Авторcтво: Матвеева Валентина Борисовна, учитель МБОУ СОШ № 35, г. Иркутск |
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Успех экологического образования в школе во многом зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. С 2003 года наша школа работает по авторской программе факультативного курса «Экологическое творчество» Сорокиной Людмилы Георгиевны.
Данная программа является необходимым компонентом непрерывного экологического воспитания обучающихся и рассматривается, как развивающая и углубляющая знания детей о взаимодействиях природного и предметного мира, на развитие художественного мышления, наблюдательности и воображения, воспитывает чувство патриотизма и любви к своему краю и ответственности за его судьбу. Формирует доброе и уважительное отношение к окружающему, к людям через последовательное изучение материала, разнообразие форм, методов приёмов, с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Приоритетным направлением курса является реализация целей устойчивого развития через продвижение и развитие экологического просвещения, содействие развития системы образования города в соответствии с Национальными проектами «Образование» и «Экология»
Знакомясь с представителями живой и неживой природы, учащиеся учатся в рисунках, схемах, синквейнах устанавливать взаимосвязи и взаимодействия всех объектов. Плакаты, квесты, классные часы, акции, агитбригады формируют осознанно-правильное отношение к планете Земля, к месту, где родился (Иркутская область, Байкал) и к человеку, как части природы, гордости за свою страну. Через просмотры видеофильмом, мультфильмов знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности, осознанного и уважительного отношения к природе, Байкалу.
Данный курс также предполагает развитие личностных качеств – ответственности, потребности в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, формирование осознанного и уважительного отношения к природе, Байкалу.
Занятия лучше начинать вести с 1 класса, как внеурочную деятельность. В 2-4 классах – факультатив в вариативной части учебного плана. Объём занятий – 34 часа. Данный факультатив является пропедевтическим по отношению к дисциплинам естественного цикла, дополняет курс «Окружающий мир».
В содержании программы предусмотрены разные разделы, которые расширяют знания детей, по мере их взросления. Это: фенология, здоровье и человек, многообразие природы Байкала, животный и растительный мир Байкала и Прибайкалья, регуляции взаимоотношений человека с природой. В курсе большое внимание уделяется практическим работам учащихся: дорожные знаки, климат Байкала, семейный проект «Православные праздники и времена года», вселенцы Байкала, редкие и исчезающие птицы Байкала, погода и здоровье, звуки и здоровье, таёжные великаны, зелёная аптека и т.д.
Основными направлениями по данному курсу являются – расширение и углубление знаний детей о взаимосвязях природного и предметного мира, формирование доброго и уважительного отношения к окружающей природе, людям, через развитие художественного мышления, наблюдательности и воображения.
Большую помощь в работе нам помогают книги, журналы. Сказки В.Сутеева, В.Бианки, Д.Н.Мамина – Сибиряка, В.Стародумова, рассказы Е Чарушина, Г.Скребицкого, «Экологически чистые сказки с берегов Байкала» Софьи Бунтовской, сказки Людмилы Петрушевский, журнал «Сибирячок» с замечательными героями - помощники в проведении занятий.
Формирование экологической культуры - это так же необходимый компонент всех направлений воспитания. Классные часы на темы: «Лес – наше богатство», «Берегите животных», «Братья наши меньшие», «Прекрасный мир природы», агитрбигады «Покормите птиц», «Защитники Байкала», «Земля – наш общий дом», «Мусору – нет! »; участие в акциях «Вторая жизнь пластика», «Спасём ёжика!», «Чистая планета», «Поможем деревьям», «Кормушки для пичужки», весенняя неделя добра «Посади дерево» - это только часть наших мероприятий и дел, которые полюбились детям и родителям.
В результате проделанной работы у учащихся появилась желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (рисунок, коллаж, викторина, ребусы, кроссенсы, кроссворды, проект, стенгазеты, листовки презентация, синквейн и т.д.) Формируется начало экологической культуры, осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, учащиеся получают практические знания по охране природы, развиваются коммуникативные навыки, учатся экспериментировать, анализировать, делать вывода
Таким образом, непрерывное экологическое обучение и воспитание является основой для устойчивого развития.
Бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и то, занимаются творчеством ДЕТИ!
Литература
1. Андреева Е.К. Путь к ноосфере. Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского. Младшие классы. Пущино 1983.
2. Галазий Г.И. «Байкал в вопросах и ответах». Иркутск. 2004
3. Дзятковская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование (монография). – Иркутск: ИГПУ, 1998. – 320 с.
4. Дзятковская Е.Е. Образование и ... или здоровье? Книга для учителя. - М.: Центр «Образование и экология», 2007.
5. Жевлакова М.А., Корякина Н.И., Кириллов П.Н. Загадки лесной опушки. СПб., 2000.
6. Изгаршев А.В. Поговорим о них. Общество, 1993.
7. Королева А.В. Естествознание для малышей // Начальная школа. 1998. № 1.
8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ, 2003.
9. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Спецкурс для общеобразовательных учебных заведений. Иркутск, 2006.
10. Рыжова Н.А Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). Рыжова Н.А Наш дом – природа // Начальная школа. 1998. №10.
Поделиться: