Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ПРОЕКТ «ПРОБЛЕМЫ БАЛТИКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» – ШАГ К РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
Забота о Балтике сегодня объединяет многие страны: для России, Финляндии, Швеции, Польши, Германии, Дании, Латвии, Литвы и Эстонии это море – общее. И ответственность за его состояние – общая. Охрану Балтийского моря организуют страны Балтийского региона через совместное сотрудничество, основой которого является Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря. Для осуществления целей конвенции основана межправительственная комиссия между странами-участницами – комиссия по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская комиссия, ХЕЛКОМ) [1]. На государственном уровне можно решить многое, но – не все. Невозможно добиться успеха без участия граждан, жителей Балтийского региона. Балтика – удивительное море. И, хотя мы живем на его берегах, большинство знает о нем очень и очень мало. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды. Одна из главных экологических проблем Балтийского моря – избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду [2]. Проблемы Балтийского моря в последнее время стали очень ощутимой угрозой, разрешением которой необходимо заняться уже сейчас. Кто знает, быть может уже скоро всё то, что нам казалось привычным, исчезнет. Наше Балтийское море заселят новые обитатели, а старые вымрут. Погибнут все красоты, а в саму воду рискнет зайти лишь сумасшедший. Этой темой решили подробно заняться мы — ученики и педагоги Рижской Пурвциемской средней школы. Наш экологический проект «Проблемы Балтики глазами детей» изучает основные вопросы об изменениях в среде Балтийского моря и факторы, влияющих на эти изменения. Работа над проектом была разделена на три основные части. В ходе работы первой части был изучен теоретический материал, который был разделен на небольшие мини-проекты для небольших групп учеников: 1. Захоронения химического оружия Второй мировой войны; 2. Загрязнения воды радиоактивными отходами; 3. Вымирание морской флоры и фауны; 4. Понижение содержания кислорода в воде; 5. Избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий; 6. Международное сотрудничество (ХЕЛКОМ); 7. Международные проекты «Балтийское море» (напр. The Baltic Sea Project) (участие Латвии); 8. Решение экологических проблем Балтийского моря в Латвии (организации экологии). Далее состоялась защита теоретической части нашего проекта. Она прошла в стенах Рижской Пурвциемской средней школы. Была проведена презентация всех мини-проектов, а затем викторина. Позднее краткая сводка информации по презентации была доступна для ознакомления на школьных стендах. Вторая часть нашего проекта была практической. В апреле каждый год по всей Латвии проходит так называемый Большой Субботник (Lielā Talka). Участие в нем принимали и мы. Приглашения помочь Балтийскому морю были развешаны по всей школе. В итоге была собрана отважная группа из 16 человек, которая героически убирала мусор на пляжах Вецаки под сильным дождём и ветром. Последней частью проекта по защите Балтийского моря является поездка в город Санкт-Петербург. В ходе данного визита проведен встреча с учениками и преподавателями школ Выборгского района, совместные занятия, работа круглого стола «Проблемы Балтики и их решение», экологических мастерских, участие в семинаре «Думай о Балтике», посещение Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», культурная программа, где ребята ознакомились с тем как решаются проблемы Балтики в России. Важно, чтобы сегодняшние жители региона были не просто проинформированы о существующих и возможных вызовах в регионе, но осознавали свою причастность к происходящему и имели возможность участвовать в жизни Балтики. Для этого проводится целый ряд мероприятий, организуются выставки и специализированные уроки в школах, посвященные современным и прогнозируемым негативным последствиям воздействия деятельности человека на экологическое состояние Балтийского моря. Вовлечение общественности и заинтересованных лиц на различных уровнях способствует оздоровлению всего региона и позволяет надеяться на положительные тенденции в будущем, которые со временем приобретут характер традиций. Хочется верить, что совместные действия принесут пользу и ощутимый положительный результат на пути достижения благополучия нашего общего дома – планеты Земля. Литература 1. Охрана морской среды [Электронный ресурс]. URL: https://www.envir.ee/ru/ohrana-morskoy-sredy 2. Экологические проблемы Балтийского моря. Справка [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20100210/208437078.html Поделиться: |