Авторcтво: Макаркина Наталья Николаевна, студент, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Россия, Республика Хакасия, г. Абакан |
Эффективность учебного процесса определяется уровнем сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности младших школьников и, прежде всего логического мышления. Актуальность исследования развития логического мышления младших школьников при изучении математики определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, который прописывает, что «учащиеся в начальной школе должны овладеть элементами логических действий» [1].
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы, является развитие самостоятельной логики младших школьников. Математика как раз тот предмет, на котором можно в большей степени это реализовать. Педагоги начальной школы должны научить ребенка не только читать, писать и считать, но и привить навыки творческой работы, умение нестандартно мыслить. Учащиеся должны овладеть элементами логических действий (сравнение, классификация, обобщение, доказательство, анализ, синтез и др.), научиться строить умозаключения, приводить доказательства, делать выводы, обосновывая свои суждения.
Развитие логического мышления способствует работе интеллекта, а интеллект — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Именно в начальной школе закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, анализировать и оценивать их, выбирать наиболее эффективный, рациональный, выделять существенное, делать выводы, применять полученные знания на практике и в жизни.
Развитие логического мышления ребенка обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни. Математика начинается вовсе не со счета, как кажется очевидным, а с … загадки, то есть проблемы. Чтобы у учащихся развивалось творческое (логическое) мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании.
Систематическое и целенаправленное использование нестандартных задач, заданий при изучении математики будет способствовать развитию логического мышления младших школьников, если учитель:
• диагностирует и учитывает уровень логического мышления учащихся;
• регулярно использует на уроках математики комплекс разнообразных по форме и содержанию нестандартных задач (заданий): логические задачи, задачи на смекалку, сообразительность, установление соответствия между элементами, комбинаторные задачи, задачи-ловушки, головоломки, ребусы, геометрические задачи и пр. Что же такое нестандартная задача?
Нестандартные задачи — это такие задачи, для анализа, поиска решения которых в курсе математики нет общих правил и положений, которые определяли бы точный алгоритм и программу их решения. Способ решения таких задач не находится в распоряжении ученика, который эту задачу решает. Нестандартная задача предполагает наличие исследовательского характера, осуществление мыслительного процесса, связанное с использованием понятий, операций над ними, различных логических конструкций, умение применять знания в нестандартных условиях. При решении нестандартных задач (заданий) учащимся приходится проявлять такие качества, как настойчивость и целеустремленность, прикладывать волевые качества, зачастую требуется смекалка, сообразительность. Общая и специфическая роль нестандартных задач в том, что они:
• учат находить новые, оригинальные способы решения задач;
• способствуют развитию смекалки, сообразительности, творческого подхода;
• не имеют уже известных школьникам алгоритмов;
• препятствуют выработке шаблона, учат действовать в нестандартной ситуации;
• обеспечивают прочность и глубину знаний учащихся.
Эффективный результат развития логического мышления может быть достигнут в процессе применения различных видов нестандартных задач (заданий), форм работы над ними. Это задачи комбинаторные, задачи на установление соответствий между элементами; с геометрическим содержанием, на упорядоченность множеств, на активный перебор вариантов, на доказательство, на отыскание ошибок; задачи на переливание, в которых требуется разлить заданное количество жидкости по имеющимся сосудам так, чтобы получить требуемое количество жидкости либо в каждом сосуде, либо в некоторых из них; задачи на переправы, на дележи; задачи-шутки, головоломки, задачи-сказки, игры. К нестандартным заданиям можно отнести магические фигуры, логические цепочки и т.д.
Результатом работы над нестандартными задачами (заданиями) является:
• изменение подхода к решению задач, развивается навык работы над задачами;
• расширяется кругозор и творческое мышление;
• формируется гибкость, неординарность мышления, формируется умение логично, последовательно, доказательно рассуждать;
• формируются исследовательские способности;
• развивается навык самоконтроля и самооценки;
• повышается уровень логического мышления школьников. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы позволил определить условия эффективного использования нестандартных задач по математике в целях развития логического мышления младших школьников:
• нестандартные задачи должны являться одним из основных средств развития логического мышления младших школьников;
• необходимо вызвать интерес у учащихся к решению той или иной задачи, для этого надо тщательно отбирать интересный материал;
• в процессе использования нестандартных задач должны учитываться психологические, возрастные особенности младших школьников, а также выявленные в науке методы и приемы организации уроков математики с использованием нестандартных задач (заданий);
• задачи не должны быть не слишком легкими, не слишком трудными;
• использование нестандартных задач (заданий) должно носить систематический характер.
Резюмируя можно сказать, что при соблюдении этих условий использование нестандартных задач (заданий) на уроках математики станет одним из эффективных средств, способствующих развитию логического мышления младших школьников, а это будет способствовать углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора.
Ориентируя учащихся на поиск «красивых», изящных решений математических задач, учитель подводит к открытию новых для них математических фактов, способствует развитию логического мышления, а также повышению математической и общей культуры учащихся.
Поделиться: