Поиск по сайту

Командный исторический эрудицион для 4-5классов «Светлое имя России». Методическая разработка.


Авторcтво: Резчикова Елена Александровна, учитель истории, к.п.н., МОУ Вощажниковская СОШ. Борисоглебский район Ярославской области


                   Пояснительная записка.

         В 2021 году Россия будет отмечать 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Роль и значимость этого человека для истории никогда не вызывала сомнения даже в эпоху открытого богоборчества: к его памяти, духовной силе, полководческому таланту взывал народ в самый и ответственный момент своей национальной истории – Великую Отечественною войну.
Александр Невский оставил после себя наследие, актуальность которого востребована в наши дни: незыблемость в отстаивания православной веры, ратный подвиг, дипломатическую миссию, которая определила евразийскую траектория развития России в дальнейшем. Путь, предложенный Невским, не был очевиден в его время: сотрудничество с Ордой, подчинение, собирание сил подчас «железною рукой», жесткая конфронтация с католическим и враждебным Западом с его манией величия и фикс идеей «drang nah osten» (поход на Восток – на Русь). В настоящие дни мы сталкиваемся с попыткой не только переосмысления его личности в истории России в негативной интерпретации, но и с прямой исторической фальсификацией , «выпячивания» проблемных и противоречивых сторон его деятельности. Не будем забывать, что роль государственного деятеля определяется качеством ответов на вызовы времени. В этом Невскому не было равных еще очень долгое время в русской истории.
Путь Александра Невского - путь самобытной русской евроазиатской цивилизации с укоренением в духовность.

         Данная методическая разработка включает в себя следующие методические компоненты:
- подготовительные беседы «Святое имя России» с презентационным сопровождением https://disk.yandex.ru/i/xQLlojSTcrd9Fg
(предполагает неформальную образовательную среду: классный час, кружок и т.д);
- материалы исторического эрудициона «Светлое имя Руси» и презентационное сопровождение https://disk.yandex.ru/i/xnUdzKiXQcZNhw (эрудицион может проходить в рамках одного класса, ОУ, района в индивидуальном и командном формах);
- раздаточный материал для участников эрудициона. Приложения.
         Цели: Организация деятельности обучающихся по накоплению, обобщению и систематизации знаний о личности и эпохе А.Я. Невского.
- Обеспечение применения обучающимися материалов по данной теме в нестандартных условиях.
- Содействие развитию творческих навыков обучающихся 4-6 классов.
         Задачи:
-создавать условия для накопления, систематизации и обобщения знаний о личности и эпохе А.Я. Невского;
- способствовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи, поисково-познавательной активности, коммуникативной культуре обучающихся;
- создать условия для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- повысить мотивационный фактор этнокультурной компетенции обучающихся;
- активизировать историческую память подрастающего поколения.

        В разработке применялись следующие подходы:
- Системно-комплексный подход - воспитательный потенциал разработки охватывает все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
- Культурологический подход – процесс воспитания заложен в трансляции этнического склада, психологических особенностей русского этноса, а также традиций, ценностей, которые заложены в генетическую память русского народа.
- Ценностно-смысловой подход – трансляция базовых традиционных ценностей и жизненных смыслов русского народа обучающимся.
- Гуманистический подход ориентирован на личность ребенка, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.
Формируемые компетенции обучающегося и планируемые результаты:
- информационная (умение работать с историческим материалом эпохи Александра Невского);
- учебно-познавательная (познавательные действия заключаются в том, что дети знают:
      1. Кем был Александр Невский?
 -  Патриотом. Александр любил свою Родину. Вся деятельность князя Александра Невского была направлена на то, чтобы облегчить жизнь русского народа в то нелёгкое для Руси время, когда многие русские земли были разграблены монголами, а те, что не были разграблены, на северо-западе пытались завоевать рыцари.
 -  Полководцем. Князь Александр Ярославич выиграл несколько сражений: Невскую битву в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г., разбил семь литовских отрядов в 1245 г., нападавших на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озера Жизца, разгромил литовское ополчение под Усвятом. Кроме того, в своих военных действиях он применял различные тактики: эффект неожиданности, засаду, искал в рядах противника слабое звено и направлял туда основную силу удара, выгодно использовал погодные и географические условия, а также преследовал разбитого неприятеля, чем надолго отваживал врага от желания нападать на русские земли.
 - Политиком. Александр Невский хорошо разбирался в сложившихся политических ситуациях. Не один раз он решал острые политические проблемы с удержанием своей власти в вольном городе Новгороде. «Малой кровью», но все-таки уговорил Новгород платить дань Орде, чем уберёг русские земли от нового ордынского нашествия. Отказался от помощи римского папы Иннокентия IV в борьбе против монголов. Ведь основным условием помощи было принятие католичества, а это привело бы к зависимости от западного мира и к потере национальной культуры. Кроме того, католики насаждали свою веру «огнём и мечом», что привело бы к новому страданию русского народа.
 - Дипломатом. Александр справлялся и с урегулированием внешних проблем. Не раз он сам лично ездил в Орду, чтобы умилостивить хана и не дать русские земли на новое разграбление. Для этого ему приходилось усмирять свою гордыню и забывать о своей славе, как славе великого воина, а также делать очень щедрые подношения монгольскому хану.
 - Храбрецом. Князь Александр Ярославич лично участвовал в сражениях и сыскал себе славу не только, как полководец, но и воин. Так в Невской битве Александр ранил копьём шведского воеводу Биргера, зятя шведского короля.
 - Глубоко верующим человеком. Александр верил в Бога и всегда чтил православные традиции. В 1547 г. Александр Невский был причислен Русской православной церковью к «лику святых».

       2. Что сделал для России Александр Невский?
1. Он сохранил для России северо-западные земли.
2. Сберёг русские земли от нескольких карательных нашествий монголов, которые обязательно бы случились, если бы не политика Александра внутри русских земель и не его богатые подношения монгольским ханам.
3. Сохранил для России православную веру, не дал в трудное для Руси время вспыхнуть религиозной войне.
4. Сохранил национальную культуру (если бы он принял предложение римского папы Иннокентия IV, то сделать это было бы чрезвычайно трудно).

       3. Почему мы должны сохранить память об Александре Невском?
- Александр Ярославич – яркий пример правителя, радеющего за своё Отечество, а не за свои корыстные цели. А, как известно, такие правители нужны были народу во все времена. Александр Невский – святой. Люди должны почитать своих святых. Князь Александр стал примером для полководцев и дипломатов. Александр Невский – это князь, которого уважали даже враги. Это достопримечательный факт: ведь потомки многих его врагов сейчас являются гражданами РФ).

      - предметные действия с учебным материалом на уроках истории, метапредметные – окружающий мир, ОРКСЭ, эскурсии и т.д.;
      - коммуникативная компетенция – владение терминологией, навыками сотрудничества во время игры;
      - смыслообразование – повышение мотивации к дальнейшему изучению русской истории;
      - ценностная – приобретение нравственного примера духовного и патриотического подвига князя Александра Невского
Подготовительные беседы для обучающихся 4- 5 классов

«Святое имя Руси: Александр Невский»
Оборудование:
   • компьютер;
   • проектор;
   • презентация;
   • репродукции картин с изображением защитников русской земли.

БЕСЕДА 1.
Беседа сопровождается презентацией «Александр Невский», звуковыми файлами «Пение птиц утром», «Бой – скрежет мечей, ржание коней», «Колокольный звон»

Предлагается просмотр видеоролика «Родина моя» Ольги Дубовой (прил.1)

    -Ребята, кому посвящена эта композиция?
(Ответы детей: Родине)
    - Как мы должны относиться к Родине? (Защищать ее и т.д.)
    - С.И.Ожегов дал такое толкование слову “защитник”- это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь.
    - Как вы думаете, от кого надо было охранять нашу землю?
    - Каких защитников вы знаете?
(Ответы детей)
    - Ребята, а вы знаете, кто такой князь?
(Ответы детей)
    -Раньше на Руси так называли человека, который управлял своими землями- княжеством.
    -У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звёзды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа. Кому мы сегодня посвятим нашу встречу?
Ответы (князю, защитнику и т.д)
     - Тема нашей беседы действительно посвящена великому защитнику Руси – святому Александру Невскому. Сегодня мы с вами узнаем о жизни и подвигах святого князя Александра Невского.
     - Ребята, вы помните, что раньше у людей не было фамилий, а были прозвища? Как вы думаете, за что князя Александра назвали Невским?
(Дети отвечают.)
     - Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой - вклад его в строительство Российского государства бесценен.
     - АЛЕКСАНДР - по-гречески означает «защитник людей». Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И сын этот впоследствии прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.
     - Может быть, вы, ваши родственники, знакомые тоже являетесь носителем этого имени – Александр?
Реплики детей.
     - Александр родился в 1220 году в (по другим сведениям, в 1221 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.
     - Как может отражаться в жизни человека крепкая вера? - не будем забывать, что на территории России мирно и братски живут представители христианства, ислама, буддизма и других религий.
Ответы детей.
     - Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1234 году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно.
Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба. Именно тогда он столкнулся с первой бедой – голодом, и юный князь прошел через это испытание.
Но впереди всех ждали еще более страшные времена. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен.
     - В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.
Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив неизгладимую отметину. Как пишет летописец: “положил печать ему на лицо”.
     - Ребята, попробуем представить эту битву – попытайтесь ее описать через рассказ. Во время рассказа вы можете пользоваться опорным текстом (по желанию). Предлагаю вам его прочитать.
Чтение текста обучающимися.

             Опорный текст для детей: Битва на Неве.

«Низко сидят шведские суда. Крепким сном спят вороги, а русские совсем рядом. Утром русские нагрянули на шведов, упали как снег на голову. Богатырь Таврило Олексич на коне по сходням влетел на шведский корабль и, увидев королевича, стал с мечом прорубаться к нему через толпу шведов. Когда шведы пришли в себя и сообразили, что против них всего один человек, — вместе с конём сбросили его в реку. Гаврило Олексич был в тяжёлом панцире и мог бы утонуть. Но он вовремя ухватился за гриву коня, и верный конь спас своего хозяина.
На берегу солнце золотило высокий шатёр Биргера. Вдруг шатёр заколыхался и опал на землю. Это по поручению князя Александра богатырь Савва подрубил шатровый столб, и тот, крякнув, упал и посеял падением своим панику среди шведов.
Они кинулись к кораблям, и Биргер вместе с ними. Князь Александр хотел сразиться с ним, но Биргер уклонился от боя. Князь Александр всё-таки сумел достать Биргера — ударил длинным копьём в лицо. Удар ослабил стальные пластины шлема, но, скользнув, копьё пропороло щёку.
Целыми у шведов остались два корабля. Их доверху нагрузили мёртвыми телами. Кроме того, вырыли огромную яму и погребли в ней тех, кому на кораблях не хватило места. Дело было к ночи. Два чёрных корабля с обвисшими парусами, влекомые течением Невы, покачиваясь, уплывали на север.
Туда, откуда пришли»
(Работа с понятиями, которые могут вызвать сложность в интерпретации у детей: «вороги», «влекомые», и т.д.)
-Я начну повествование, а вы продолжите (включаем аудио ролик)
Прил. 2: Пение птиц. https://disk.yandex.ru/d/e9fqAVyAy2y-eA
«Лето, раннее утро, но уже светло. Природа пробуждается, и потихоньку начинает наполняться птичьими трелями. Недалеко от устья Невы притаился русский отряд, а на Неве…
Рассказы детей сопровождает аудиоролик.
(прил. 3 Звуки боя) https://disk.yandex.ru/d/CiQtagNZlSS1dA
- С победой вернулось русское войско в Новгород, колокольным звоном встречали князя. (прил. 4 Ростовские звоны.) https://disk.yandex.ru/d/Fx2zPFr6pHXDDg,
а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.
В следующей беседе мы с вами продолжим знакомство с Александром Невским.

                  БЕСЕДА 2. Святой воин Руси.

(Актуализация и проверка знаний).

- После победы в битве Неве, слава князя Александра достигла даже самых отдалённых уголков Руси. Зависть и страх не давали покоя новгородским свободолюбивым боярам: по их требованию князь был вынужден покинуть Новгород и вернуться в Переславль-Залесский, где и застали его сведения о новой напасти на русские земли. Как вы думаете: о чем может идти речь?
Ответы.
-Прошло время, и на Новгород двинулись враги с запада. Они были более мощные и сильные, чем шведское войско.
(Далее происходит работа только с текстом и ил. материалом презентации и акцентируется внимание на истории рыцарского ордена тевтонцев, военном клиновом построении - «свинье», вооружении русской княжеской дружины и немецкого войска.)
- Ребята, в чем причины вторжении врагов на этот раз?
Ответы (Богатство земли, слабость Руси, «окатоличивание».)
В 1242 году бояре попросили князя вновь возглавить новгородскую дружину и тот, забыв обиды, отправился в Новгород.
- Какую победу одержал князь в этот раз? (над гордыней.)
Итак, Александр двинулся навстречу врагу. Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. (Рассказ и работа со схемой построения войска, даются ключевые понятия: Обоз, полк левой, правой руки, большой полк, засадный полк и т.д.)
- Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.
(Показ отрывка из фильма «Александр Невский» - прил.5) https://disk.yandex.ru/i/JJy8vktghZHOfg

Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей, народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.
Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжело-вооружённого, рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.
-Ребята, какой тактический прием стал главным в победе князя Александра?
(построение в прибрежной полосе и удар Засадного полка в тыл врагам.)
- Через некоторое время прибыло к князю посольство от римского папы. Он пытался склонить князя Александра к тому, чтобы православная Русь приняла католическую веру. В этом случае папа пообещал помощь в борьбе с татарами. Князь Александр ответил решительным отказом. Он сообщил об этом папе в письме. В нём князь обосновал своё решение догматами Вселенских Соборов и историей христианской Церкви.
- А как поступили бы вы на месте князя?
Ответы.
- Русские люди должны были платить дань татарскому хану, а князья получать от него ярлык (разрешение) на княжение.
Князь Александр и его брат Андрей вынуждены были поехать в орду для подтверждения права на княжение.
По свидетельству летописи, сам Батый приказал явиться новгородскому князю: “Мне покорил Бог многие народы, ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, приди ко мне, увидишь честь и славу царства моего”.
-Князья Александр и Андрей прибыли в Орду. Хан Батый принял братьев ласково и сразу оценил светлый ум Александра. Однако по воле хана князья должны были отправиться в столицу империи монголов Каракорум для подтверждения права на княжение. По дороге князья увидели разорённые нашествием монголо-татар города, груды человеческих костей. С большими трудностями, терпя голод, жажду, зной и холод, добрались они до Каракорума.

- Ребята, проложим путь Александра Невского и его брата Андрея из Новгорода в Каракорум. Найдите на карте эти города и самостоятельно проложите путь.
(Работа на листах с картой).


- Два долгих года заняла эта поездка. Ярлык на главное княжение во Владимире утвердили Андрею, видимо, опасаясь Александра. А ему дали Киев, который, хотя ещё являлся главным городом на Руси, был теперь до основания разорён монголо-татарами. И Александр лишь по названию являлся великим князем.
- Мудрое правление великого князя Александра продолжалось, Русь сохраняла себя, свою веру, свои традиции, хотя и стонала под татарским игом. В 1263 году Александру вновь пришлось посетить Орду. Всю зиму и лето 1263 года он прожил в Орде. Один Бог знает, сколько сил, мужества, христианского смирения потребовалось от князя в Орде. Задача была та же: защитить, сохранить Русь - и он её выполнил. При этом Александр тяжело заболел. Он возвращался на Русь смертельно больным. Князь во что бы то ни стало, хотел вернуться домой, но доехал только до Городца. Там он окончательно слёг и почувствовал приближение смерти. Перед смертью он принял монашеский постриг.
Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.
Митрополит Кирилл, который, узнав о смерти великого князя, с горечью произнес: “Зашло солнце Русской земли”. Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе.
Прошло много столетий. И вот в 1724 году из Владимира в Санкт- Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского, которого русские люди любили, а царь Пётр особенно любил и почитал. Мощи были положены в новопостроенном монастыре, посвящённом святому князю Александру.
Здесь, в Александро-Невской лавре, в Троицком соборе, у раки со святыми мощами и сегодня можно преклонить колени и помолиться благоверному князю Александру- нашему верному, надежному защитнику и покровителю Русской земли. И попросить у него мужества, ясного разума, крепости, сил и - смирения, чтобы и мы смогли сохранить и благоукрасить Россию.

С каким историческим героем познакомились?
-Какой вклад он внес в историю Руси?
-За что же святого князя Александра прозвали Невским?
-Как вы думаете, можно ли назвать князя Александра Невского святым?
Кто такие святые?

-Аполлон Майков написал стихотворение о святом князе Александре Невском. Послушайте его и скажите, о каких событиях из жизни благоверного князя Александра Невского в нём говорится (видеоролик прил. 6. Свеча) https://disk.yandex.ru/i/yBm8vI54TBpj_w

-Тихо лампада пред образом Спаса горит;
Тихо игумен пред ним на молитве стоит;
Тихо бояре стоят по углам;
Тих и недвижен, лежит, головой к образам,
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!
Слышится в келье порой лишь болящего бред.
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…
Тьма , что завеса, раздвинулась вдруг перед ним …
Видит он: облитый, словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город. Народом кишат берега …
Флагами веют цветными кругом корабли…
Гром раздаётся: корабль показался вдали…
Правит им кормчий с открытым высоким челом…
Кормчего все называют царём…
Гроб с корабля поднимают, к храму несут,
Звон раздаётся, священные гимны поют…
Крышку открыли … Царь что-то толпе говорит…
Вот перед гробом земные поклоны творит…
Следом – все люди идут приложиться к мощам…
В гробе ж, - князь видит - он сам…
Тихо лампада пред образом князя горит…
Князь неподвижно лежит…
Словно как свет над его просиял головой -
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал и его чело -
И, зарыдав, возгласил: “Наше Солнце зашло!”

-Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.
Использованные источники:
1.Голицын С. Сказания о земле Русской. - М.: Аст пресс ,1994.-277 с.
2. Карпов А. Великий князь Александр Невский. - М: Мол. гвардия ,2013.-340 с.
3. http://biografix.ru/biografii/politics/194-biografiya-aleksandra-nevskogo.html
4.hhttp://festival.1september.ru/articles/525528/
5. tp://festival.1september.ru/articles/525528/
6.http://musicsteps.spb.ru/?p=3281
7.http://krasroad.ru/aleksandr-nevskij/
8.http://ytvideo.ru/video/NjEDGn7R3uo


                      Исторический эрудицион для 4- 5 классов «Светлое имя Руси»

Исторический эрудицион «Светлое имя Руси» сопровождается одноименным презентационным материалом. Состоит из 8 этапов. Игра может проходить в командном варианте, а также и в индивидуальном.
Для выявления победителя и призеров предлагаем отойти от традиционной рейтинговой системы, а применить линейную:
Победитель – любая команда (обучающийся) – набравший 80 % и более % от максимального количества баллов.
Призер - от 60 % до 80% от максимального количества баллов.
Участник - до 60 % от максимального количества баллов.

За первый этап обучающиеся могут набрать 6 баллов
За второй этап обучающиеся могут набрать 6 баллов
За третий этап обучающиеся могут набрать 10баллов
За четвертый этап обучающиеся могут набрать 8 баллов
За пятый этап обучающиеся могут набрать 5 баллов
За шестой этап обучающиеся могут набрать 5 баллов
За седьмой этап обучающиеся могут набрать 5 баллов
За восьмой этап обучающиеся могут набрать 5 баллов

               Максимальное количество баллов – 50.

                          1 этап Разминка включает 6 вопросов.
1. Как звали великого русского полководца, названного в честь Александра Невского? А.В. Суворов
2. В каком городе родился Александр Невский? Переславль-Залесский
3. Сколько лет было Александру Ярославичу, когда он стал самостоятельным правителем Новгорода? 12 (14)
4. Какое первое испытание пришлось преодолевать юному князю в Новгороде. голод
5. Как звали врагов русской земли, которые обрушились на Русь во время правления Александра Новгородом Орда и рыцари ордена Тевтонцев.
6. Назовите годы жизни Александра Невского. 1221 (1220) – 1263 (1264)

                         Этап 2. Карта: помогите восстановить ход сражений.

Максимальное количество баллов – 6 по 3 за каждую карту. Должны быть расставлены силы сторон и показаны основные направления ударов.

                           Этап 3. Историческая реконструкция: перепутались доспехи. Обучающиеся должны соотнести доспехи и войско.

Русская дружина
тевтонцы
1,7,9,4,8 2,3,6,10
5 – просто рыцари

                           Этап 4.. Что означают данные фразы?

          Или кому они могут принадлежать? По 2 балла за ответ

1.Тевтонская «свинья» в русском «котле» сварилась.
Порядок войск у тевтонцев назывался «свинья», она была окружена и попала в «котел», там и была уничтожена войсками Невского.
2. Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. Слова принадлежат А. Невскому после битвы на льду Чудского озера.
3.«Зашло солнце земли русской». Русские летописи о смерти А.Я. Невского
4. «Мы знаем истинную веру и церковь… и вашего учения принимать не желаем» - Ответ А. Невского папским легатам с предложением изменить своей вере и получить рыцарей в борьбе с Ордой.


                           Этап 5. Иконография.

По каким особенностям мы можем узнать, что на иконе изображен святой князь Александр Невский?
1. нимб
2. меч
3. княжеская мантия или княжеские доспехи
4.на заднем плане каменный Кремль (на тот момент на Руси было несколько городов с каменными Кремлем – один из них - Новгород)
5. Святой на иконе–не мученик, а благоверный князь.

Возможны иные логические интерпретации.

                           Этап 6. Житие князя Александра.

Текст должен состоять из 5 предложений и содержать фактическую информацию о князе.

                           Этап 7. «Родной язык»
Переведите отрывок из текста «Жития» с церковнославянского языка на русский язык.
О Господе нашемь Исусе Христе, Сыне Божии.
Съй бе князь Александръ родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от матере Феодосии. Яко же рече Исайя пророк: «Тако глаголеть Господь: Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я». Воистинну бо без Божия повеления не бе княжение его.

Этот князь Алекмандр родился от отца милостивого и человеколюбивого, кроткого, великого князя Ярослва и матери Феодосии. Как сказал пророк Исайя: «Так говорит Господь: князя ставлю, священно и веду его». Во истину не без Божиегог повеления княжение его.

                             Этап 8. Летопись.

Вставьте пропущенные слова в текст.
Ле́топись — это исторические повествования, которые велись по годам; это самый древний жанр древнерусской литературы. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето » (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.

Поделиться: