Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю [2, стр. 5]. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь [2, стр. 27]. Занятия по экологическому образованию дошкольников могут проходить по-разному. На занятиях по экологии можно использовать различные формы обучения. Представим некоторые из них. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть: 1. экскурсии; 2. беседы с воспитателем о природе, животных, растениях; 3. чтение художественной литературы; 4. рассказы об особенностях ухода за животными. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся: 1. различные тематические игры; 2. викторины; 3. рисование и конструирование; 4. наблюдение; 5. ответы на вопросы детей; 6. обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов; 7. работа в живом уголке; 8. подготовка экологических праздников и т. д. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции. Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь по три вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая тропинка проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес. В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птицы, живущие в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д. Образовательный терренкур – может выступать как самостоятельный метод по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, так и как одна из разновидностей экологической тропы. Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории детского сада с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп. Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в дошкольной образовательной организации есть баннер с обозначенными центрами познавательно-исследовательской деятельности, зонами отдыха, спортивными сооружениями, то составление маршрута возможно с участием самих дошкольников, с учетом предварительной работы по обсуждению условных обозначений на баннере [5, с.420.] С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д. Именно терренкур дает возможность развивать у детей навыки исследовательской деятельности экологической направленности. Дети старшего дошкольного возраста могут создавать совместно со взрослыми различные задания, маршруты, предлагать свои игры, ставить проблемные вопросы перед другими участниками образовательного терренкура. Исходя из таких проблемных вопросов, можно создавать в свою очередь, как краткосрочные, так и долгосрочные проекты по экологии. Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться [5, стр. 15]. Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д. Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания. Литература 1. Березовская Л.В. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей / Л. В. Березовская, О. В. Шкарупова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33959/ (дата обращения: 25.04.2020). 2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 7. – С. 36-42. 3. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики. URL: https://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?archive=1196815207&id=1192707741&start_from=&s... 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2003. 5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. Поделиться: |