.
       В комбинированной группе целесообразно проводить такие занятия один раз в месяц, так как они требуют серьёзной подготовки.
Важным направлением в работе учителя-логопеда является взаимодействие с воспитателем группы. Учитель-логопед координирует деятельность воспитателя с учетом всех детей комбинированной группы, умело включая в коррекционно-развивающий процесс. Определяет формы работы, в которых могут участвовать все дети и только дети ОНР. В начале учебного года, после проведения диагностики, обсуждает с воспитателем вопросы перспективного планирования. Разрабатывает календарное планирование лексических тем на каждый месяц и примерный лексикон по каждой теме, которые воспитатель включает в свой календарный план.
Одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда являются рекомендации воспитателю на неделю по следующим разделам: проведение логопедических пятиминуток, артикуляционной и пальчиковой гимнастик, упражнений и подвижных игр, индивидуальной работы, подбору иллюстративного материала и художественной литературы. Данные разделы должны соответствовать изучаемой лексической теме.
Следует отметить, что индивидуальную работу, рекомендуемую учителем-логопедом, целесообразно проводить во вторую половину дня, организовав с остальными детьми спокойную самостоятельную деятельность. Планируя индивидуальную работу на неделю, воспитатель должен организовать её таким образом, чтобы каждый ребёнок её получил.
       Особое место в коррекционном процессе занимает взаимодействие с музыкальным руководителем. Планируя музыкальное развитие детей в комбинированной группе, музыкальный руководитель должен учитывать особенности детей с ОНР. В разные направления музыкальной деятельности в данной группе необходимо включить частичные элементы коррекционного воздействия. Так слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм, интонационную выразительность речи. Для развития речевого слуха, правильного звукообразования необходимо использовать попевки неторопливого характера на различные звуки. Обучение пению на музыкальных занятиях способствует развитию речевого дыхания, внятному произношению слов, вырабатывает правильную дикцию.
Однако на современном этапе развития коррекционной педагогики и музыкального развития детей встаёт вопрос об использовании инновационных технологий в коррекционном процессе детей с тяжёлыми нарушениями речи. А именно: логоритмики, ритмопластики, коммуникативных танцев, игр и др. Г.А. Волкова в своих исследованиях рассматривала логопедическую ритмику как одну из «форм своеобразной активной терапии» в коррекционном воздействии детей с нарушениями речи, учитывая данные «между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи детей» [4,11]. В современной коррекционной педагогике логопедическая ритмика заняла своё достойное место в комплексном подходе коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, являясь видом деятельности, включающим в себя речь, движение, музыку. Особо следует отметить использование музыкальным руководителем в своей работе элементов ритмопластики, коммуникативных танцев и игр. Как уже отмечалось, в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР особое место отводится развитию мелкой и общей моторики.                 Использование музыкальным руководителем авторской программы по ритмопластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» поможет в коррекции двигательных и речевых нарушений. В программе рассматриваются музыкально-ритмические движения как синтетический вид деятельности, развивающий музыкальный слух, двигательные способности, психические процессы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого музыкального руководителя [6,7]. Коммуникативные танцы и игры основаны на выполнении простых движений, доступных для выполнения детьми. В этих играх (помимо развития двигательных навыков, музыкального слуха и др.) решаются важные задачи включения детей в межличностные отношения. Они способствуют развитию у детей доброжелательности, отзывчивости, дружелюбия, нормализуют социальный климат в группе с детьми ОВЗ.
       Взаимодействие с руководителем физического воспитания в ДОУ строится на принципах использования средств физического воспитания в коррекционном воздействии на детей с ОНР в комбинированной группе и коммуникации. Формы работы: фронтальные (физкультурные занятия, физкультурные досуги, физкультурные праздники), подгрупповые, индивидуальные. Руководитель физического воспитания должен тщательно продумывать все формы работы с детьми, учитывая их особенности развития. Использовать игровые формы в проведении занятий, элементы логоритмики, танцевальные упражнения под музыку.
Движение - основа любой деятельности ребёнка и прежде всего игровой. Разнообразие двигательных упражнений благотворно влияет на физиологию детского организма. Отсюда следует, что целенаправленно подобранные руководителем физического воспитания упражнения всесторонне развивают ребёнка как в двигательном, так и в речевом развитии ребёнка. Правильно подобранные упражнения, окрашенные игровой формой, несомненно вызовут двигательный интерес ребёнка, а планомерное и систематическое их проведение даст положительный результат.
       Сотрудничество образовательных учреждений и семьи в современном обществе является актуальным. «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 ст. 44 п. 1 указывает «Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Следовательно, приоритет семейного воспитания, признанный государством, требует иных форм взаимодействия с родительской общественностью.
       Модель взаимодействия педагогов с семьёй разрабатывали с учётом специфики комбинированной группы и особенностей образовательно-коррекционного процесса. Данная модель включает в себя четыре основных блока:
  1) информационно-просветительский;
  2) приобщение родителей к коррекционно-образовательному процессу;
  3) проявление понимания, терпимости, такта в совместном воспитании и обучении нормативно развивающегося ребёнка и ребёнка с ОВЗ, учитывая его интересы;
  4) использование информационно-коммуникационных технологий.
Каждый блок включает в себя определённые направления, в которые входят разные формы работы.

Информационно-просветительский блок, целью которого является информирование и просвещение родителей, включает в себя два направления: информационное и просветительское.
Информационное направление.
Формы взаимодействия: информационные стенды, буклеты, тематические выставки, выставки детских работ и др. Воспитатели и специалисты комбинированной группы должны систематически информировать родителей о воспитательной и коррекционно-образовательной работе как нормативно развивающихся детей, так и детей с ОВЗ.
Просветительское направление.
Формы взаимодействия: родительские собрания, в том числе и тематические. Родительские собрания являются основной формой работы с родителями. Семинары, «Родительский лекторий», круглый стол, мастер-класс.
Приобщение родителей к коррекционно-образовательному процессу.
Формы взаимодействия: методические рекомендации, групповые и индивидуальные консультации, онлайн-взаимодействие - сайт ДОУ, сайт учителя-логопеда, электронная почта, сотовая связь.
Проявление понимания, терпимости, такта в совместном воспитании и обучении нормативно развивающегося ребёнка и ребёнка с ОВЗ, учитывая его интересы.
Формы взаимодействия: групповые и индивидуальные консультации, «День открытых дверей», библиотека специальной литературы, привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Формы взаимодействия: электронная почта, SMS-информирование, мессенджеры WhatsApp и Telegram (групповые и индивидуальные чаты), мультимедийные презентации.
      Современные родители грамотны, информированы, однако, ссылаясь на свою занятость, не хотят лишней нагрузки. Использование ИКТ обеспечит быстрый доступ информации, диалог, индивидуальный подход, сочетание индивидуальной и групповой работы и др. В итоге это сможет помочь сформировать у родителей положительную мотивацию участия в коррекционно-образовательном процессе детей с ОНР.
      В заключение хочется отметить, что успешность коррекционно-развивающего обучения в комбинированной группе детей с ОНР может быть достигнута в комплексном, целенаправленном взаимодействии всех педагогов ДОУ и родительской общественности.

                                                                                                                   Литература

1. Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Санкт-Петербурге 2020/2021 учебный год.
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373
3. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Изд. 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2018. - 240 с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272с.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с., нот. - (Б-ка воспитателя дет. сада).
6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Изд. 2-е, испр., доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
7. Буренина А.И. Коммуникативные танцы и игры для детей: Учебн. Пособие - СПб: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. - 36 с.
8. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-ищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» и № 2002 «Дошкол. воспитание». Изд. 3-е, перераб., доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с. с ил.
9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. - М.: «Просвещение», 1978. - 287 с. с ил.
10. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 90/30/-16 Приложение 2.) Вестник образования России 8/2001[c 29]
11. Детский сад и семья /Т.А. Маркова, Л.В. Загин, В.М. Иванова и др.; под ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1981. - 176 с. - (Б-ка воспитателя дет. сада)

Поделиться: