Авторcтво: Канбина И.Л., Котова Ю.А., ГБОУ СОШ № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время в социально-экономическом и культурном развитии мирового сообщества на ведущее место выдвинулись проблемы воспитания личности учащегося.
Эти обстоятельства привели к смене приоритетов в индивидуальном и общественном сознании, формированию нового менталитета человека, воспитанию у него экологического сознания и экологической культуры. Формирование и развитие экологической культуры – стратегическое направление образования школьников.
Культура индивидов воплощается в результатах деятельности людей, а значит и в деятельности учащихся. По А.Д.Урсулу экологическая деятельность включает в себя все виды и формы деятельности людей, а значит и учащихся [3]. Поэтому современный подход к обучению вообще, и физической культуре в частности, предполагает интеграцию разных областей знаний в том числе и экологических.
Одним из ведущих принципов экологической культуры является интегративность, что предполагает развитие общества, науки, культуры, образования, обеспечивающих комплексность и уплотненность изучения экологических явлений. Он выражает обобщенность и интеграцию разнохарактерных материалов.
Экологический материал включает в себя элементы санитарно-гигиенических знаний и умений, которые формируются и развиваются на уроках физической культуры в начальных классах. Перед началом любого урока учащиеся выполняют санитарно-гигиенические требования к спортивной форме. Некоторые экологические показания состояния среды в спортивном зале могут быть включены в структуру урока. Специальные знания и умения по измерению показателей состояния среды требуют активного передвижения на уроках физкультуры.
Рассмотрим некоторые возможности уроков физической культуры в начальной школе для формирования элементов экологической культуры.
Первый пример. Организуя эстафету по измерению площади и объема помещения, нужно подготовить две метровые линейки, мелки, плакаты с изображением санитарно-гигиенических норм для физкультурного зала. В ходе урока формируются две команды с равным количеством участников. Каждый участник из двух команд двигается по длине зала. Измерять длину начинают с противоположной стены зала. Передача эстафеты осуществляется новому участнику после того, как будет нанесена метровая отметка на полу. Линейка остается на месте.
Следующий участник команды подбегает и наносит вторую метку, оставляя линейку на новом месте и т.д. Победившей командой считается та, которая первой измерит длину зала. Важна не только скорость, но и точность измерения показателей – длина и ширина пола. Результаты измерения сравниваются. Дополнительное очко дается за точность измерения. Далее в таком же плане измеряется ширина зала.
Завершается эстафета вычислением периметра и площади пола зала. Команда, которая быстрее и правильно вычислит, получает дополнительные очки. Очки, полученные учащимися на всех этапах эстафеты, суммируются, что и дает выявить победителя эстафеты. Далее учащиеся вычисляют объем зала, зная его высоту, а также объем воздуха, который приходится на каждого учащегося. Этот объем сравнивается с гигиеническими нормами.
Второй пример. Для изучения экологического состояния пола (запыленности) ребятам необходимо дать заранее подготовленные полоски скотча, которые они прикладывают к полу в разных местах. Чтобы полоски были одинаковые, их прикрепляются клейкой стороной к краю стола, который будет использован при подведении итогов. Эстафета начинается с того, что сформированные команды двигаются гусиным шагом к столу за скотчем. Учитель указывает, где и как должна быть измерена запыленность пола. С выполненным заданием учащиеся возвращаются к столу. Время выполнения задания не фиксируется, а обращается внимание на правильность выполнения задания и аккуратность его оформления.
Сняв скотч с пола, учащиеся помещают его на бумагу. На бумаге рядом со скотчем с пылью указывается место, на котором производилось обследование. Визуально учащиеся отмечают наиболее чистые и загрязненные участки пола в зале.
Учитель вместе с учащимися обсуждает разные уровни запыленности (по тону скотча) и выясняются причины получившейся разницы.
Третий пример. Внутренняя отделка и оформление зала оказывает значительное влияние на зрительный анализатор, определяет экологическую комфортность учащихся. В конце урока они могут дать экологическую оценку помещения: стен, потолка, пола. Каждая команда двигается, взявшись за руки, в поисках одного листа, на котором указаны части физкультурного зала: стены, пол, потолок.
По нахождению листа выполняют задание у стола, с разложенными цветными карандашами.
Задание: создать интерьер спортивного зала, с учетом экологических требований.
Полученные результаты сравниваются с эталоном [1].
Нужно учитывать качество покрытия поверхности зала, так как любые полимерные покрытия выделяют в помещение ядовитые вещества. Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные и т.д.
Из приведенных примеров видно, что спортивная деятельность – это и общекультурное свойство личности, и имманентное свойство экологической культуры.
Анализ приведенных примеров экологической деятельности на уроках физической культуры свидетельствует, что эта деятельность является одной из важнейших задач обучения и воспитания в современной школе.
Литература
1. Андреева Н.Д. и др. Практикум по экологии. Учебно-методическое пособие / Н.Д. Андреева, Н.Н. Наумова, Г.Д. Сидельникова, В.П. Соломин. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 50 с.
2. Пономарева И.Н, Соломин В.П. Экологическое образование в Российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / под ред. В.П.Соломина. – СПб, : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 415 с.
3. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М.: Наука, 1990.
Поделиться: