Авторcтво: Тазипова Алсу Фазаиловна, учитель ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Для счастливой жизни человеку нужно совсем немного, но бездумное потребление природных ресурсов, загрязнение планеты, освоение и внедрение новых технологий без оглядки на вопросы этики и экологии, в конечном итоге, не приносят ничего хорошего, а лишь приближают экологическую катастрофу. Противостоять разрушительным влияниям на природу позволяет опора на экологическое воспитание, которое является приоритетной духовной, нравственной, эстетической задачей настоящего времени [3].
Природа является одной из базовых национальных ценностей, определяющих воспитательный идеал для всех уровней образования в нашей стране [1, c.21]. В федеральном государственном образовательном стандарте экологическое воспитание определено как образование, развитие, формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы, здоровья, жизни (пп.9.9.,11.7.). [4] Эффективность экологического воспитания определяется на основе мониторинга таких показателей, как: осознание ценности природы и значимости концепции устойчивого развития (личностное качество); развитие экологической грамотности; формирование экологической культуры, навыков здорового и экологически целесообразного образа жизни [2].
В педагогической практике автора статьи, учителя русского языка и литературы, накоплен опыт экологического воспитания. Работу в этом направлении автор ведет непрерывно, включая ее элементы в уроки и мероприятия, проводя при этом диагностику состояния экологической культуры обучаемых. Цель данной статьи – привести примеры, подтверждающие экологическую воспитанность обучающихся.
Экологическое сознание учащегося 8 класса проявляется ярко в отрывке одного из экологических эссе: «Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет солнца, не будет зеленых деревьев, все вокруг станет серым и однообразным… Просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться каждый день. Эти мысли пугают, верно? Так зачем же своими руками уничтожать богатства земли? Подумайте о дальнейшем будущем всего человечества! Конечно, в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о проблемах окружающей нас среды, менять свое отношение к дарам природы, возможно, что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом». Это не так! Нужно, чтобы каждый начал с себя! Сегодня! Сейчас!»
В диагностике экологической воспитанности большую значимость имеют результаты интерактивных мероприятий, реализующих потенциал экологических знаний, развивающих основы экологической ответственности учащихся. Представляем одно из таких мероприятий.
В октябре 2020 года учащиеся 8 класса решили провести в рамках лицея акцию «Мы можем!». Естественно, возник вопрос: с чего начать? Ученики решили обратиться к одной из старшеклассниц, которая является активистом безопасного экологического движения. В своем интервью она познакомила читателей школьной газеты со своей личной программой действий по улучшению экологической обстановки, которую она реализует на протяжении последних трех лет. Ее программа настолько актуальна, что стала руководством к действиям для многих школьников лицея, а также может стать программой по улучшению экологической обстановки для школ Выборгского района и города. Интервью вел ученик 8 класса.
- Здравствуй! Можешь рассказать о том, как ты стала активным участником в борьбе за экологическую обстановку (ситуацию) в своем доме, в частности?
- Добрый день! Я начала свой «зелёный» путь три года назад. В конце седьмого класса решила собирать макулатуру. Куда ее сдавала, спросите вы? Тогда я уже слышала об акции «РазДельный сбор», проходящей в нашем городе один раз в месяц. После долгих поисков нашла прекрасную онлайн-карту recyclemap, в которой собраны адреса всех контейнеров для раздельного сбора. Сейчас Петро-Васт устанавливает их по всему городу. Так я начала сортировать все виды отходов в доме. Примерно через год эта акция сократила виды принимаемого мусора. И я в первый раз столкнулась с тем, что, когда идёшь в магазин, надо смотреть на упаковку. Надо знать, из какого она пластика? Смогу ли я сдать её на переработку? Сортировать мусор оказалось гораздо сложнее, но я не отчаялась, а стала внимательнее изучать вопрос маркировки пластика.
- Как ты думаешь, инициатива в вопросе раздельного сбора отходов должна идти со стороны государства или общества?
- Я считаю, что инициатива должна идти с обеих сторон. Очень важно обучать россиян правильному обращению с отходами. Если вы, как я, смогли организовать раздельный сбор мусора дома, то думаю, что его можно организовать также на рабочем месте, в учебном заведении. Да, скорее всего, вы столкнетесь с непониманием окружающих, с их сопротивлением даже, но главное – не сдаваться, продолжать своё дело и попутно объяснять свою позицию. Люди, которые раньше были против, всё поймут и, как минимум, станут относиться нейтрально, а возможно, и поддержат вашу идею.
- Сейчас ты имеешь в виду взрослых людей. А что касается детей? На твой взгляд, их должны обучать родители или школа?
- Предполагаю, что лучше, когда этим занимается школа. Проще организовать раздельный сбор отходов. До сих пор в школах собирают макулатуру, потому что в любой семье ее много. Многие ученики с радостью приносят макулатуру. И от лишнего хлама избавиться можно, и сиротам в детских домах помочь. Я думаю, что еще можно в школе организовать сбор батареек. Для них не нужны огромные специальные контейнеры, достаточно простых коробок. Но важность такого шага очевидна. Опасность использованных батареек известна всем. Далее можно начать собирать пластик и стекло, но это сложнее – надо уже подавать заявку в местную компанию вывоза мусора.
- То есть, ты считаешь, что раздельного сбора отходов достаточно, чтобы решить экологическую проблему в России?
- Нет, конечно. Нам не обойтись без обучающих плакатов и мероприятий. Например, можно рассказать о различных маркировках пластика. Оказывается, цифра 7 на пластиковой упаковке означает, что она практически не перерабатывается. Компании - изготовители знают об этом, но ничего не предпринимают.
Напоминать простые истины тоже не будет лишним: не покупать ненужные вещи, чаще ездить в школу на велосипеде (самокате), использовать не одноразовые пластиковые пакеты, а красивые недорогие сумки, которые имеются в магазинах.
- Можешь дать несколько советов для тех, кто хочет заботиться о планете, но не знает, с чего начать?
Во-первых, на учёбу можно приносить воду в многоразовой бутылочке. Желательно, стеклянной или металлической. Её можно наполнять из специального автомата или фонтанчиков, которые сейчас установлены практически везде: в школах, офисах и общественных местах. Если такой возможности нет, наполняйте бутылочку дома. Не думаю, что она будет для вас тяжким грузом (непосильной ношей).
Во-вторых, следует носить с собой еду в многоразовом контейнере или покупать ее в магазинах без упаковки. У нас в Петербурге во многих супермаркетах есть специальные шкафы с булочками, которые можно положить в свой контейнер. А в некоторых общественных заведениях даже есть скидки для тех, кто покупает напитки и еду в свою тару.
В-третьих, надо придерживаться принципов осознанного потребления. Осознанное потребление заключается в том, что ты покупаешь только необходимое для себя. Если говорить о еде, то не нужно ее выбрасывать, покупать только те продукты, которые обязательно сможешь употребить до истечения срока годности. Например, если ты знаешь, что точно съешь йогурт сегодня вечером, а срок годности истекает завтра, то можешь его купить. Тем самым спасёшь еду выброса. Спасать также можно и фрукты, которые только начинают портиться или просто выросли нестандартной формы. Большинство людей их не покупают, они выбрасываются на свалку, будучи самой обычной едой. Самый распространённый пример - это одиночный банан. Обычно люди покупают бананы связками, а те, которые случайно оторвались, остаются в магазине, портятся, а после гниют на свалках, не принося никакой пользы. Зная, сколько миллионов людей сейчас голодает, так поступать категорически нельзя. Покупая эти фрукты, мы спасаем еду, которую должны были выбросить.
Самое главное – начать действовать, а не только ежегодно говорить об этом на уроках по разным учебным предметам, а потом оправдываться какими-то несуществующими причинами.
Тема изменения климата, его последствий и экологии в целом - главные проблемы нашего времени и будущих поколений. Если не предпринимать важные шаги прямо сейчас, то через некоторое время спасать будет уже нечего. Я считаю, что каждый человек может внести свою лепту в борьбу за здоровую цивилизацию.
В последнее время интернет пестрит статьями о Грете Тунберг, шведской ученице, которая одиночными пикетами смогла обратить внимание мировых лидеров на экологическую катастрофу. Как ты относишься к ее деятельности?
Положительно, конечно. Она молодец! Добилась того, что люди начали говорить о проблемах экологии. Европейский опыт в данном вопросе очень ценен для нас, я думаю. Грета для многих подростков стала идейным вдохновителем. Она занимает активную жизненную позицию. Это здорово! Если мы будем ориентироваться на таких детей, как шведская ученица, Грета Тунберг, то мы вырастим поколения, которые понимают все предстоящие сложности и сделают всё, чтобы спасти нашу планету. Мы должны научиться на чужих ошибках, не совершая своих, и перенять на себя все успехи. Правительству следует отдавать приоритет зелёной энергии вместо нефти и газа. Велосипедам и общественному электротранспорту вместо дизельных автобусов и автомобилей. Но начинать надо с малого. Это касается и возраста. Только тогда, объединив усилия, мы сделаем Землю чище. Как говорила немецкий политик Петра Келли: «Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое».
Спасибо! Беседуя с тобой, мы узнали много интересного. Думаем, что твои советы помогут многим из нас в этом нелёгком пути. Желаем тебе успехов!
В действиях старшеклассницы – лидера экологического движения лицея отражаются сознательное восприятие окружающей природной среды, убежденность в необходимости беречь природу, стремление улучшить экологическую обстановку.
Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы, способствующей эстетическому, нравственному развитию, воспитывающей любовь к Родине, формирующей чувство сопричастности к своему времени, личную ответственность за все происходящее вокруг.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
2. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
3. Леднева О.С. Экологическое воспитание школьников// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С.74-79.(Дата обращения 17.04.2021)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
Поделиться: