Поиск по сайту

Семейный досуг в городском пространстве как часть культурно-образовательной практики: модели организации и проведения


Авторcтво: Шейко Наталия Геннадьевна, к.п.н., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО


      Приоритетным направлением Стратегии модернизации российского образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих потенциальных возможностей, открытой для восприятия нового социокультурного опыта, готовой осуществить сознательный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. В соответствии с этим Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) ставят перед педагогами новую задачу – создание условий для всемерной поддержки детской инициативы и самостоятельности, для развития позитивной познавательной мотивации и способности реализовывать себя в различных видах специфической для дошкольника деятельности.

      Одним из важнейших педагогических инструментов реализации указанной задачи является окружающая ребенка культурная среда, в нашем случае – городская (пространство Санкт-Петербурга). Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека – являются идеальным пространством, в котором индивидуальное личностное становление ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности. Комплексное и непосредственное деятельностное освоение культурного наследия – это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального с памятью и воображением; фантазии со здравым смыслом; проблем общих для всех с выбором индивидуальных путей их разрешения; версий, гипотез, предположений с аргументированным их обоснованием; значимости собственного опыта с ценностью опыта других.
      Однако само по себе даже самое богатое и насыщенное культурное пространство Санкт-Петербурга не гарантирует дошкольнику развитие. Превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления можно лишь при условии трансформации форм организации педагогического процесса. Необходимо перейти от «изучения» культурного наследия города к личному и непосредственному его «освоению» дошкольником в различных видах деятельности (исследовательской, игровой, коммуникационной, творческой и пр.). Одной из наиболее эффективных форм организации педагогического процесса на сегодняшний день являются культурно-образовательные практики .
       Культурные практики – «это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов» (Н. Б. Крылова). Для дошкольника естественными практиками познания мира и себя является: сюжетно-ролевая игра, чтение книг взрослыми, рисование, лепка, конструирование, исследование и наблюдение за окружающим миром, коммуникация со значимыми взрослыми, просмотр мультфильмов, экспериментирование и т.д.
      Образовательный процесс в ДОУ, в том числе связанный с освоением культурного наследия города, можно выстроить не в форме занятий, напоминающих школьные уроки, а в виде культурно-образовательных практик – разных по протяженности, но всегда нацеленных на самопознание ребенка. Практика для дошкольника становится культурно-образовательной (а не учебной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного субъективного опыта, обретения нового знания «путем проб», создания собственных «текстов культуры» (творческих продуктов деятельности) на основе постигаемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, а практика – накопленный личный опыт). Результатом проведения культурно-образовательных практик является становление универсальных культурных умений дошкольника, которые обеспечивают его активную социальную и продуктивную деятельность, вхождение в мир и культуры, а также приобретение качеств, характеризующих каждого ребенка как уникальную личность.
      Педагогическая эффективность культурно-образовательных практик, связанных с освоением культурного пространства города, значительно повышается, если ее участниками становятся не только дети, но и родители. Это обусловлено рядом причин:
  • именно в семье ребенок получает первичное представление о мире и способах взаимодействия с ним, формирует систему духовно-нравственных ориентиров;
  • сама атмосфера семьи располагает к доверительным отношениям – папа и мама являются для ребенка наиболее близкими людьми. Им можно довериться, с ними легче спорить и проще договориться по самым различным, в том числе нравственно-этическим вопросам;
  • родители в большей степени, чем дошкольные педагоги, могут учитывать личностные особенности ребенка. Они понимают, что ему нравиться, а что – нет, над какими жизненными вопросами в данный момент он размышляет, каким себе видит свое будущее;
  • и, наконец, семья быстрее, чем детский сад, способна реагировать на культурные изменения, происходящие в городской среде. Установка нового памятника, открытие временной музейной выставки, гастроли национального театра – стать свидетелем этих и других событий ребенок скорее сможет вместе с родителями, чем с коллективом группы детского сада.
     Семейный досуг может играть в культурно-образовательных практиках различную роль. Приведем несколько моделей его включения в контекст практики.
            1 модель – семейный досуг является мотивационно-целевым этапом практики, предваряет ее.
В этом случае культурно-образовательная практика начинается с семейного досуга. Он призван замотивировать детей на дальнейшую деятельность, вызвать у них интерес к теме и проблематике практики. В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Культурно-образовательная практика «Волшебный мир театра» разворачивается вокруг вопроса «Почему театр – это волшебный мир? Какие волшебные превращения и с кем в нем происходят?». Точкой отчета в практике становится семейный досуг, когда детям и родителям предлагается в один из выходных дней выбрать и посмотреть любой спектакль, который идет в одном из театров Петербурга. Приходя после выходного дня в группу ДОУ, педагог организовывает фасилитированную беседу по следующим вопросам: на каком спектакле побывали дети? Как и кто его выбрал? Почему именно на этот спектакль семья отправилась? Что видели? Какие чувства и эмоции испытали и почему? Пойдете ли еще в театр? Почему? В ходе этого обсуждения и «возникает» фраза «Волшебный мир театра». Детям предлагается поразмышлять, почему такую фразу люди произносят и что она означает. Педагог обращает внимание дошкольников на то, что волшебство случается не только на сцене, но превращения происходят и с самим зрителем и даже … с актером. Чтобы понять, как театр меняет человека, воспитанникам предлагается практический тренинг – постановка небольшого спектакля. Далее разворачивается практика по созданию мини-спектакля, в ходе которой дети учатся понимать, что происходит с ними, когда они стоят на сцене, выступают, играют сообща, слышат аплодисменты и пр.
          2 модель – семейный досуг является ядром (основным этапом) культурно-образовательной практики.
То есть, по сути, семейный досуг и есть практика. В этом случае педагог ДОУ должен организовать в группе предварительную работу, которая нацелит ребенка на совместное с родителями времяпрепровождение, и заключительную работу, которая позволит подвести итог выходного дня. Именно эта модель в большинстве случаев была выбрана участниками Городского педагогического конкурса методических разработок культурно-образовательных практик «Нескучный выходной», который проводился в 2019-2020 учебном году кафедрой культурологического образования СПб АППО и ГБДОУ детским садом № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга (Приложение № 1). Некоторые практики участников описаны в данном номере электронного журнала «РОНО».
3 модель – семейный досуг является рефлексивным этапом практики. В этой модели семейный досуг завершает культурно-образовательную практику, подводит ее итоги. Приведем пример из опыта работы детского сада № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга. Культурно-образовательная практика «Знак семьи» была посвящена гербам, изображения которых часто можно встретить в городе. Дети совместно с педагогом разбирались, что такое герб, каким он бывает, для чего создается. В ходе рассматривания фотоизображений различных гербов и их обсуждения дошкольники приходили к выводу, что герб является визитной карточкой семьи, страны или организации. После этого организовывался семейный досуг в виде исследовательской прогулки по городу. Дети с родителями, используя маршрутные листы, подготовленные педагогом, находили в пространстве Санкт-Петербург фамильные гербы, учились их расшифровывать и придумывали на основе этого герб своей собственной семьи.
В зависимости от типа семейного досуга культурно-образовательная практика будет носить определенный характер.
1 модель – семейный досуг может проводиться как прогулка-исследование объектов культурного наследования.
Возможность организации досуга в форме исследования обусловлена спецификой культурного наследия. Городские объекты обладают одним очень важным свойством – «информативностью». Являясь фрагментом реальности, они фиксируют определенный опыт человечества и аккумулируют в себе сведения об исторических явлениях и культурных процессах, предопределивших их появление и бытование. Среда города можно сравнить с огромной компьютерной сетью, где объекты городского наследия подобны гиперссылкам и дают возможность бесконечно долго перемещаться в информационном потоке и выявлять различные культурные смыслы. Причем исследовать город можно с помощью всех органов чувств. Городское пространство, как объективная реальность, дано нам в ощущениях. Человек использует различные органы чувств – зрение, осязание, обоняние, моторику и т.д., – для того, чтобы организовать свое взаимодействие с городской средой. Он рассматривает объекты культурного наследия, наблюдает за разворачивающимися событиями, поведением других жителей. Вдыхает городские запахи. Ощущает город через тактильные соприкосновения. «Измеряет» город своими шагами. Сравнивает его с масштабами своего тела. Итогом подобных действий становится приобретение зрительного, обонятельного, осязательного, слухового, двигательного опыта и новых эмоций. Подобный опыт дошкольнику сложно получить, не выходя за пределы помещений детского сада. Развитие чувственной, сенсорной сферы ребенка и накопление им опыта проведения эмпирического исследования – один из некомпенсируемых образовательных результатов, которые мы можем достигнуть, организуя семейный досуг в виде исследовательской прогулки.
                       2 модель – семейный досуг может быть игровым.
       Пространство города устроено таким образом, что в нем можно играть. Игры проводятся не только на площадках, специально предназначенных для этого (например, на стадионе, детской площадке в сквере, в развлекательном центре гипермаркета, интерактивной зоне музея или библиотеки). Играть можно и в других городских локациях. На автобусной остановке – в слова на определенную букву. В зоопарке – попробовав изобразить повадки увиденных животных. В сквере, где стоит памятник – разыграв «живые картинки», то есть всей семьей изобразить скульптурную композицию, запечатлев процесс игры на фотоаппарат или видеокамеру. Подобный вид семейного досуга позволяет развить коммуникационные способности ребенка-дошкольника, так как любая игра, если в ней задействована семья, всегда основывается на общении.
                      3 модель – семейный досуг может проводиться как творческая акция, которая разворачивается в пространстве города или учреждения культуры (музея, библиотеки и пр.).
Данная модель семейного досуга обусловлена таким свойством культурного наследия как интерпретативность. Наследие – это всегда «продукт» интерпретационной деятельности.            Горожане придают определенные значения окружающим их предметам, событиям, процессам. Субъективные оценки одного и тоже городского явления или артефакта, даваемые жителями, могут различаться. Например, знаменитый петербургский памятник Петру I работы М. Шемякина, установленный на территории Петропавловской крепости, всегда вызывает массу вопросов и споров у взрослых зрителей: почему император изображен без парика и царских регалий? Почему фигура царя столь непропорциональна (маленькая голова, длинное туловище, тонкие изогнутые пальцы рук)? Зачем памятник поставили в непосредственной близости от земли, так что всякий желающий может сесть императору на колени? На каждый из этих вопросов человек может отозваться по-своему, найдя собственное объяснение, отличное от замыслов даже самого автора. Область культуры (а город есть явление культуры) тем и особенна, что в ней могут существовать одновременно самые различные, подчас противоречивые, точки зрения, и все они могут быть верными и правильными. Таким образом, «выход» в городскую среду потенциально делает возможным развитие у детей гибкости и критичности мышления, формирования у них творческих умений и способностей.
         В ходе семейного досуга ребенок может не только попробовать найти и объяснить скрытые смыслы тех или иных объектов культуры, но и сотворить новые смыслы и значения. Например, в ходе одной из практик, проведенной в детском саду № 93 Выборгского района, семьям было предложено найти в городе и сфотографировать объекты культурного наследия или городские сцены (с участием горожан), которые могли бы стать иллюстрацией к определенной строчке песни о новом годе. Получившиеся снимки дети обсуждали в группе, обращая внимание на то, как по-разному они слышат песню и видят город. В дальнейшем из этих фотоснимков педагогами был создан видеоклип, демонстрировавшийся на новогоднем утреннике в ДОУ. Творческий семейный досуг – это и создание в городской среде временных инсталляций, рисунков на асфальте, проведение флешмобов, перформансов и других акций.
        Следует отметить, что привлекая родителей к проведению культурно-образовательной практики, нужно помнить о некоторых важных правилах:
  • Правило первое: «Не обременяй». Суть этого правила проста: минимум родительских усилий при максимальной пользе. Современный родитель – человек крайне занятый: работа, учеба, стояние в городских пробках, многочисленные бытовые хлопоты, сопровождение ребенка в кружки и секции дополнительного образования, забота о старшем поколении... У пап и мам действительно остается не так много свободного времени на полноценное общение с детьми. Поэтому не следует давать много семейных «заданий» в ходе реализации практики. Если вы попросите родителей в течение месяца прочитать с ребенком десять книг о городе, сходить в пять путешествий и один музей, нарисовать три рисунка, придумать газету, то можно быть уверенным: культурно-образовательная практика закончится, едва начавшись.
    • Правило второе: «Заинтересуешь ребенка – увлечешь родителей». Задания и вопросы, которые предлагаются участникам семейного досуга, должны быть не только посильными для выполнения, но и интересными по содержанию и увлекательными по форме. Предложение «сходить в музей и посмотреть, как выглядели старинные бытовые предметы», вряд ли звучит заманчиво как для ребенка, так и для взрослого. Другое дело, если мы предложим им исследовать музейную экспозицию, чтобы попробовать «собрать героя своей любимой сказки в путь-дорогу» (найти и зарисовать те вещи, которые понадобиться персонажу в путешествии). Цель задания – та же, но мотивы его выполнения уже будут другими («идем в музей играть!»).
  • Правило третье: «Дай ориентиры». Ответственный родитель всегда готов откликнуться на предложение педагога. Но выходя в город, он не всегда знает – что там делать и как. Поэтому, предлагая семье субботний или воскресный досуг, нужно обеспечить родителей информационной и методической поддержкой – в виде маршрутных листов, инструктивных писем, буклетов с вопросами и заданиями. Эти дидактические материалы помогут родителям осознанно подойти к диалогу с ребенком и городом.
  • Правило четвертое: «Давай свободу выбора». Родители начинают чувствовать себя полноценными субъектами образовательного проекта, если они могут влиять на его ход. Поэтому в культурно-образовательной практике важно предоставить семье определенную свободу действий. Родители совместно со своими детьми должны выбирать или моделировать семейный досуг. А педагогу следует предусмотреть возможность этого выбора или трансформации: дать перечень музеев, которые можно посетить, предложить на выбор несколько городских маршрутов, не устанавливать жесткую и однозначную форму подведения итогов семейного досуга в выходной день.
  • Правило пятое: «Поощряй не только детей, но и их родителей». Этот принцип не требует особого пояснения. Труд всех участников практики должен быть оценен.


Приложения


                                 Литература:

  1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012.
  2. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 38-47.
  3. Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. Город на ладошке: культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений с методическими рекомендациями / под науч. Ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2011
  4. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
  5. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
  6. Шейко Н. Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 7. – с. 6-17.

                             


Поделиться: