Поиск по сайту

РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Контонистова Т.В., Контонистова О.М., Цвирко Л.А. ГБОУ школа № 534, ГБОУ школа № 605 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Современное состояние природных ресурсов и качество окружающей среды испытывают мощное влияние техногенных факторов. Ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию школьников, формированию элементов их экологической культуры.
       Сквозной экологической линией проходит задача воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, окружающему нас миру и кто, как не школьный учитель, может добиться наибольшего успеха в этом процессе [3].
       Это возможно, например, в начальной школе, на уроке окружающего мира, при изучении темы «Экологические катастрофы», или в средней школе, на уроке биологии, изучая вымерших животных, на уроке географии, обсуждая вопросы сохранности природных ресурсов разных климатических зон и вредного воздействия человека на эти зоны или на уроке английского языка во время организации международных экологических проектов.
       В своей статье мы хотим рассмотреть формирование элементов экологической культуры обучающихся через приобщение к практике селективного сбора отходов (раздельного сбора мусора).
Все мы знаем, что одним из популярнейших увлечений современных родителей является изготовление всевозможных поделок, элементов декора и интерьера посредством ручного труда. Мамы занимаются шитьем, вязанием и плетением, а папы собирают модели и макеты. Поэтому, когда ребенок для изготовления поделки и того же макета в школе просит купить ему дорогостоящие материалы – родители не отказывают ему в этом. А так ли это необходимо? Всегда ли нужен недешевый металлизированный картон или крафтовая авторская бумага, если подобные материалы можно найти среди обилия всевозможных упаковок разных видов товаров? Или, например, к чему покупать дорогие заготовки для декупажа, если среди бытовых отходов каждой семьи можно разыскать оригинальные коробочки, баночки и бутылочки? А огромное количество пластика или одежды необыкновенных расцветок, оригинальной фактуры и дизайна – такие материалы не найдешь даже в больших магазинах для творчества [1].
Но возникает вопрос, а как найти эти материалы в нужный момент в огромном мешке, который семья каждый день бездумно выносит на помойку?
А что если мы просто попробуем заранее сортировать мусор?
       Для увлечения детей этой идей мы провели опрос обучающихся в разных возрастных группах, охватии 116 человек и получили следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1



        Как видно по результатам опроса, все дети знают о существовании раздельного сбора мусора (100 %) и осознают опасность загрязнения нашей планеты бытовыми отходами (99 %). Достаточно большим стимулом для сортировки отходов, с выделением хотя бы одной категории, является победа в школьном сборе макулатуры (участвуют 95 %).
Еще больший интерес у детей (кстати, во всех возрастных группах) пробуждается в момент, когда небольшая кучка использованнных батареек с приятным звяканьем падает в специально оборудованный котейнер у входа в школу (п. 7).
        При этом только 77 % опрошенных были готовы бесплатно разделять отходы и утилизировать в контейнеры у дома и практически все оказались согласны делать это, получая минимальную оплату (99 %). Для того чтобы увеличить количество желающих разделять мусор на четыре стандартные категории – стекло, пластик, бумага и органика (пищевые отходы) нам пришлось всего лишь обьяснить детям, что в процессе этого деления они смогут отбирать оригинальный материал для всевозможных поделок, тем самым сэкономив семейный бюджет, что тоже является фактом оплаты.
Единственное затруднение, которое возникает при таком подходе, это планирование работы учителя на длительный срок, так как необходимо поставить обучающимся задачу по сбору конкретного вида вторсырья за несколько месяцев до изготовления поделки или макета. Впрочем, с этой проблемой прекрасно справляется рабочая программа педагога.
Как видно из нашего маленького исследования проблемы селективного сбора отходов наш российский школьник осведомлен о ней и готов без долгой подготовительной работы заниматься таким полезным и важным делом как раздельный сбор мусора.
        И в заключение хочется сказать, что дети, начав сортировать мусор и получив поддержку от старших членов семьи, так увлекаются этим занятием, что создают группы в социальных сетях и впоследствии не только на отходах, но и на любых других предметах стараются найти «коды переработки» – специальные значки, применяющиеся для обозначения материала, из которого изготовлен предмет, и упрощения процедуры сортировки перед его отправкой на переработку для вторичного использования.

                                                                     Литература

   1. Белоус М. Разделяй и здравствуй! / М. Белоус; бесед. И. Кузнецов // Экология и жизнь. – 2010. – № 8. – С. 32-33.
   2. Ландеховская М.П. Подходы к организации раздельного сбора отходов у населения / М.П. Ландеховская, С.Н. Сидоренко // Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2009. – № 3. – С. 69-71.
   3. Нагибин Н.И. Формирование элементов экологической культуры школьников в образовательной области «Технология» на уроках технического труда в 5-7 классах. Автореф… дисс. канд наук. – М., 2008.
   4. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ: с изм. от 21.11.2011 г. // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
   5. Сортировать? Или не сортировать?: опрос редакции // Твердые бытовые отходы. – 2010. – № 1. – С. 46-48.
   6. Хороший вопрос: что можно и что нельзя выбрасывать в контейнеры для раздельного сбора мусора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://citydog.by/post/xoroshij-vopros-musor/

Поделиться: