Поиск по сайту

Значение проведения экологических наблюдений в рамках исследовательской деятельности учащихся


Авторcтво: Черкашина Наталья Александровна, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества», г. Керчь, Республика Крым


      Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
      Основным объектом исследовательской деятельности учащихся можно считать экосистему и процессы, в которых она участвует. Ребята должны уметь изучать экосистему, ее компоненты, связи, отношения, уровни и этапы развития, пространственно-временные характеристики, а также приводить примеры, формулировать выводы, комментировать графики, таблицы, схемы, применять различные методы исследования, собирать и анализировать экологическую информацию.
      Темы экологических исследований для учащихся необходимо подбирать, исходя из реальной жизни. Все, что изучается, должно стать для обучающихся личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Существуют достаточно простые методы экологических исследований, позволяющих без специального оборудования, приборов и дефицитных реактивов изучать экологическое состояние природных сред и объектов. Это прежде всего простейшие физико-химические и биологические методы. Не требует, к примеру, сложного оборудования проведение наблюдений по изучению экологического состояния прибрежной полосы, парка, учебного участка.
      После проведения практической работы по описанию природных комплексов своей местности оказалось, что некоторые учащиеся не знают названий деревьев и кустарников или затрудняются ответить, путают названия. Для закрепления теоретических знаний были проведены наблюдения, в результате которых учащиеся научились распознавать растения нашего края. После этого изготовили карту-схему участка с подробным перечнем всех деревьев.
      Территория парка для удобства исследования была разделена нами на три участка, границы которых проведены по дорожкам и тропинкам. Прежде всего был проведен анализ исследуемых участков. Для этого изучили понятия: «аборигенные деревья», «деревья – интродуценты», ознакомились с приемами определения возраста деревьев. Повторили систематику растений и путем подсчета выяснили общее количество деревьев на всех трех участках. Составили диаграмму, на которой показали, что 95% - деревья, посаженные человеком, 5% - поросль. Аборигенных растений – 1%, интродуцентов – 98%, дикоросов – 1%. Нижний ярус составляет естественный травянистый покров. Визуально определили классы растений: 90% посадок – лиственные породы деревьев, 10% - хвойные.
Рекомендуется оформлять результаты работы в виде презентации, для этого необходимо сначала составить план презентации, включив в него обязательные разделы: титульную страницу с указанием темы и авторства, введение, основную часть и заключение с выводами. Задача презентации — раскрыть тему максимально, но ёмко, оставив только самое важное и интересное. Необходимо добавить, что иллюстрации воспринимаются лучше текста, поэтому я рекомендую добавлять таблицы, графики или фотографии в каждый слайд. Чтобы активизировать работу учащихся, я рекомендую проводить конкурсы на лучшую творческую работу. Соревнование, даже воображаемое, — один из лучших способов внутренней мобилизации.
      Правильная организация восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у де¬тей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее зна¬чимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Цель проведения наблюдений – обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний. Важным является вопрос и о том, что же должно составлять содержание наблюдений: перечисление предметов, их описание или интерпретирование; в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения — от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому (взаимосвязанному) целому. По моему мнению, форма восприятия и наблюдения зависит от его содержания, вне смыслового контекста их рассмотрение приводит к противоречиям. «Для ребенка на каждой стадии его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные стадии или формы восприятия ребенка обычно сосуществуют, а не наслаиваются внешне одна над другой» [5. — С. 280]. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.
      Проводить наблюдения за живыми объектами рекомендуется по следующим этапам:
1) рассматривание внешних особенностей строения растений и животных;
2) наблюдение за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных – это разные формы поведения);
3) знакомство с компонентами внешней среды;
4) выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). Знакомясь с предметами окружающего мира, обучающиеся учатся различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности небольшого числа растений (деревья, цветы, комнатные растения), что совершенствует наблюдательность и расширяет кругозор учащихся, помогает различать комнатные растения, огородные культуры, сорняки и др.
      Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корни растения удерживают его в земле, всасывают воду и питательные вещества, поступающие затем по стеблю (стволу) к листьям, цветам, плодам; листья поглощают солнечный свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена — будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание учащимися взаимосвязанной работы живого организма в целом, а также зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
      Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
     Проводя наблюдения за животными, я рекомендую обращать внимание на их внешние особенности (строение), способы функционирования (поведение), компоненты среды обитания, проявления приспособительной связи со средой, характер взаимоотношений человека и животных. В качестве значимых моментов необходимо отметить: содержание наблюдений, основные жизненные проявления животного; последовательность наблюдений, которая обеспечивает постепенную подачу знаний об объекте; циклы наблюдений за одними и теми же обитателями, что позволяет формировать понимание сначала общих связей животного со средой обитания, затем — дифференцированных, отражающих специфические формы приспособленности к ней.
     Цель наблюдений достигается лишь тогда, когда ученики видят особенности строения, поведения животных, их связи со средой, поэтому хочу отметить следующее: одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени, каждое следующее наблюдение, наслаиваясь на предыдущие, должно укреплять, уточнять и дополнять общую систему знаний об объекте, визуальный источник знаний должен преобладать над словесным: учащиеся должны получать информацию, рассматривая объект, а не воспринимать её со слов педагога. Вопросы и очень короткие пояснения педа¬гога направляют внимание учеников и побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекают организационные требования к наблюдению.
В каждом конкретном случае могут одновременно участвовать столько детей, сколько спокойно расположатся вокруг объекта (аквариум, клетка с птицей и т.д.), чтобы беспрепятственно его рас¬сматривать. В зависимости от размера объекта и его расположения в наблюдении обычно одновременно могут участвовать от 3 — 5 до 15 человек. Когда наблюдения проводятся на участке, в них может участвовать вся группа.
В наблюдениях должны принимать участие все дети. Каждое конкретное наблюдение, если оно проводится по подгруппам, повторяется несколько раз. Такая организация позволяет приоб¬щить к наблюдениям всех детей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, которые затем будут использованы в обсуждении на занятии.
В работе необходима опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Дети смогут увидеть запланированные моменты жизни животных, если специально созданы условия. Голодное животное хорошо ест — можно смотреть, как оно это делает. Черепаха активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем). В длинные зимние вечера при погашенном свете дошкольники могут наблюдать спящую птицу.           Организация подобных наблюдений предполагает элементарное опытничество, что поможет улучшить и ускорить достижение программной цели.
Использование двигательной активности дошкольников: включение в наблюдение соответствующих движений, упражнений и действий с предметами. Так, функцию шеи (у птиц) или значение ее отсутствия (у рыб) дети лучше понимают, когда поворачивают собственную голову влево и вправо. Обхватывая палку руками и при этом по-разному располагая пальцы (все в одном направлении; четыре — вперед, большой палец — назад), дошкольники поймут целесообразность строения ноги птицы.
     Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое, но с разным содержанием, обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 — 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у них возникает потребность в новых наблюдениях, которые они производят самостоятельно, что особенно ценно, без побуждения и руководства педагога.

                                                                                                                Литература

1. Гетьман В.Ф. Экскурсии по природоведению. – К.: Радянська школа, 1983. 97 с.
2. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М.: Педагогика, 1976. 232 с.
3. Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: автор. дис. на соискание науч. степени док. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика»/ Л.А.Казанцева. – Казань, 1999. – 42 с.
4. Кузенкова Г. В. Введение в экологический мониторинг: учебное пособие. — Н.Новгород: НФ УРАО, 2002. — 72 с.
5. Синельников Д.А. Экология. – Симферополь: СОНАТ, 2007. – 208 с.

Поделиться: