Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – ПУТЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Устойчивое развитие общества и природы – общечеловеческая стратегия, которая поддерживается большинством государств на нашей планете. В 2015 г. государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит 17 целей устойчивого развития, являющихся приоритетными для развития человечества и направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех [11]. Эта стратегия является ориентиром и для развития России. «В нашей сегодняшней повестке – задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития… Экологическое направление как приоритетное заложено в недавно утверждённую Стратегию научно-технологического развития России. Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило. Человечество уже накопило огромное количество экологических долгов и продолжает испытывать природу на прочность» (В.В. Путин) [4]. Путь к экологически устойчивому развитию, безусловно, лежит через образование и просвещение. Традиционное экологическое образование строится на основе понятия «живая природа»; главный принцип – биоцентризм. Образовательная и просветительские практики сопрягаются с природоохранным движением. Образование для устойчивого развития (ОУР) – направление, интегрирующее собой усилия широкого спектра образовательных инициатив – глобальное образование, экологическое образование, гражданское, эстетическое, патриотическое воспитание и пр. [2, с. 103]. Концепция ОУР (С.В. Алексеев, К. Вебстер, В.А. Сластенин, А.Д. Урсул и др.) активно развивается в международной и российской педагогической практике. Разработка и реализация комплексного подхода в образовательной деятельности по обеспечению жизнедеятельности человечества и каждого отдельного человека, формирование способности индивида к своему собственному устойчивому развитию и развитию среды своей жизнедеятельности является, безусловно, актуальной. На решение этой задач направлено ОУР. Санкт-Петербург сегодня является одним из лидеров в области экологического образования и просвещения. На всех ступенях непрерывного образования (дошкольное образование – начальная школа – основная и старшая школа – среднее и высшее профессиональное образование – дополнительное образование – постдипломное образование и др.) реализуются различные аспекты формирования экологической культуры человека и общества в целом. В 2002 г. была разработана Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге (под ред. С.В. Алексеева). Среди ключевых идей данной Стратегии обозначены следующие идеи: ценность жизни и безопасность человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.; качества человека во всех его проявлениях в его жизни; качество окружающей среды; ценность здоровья человека и здоровья окружающей его среды; качество жизни человека в окружающей его среде. В настоящее время происходит трансформация устойчивого развития как приоритета государственной политики России в целеполагание формального, неформального и информального экологического образования в интересах устойчивого развития. Все более широко внедряются различные образовательные и учебные программы экологической направленности, происходит поиск и реализация различных организационных форм, методов, образовательных технологий для достижения основной цели – формирования экологической грамотности и культуры подрастающего поколения и всего населения. Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека. Формирование экологической культуры должно быть направлено на формирование у населения Санкт-Петербурга всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды [9]. Важнейшим условием достижения целей экологического образования является экологическая компетентность педагогов, в том числе в области экологического образования для устойчивого развития. Готовность педагогов к ОУР определяет наличие у них системы установок и позиций, профессиональных знаний и умений, структуры педагогических действий и постоянной направленности на их выполнение, технологий эколого-педагогической деятельности, оценку своих возможностей в их соотнесении с поставленными целями и задачами. Отличительной особенностью современного экологического образования является также то, что процесс его институциализации характеризуется проникновением во все сферы жизнедеятельности общества: образование, науку, политику, управление, культуру, экономику, образ жизни каждого человека. Новый профессионализм предъявляет новые требования к самой подготовке педагогов, которые все больше и больше работают с людьми за пределами своих образовательных учреждений, что требует целой гаммы новых навыков, отношений и ориентаций. Этот «новый профессионализм – совместный, взаимный, а не автономный; скорее открытый, чем закрытый; скорее космополитический, чем изолированный, и авторитетный, а не контролирующий» [10, с. 248]. Формируется инновационная модель развития российского образования, которая опирается на идеи обучающего общества, профессиональной компетенции, непрерывного образования, мобильности и социальной активности. С этой точки зрения особое внимание следует уделить не только экологическому образованию, но и экологичесчкому просвещению. В 2018 г. разработана Концепция непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга (далее Концепция), в которой приведено определение непрерывного экологического просвещения – это система, включающая распространение экологических знаний, информирование о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов и экологическом законодательстве, а также воспитание бережного отношения к окружающей среде всех категорий населения Санкт Петербурга на протяжениивсей жизни («просвещение в течение всей жизни») [6]. Также в Концепции отражена тесная связь процессов и результатов экологического образования и просвещения. Составляющими экологического образования являются экологическое воспитание, обучение и развитие личности обучающихся, а экологического просвещения – также воспитание экологической культуры, информирование об экологических проблемах и распространение экологического стиля жизни (рис. 1). Таким образом, можно констатировать, что при единстве целеполагания образования и просвещения – развитие экологической культуры (а затем и культуры устойчивого развития) – вклад разных составляющих экологического просвещения (распространение экологических знаний (экологическая пропаганда), информирование и воспитание) в разные виды образования (формальное, неформальное, информальное) различен. Неформальным образованием считается организованное и систематическое обучение за пределами официальной образовательной системы. Основным фактором развития неформального образования в той или иной области является ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения, высокий уровень мотивации обучающихся. Например, участие педагогов в данном научно-практическом семинаре, различных эколого-образовательных проектах, в том числе межведомственных и пр. – это элементы именно неформального образования мотивированных участников. Неформальное экологическое образование существенно дополняет систему формального и восполня¬ет дефицит учебных программ экологической направленности в образова¬тельных учреждениях всех ступеней образования.Информальное образование включает познавательную деятельность в ходе повседневного общения в профессиональной, общественной, культурной и частной, семейной сферах жизни. К информальному образованию можно отнести стихийное самообразование, взаимообучение, получение информации из СМИ. Оно может не иметь определенной структуры и не носить целенаправленный характер, и, тем не менее, быть очень эффективным, поскольку основывается преимущественно на личном опыте и его структура совпадает со структурой жизнедеятельности человека [8]. Важной частью информального экологического образования является использование Интернет-ресурсов, хотя возможности Интернета активно используются также в сфере формального и неформального образования. Начиная с информации об экологических проблемах, обсуждаемых в соцсетях, и заканчивая организацией и проведением экологических акций, интернет демонстрирует огромный потенциал для развития экологического образования, который еще до конца не раскрыт. Попытаемся найти взаимосвязь составляющих экологического образования и экологического просвещения. Единственным общим компонентом, по сути аттактором, взаимодействия систем образования и просвещения является воспитание. В случае экологической культуры – воспитание бережного отношения к природе как ценности, воспитание экологического гуманизма, экологической этики – этики благоговения перед жизнью (по А. Швейцеру). Феномен воспитания можно определить как «целенаправленное порождение в педагогическом взаимодействии динамики смыслов и способов бытия человека, актуализирующих его человеческое качество» [1, 5]. Вторая линия сопряжения понятий «информирование − обучение» раскрывает процессы получения информации о состоянии окружающей среды, причинах и последствиях экологических проблем и др., превращения информации в личностно значимые знания, которые посредством личного опыта формируются в компетенции: жизненные или профессиональные. Третья линия «распространение ‒ развитие» направлена на формирование потребности в распространении социально значимых знаний на своих близких и коллег [1]. Одной из основных форм экологического просвещения детей и взрослых являются эколого-просветительские мероприятия. Они могут организовываться и проходить на самом различном уровне – от государственного до уровня образовательного учреждения. Сами эколого-просветительские мероприятия могут иметь разное содержание и организационные формы, например, эколого-образовательные и просветительские проекты, акции, конкурсы, экскурсии и пр. Эколого-просветительский характер могут носить также родительские собрания, совместные мероприятия, в которых участвуют как дети, так и родители и пр. В настоящее время площадками для проведения эколого-просветительских мероприятий могут быть образовательных учреждения, культурные учреждения (музеи, библиотеки и др.), организации спорта и туризма, особо охраняемые природные территории и пр. Существенную роль в развитии экологического просвещения играет социальное партнерство, в том числе межведомственное, включая учреждения образования, культуры, здравоохранения, науки, экономики и др., промышленные предприятия и бизнес-структуры, общественные организации, средства массовой информации и т. п. Однако, для формирования экологического сознания общества, получения практических навыков экологического образа жизни, формирования активной гражданской позиции при принятии экологически обоснованных решений необходима системная, программно-плановая просветительская деятельность в ее тесной взаимосвязи с образовательными практиками [3]. Таким образом, актуальной задачей современного этапа развития экологического образования для устойчивого развития является также экологическое просвещение детей и подростков, их родителей и других слоев населения. Эта задача может решаться лишь совместными усилиями системы образования и всех других участников, заинтересованных в устойчивом развитии общества и природы. Литература 1. Алексеев С.В. Образование и просвещение: две грани единого процесса (на примере формирования экологической культуры) // Непрерывное образование XXI век. – 2018. - № 2(22) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-prosveschenie-dve-grani-edinogo-protsessa-na-primere... 2. Алексеев С.В. и др. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева / под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПб АППО, 2015. 230 с. «Научные школы академии). 3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gos... 4. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений, 27 декабря 2016 года, Москва, Кремль [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602 5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной ре-флексии. СПб.: СПб ГУПМ, 1999. 242 с. 6. Концепция непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoeco.ru/assets/f/kontseptsia.pdf 7. От целей устойчивого развития – к целям экологического образования в интересах устойчивого развития: учеб.-метод. пос. для педагогов и руководителей общеобраз. организаций, реализующих программы экологической направленности / С.В. Алексеев, Э.В. Гущина, Р.С. Оганов и др. / под ред. С.В. Алексеева, Э.В. Гущиной. – СПб.: СПб АППО, 2019. – 130 с. 8. Фертикова Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации // Общество. Среда. Развитие. – 2019, № 1. – С. 86–91. 9. Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга. Экологический портал Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoeco.ru/index.php?id=32 10. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании / Майкл Фуллан; [пер. Е.Л. Фруминой]; Моск. высш. шк. социал. и экон. гаук. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с. Поделиться: |