Авторcтво: Голутвина Людмила Степановна, учитель ОРКСЭ, воспитатель ГПД ГБОУ №120 Выборгского района |
Мы понимаем, что Россия не состоится как страна, если ее граждане не будут нравственными людьми. Педагогика должна противостоять СМИ и TV, обрушивающих на наших детей лавину информационного «мусора», негативной информации, развращающей их духовно и физически. У молодёжи сейчас формируется т.н. психологический иммунодефицит, т.е. неспособность различать добро и зло.
Как следствие такого понимания в школьной программе обучения появился курс ОРКСЭ, направленный на духовно – нравственное воспитание детей.
К. .Д Ушинский учит, что воспитание – это искусство. И, как всякое искусство, оно «требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки»
Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального образования, его кругозора, эрудиции.
Учитель будет успешен в духовно – нравственном воспитании детей только в том случае, если то, что он говорит, опирается на красоту его собственной внутренней духовной жизни. Адольф Дистервег пишет: «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным, образованным».
Учителя, воспитанные в рамках атеизма, призваны сейчас возрождать духовные традиции России. В погоне за инновациями мы часто предаем забвению те духовные сокровища, которые нам подарили предыдущие поколения.
Не будем забывать о том, что все педагогическое творчество гениальных педагогов – классиков - Коменского, Песталоцци, Локка, Адольфа Дистервега, Арнольда, Константина Дмитриевича Ушинского, Корчака сформировано, пронизано библейскими представлениями о мире и человеке.
Сегодня в нашей стране рождается педагогика, которая способна решать острую проблему современного образования - воспитание духовности, нравственности у детей Педагогика, имеющая своим основанием библейское учение, направлена на внутреннее совершенствование личности; она стремится, по выражению Коменского, дополнить бурное развитие ребенка вширь — «тихим развитием внутрь, стараясь преобразить человека умелого в человека духовного». Эта педагогика подводит воспитанников к осознанию того, что богатство — это не то, что вне тебя, но то, что внутри тебя.
Соответственно меняется сейчас и роль педагога. Учитель призван помочь воспитаннику осмыслить свое предназначение в этом мире, осознать свою истинную духовную сущность. Дети должны получить знание о том, что нарушение божественных нравственных стандартов приводит к разрушению личности и всего общества. Важно развить у ребенка правильное видение добра и зла; подвести его к осознанию того, что любовь и благодарение - это основа отношения человека к окружающему миру. На уроках учащимся раскрывается содержание таких понятий как «любовь - Агапе», почитание родителей, скромность, трудолюбие, мужество, патриотизм, дальновидность, прощение, милосердие, сострадание, умение выделить в жизни главное и следовать ему.
Только при таком стиле преподавания возможно формирование у детей внутреннего мира, достаточно сильного, чтобы противостоять недостаткам внешнего, подготовить нравственных и духовно образованных людей .
Это возможно, если педагог несет в себе, по выражению Коменского, «двоякий ярчайший свет – свет разума и свет веры». К. Д. Ушинский вторит ему: «Истинное учительство проистекает из связи с Божественным глубоко внутри нас», «Религия есть необходимое основание воспитания». Основатель отечественной педагогики утверждает: «Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей» . В Евангелии от Иоанна Христос прямо говорит: «без Меня не можете делать ничего» [Ин. 15:5]. Нравственность и религия – это сиамские близнецы, разделить которых невозможно. Если их разделить, нравственность умрет.
Ш А. Амонашвили подхватывает эстафету великих педагогов: «Духовность как вершина педагогической реальности позволяет наполнить особым светом образовательный процесс. Она вносит гармонию мыслей и созвучий во все педагогические измерения, органично соединяя в себе светское и религиозное начала. Педагогика религиозная и педагогика светская, имея различия на уровне целей и задач, наследуют и глубокое внутреннее сходство: и та, и другая направлены на внутреннее совершенствование личности». Некоторые индивиды, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далеки от истинной духовной жизни.
Самообразование учителя ОРКСЭ включает в себя:
- изучение Библии – совершенного руководства в жизни, охватывающего все стороны человеческой деятельности — политику, государственное устройство, ведение хозяйства, собственного дела, семейные отношения
- погружение в классическую педагогику
- исследование трудов русских философов
- изучение репродукций картин, поэзии, музыки на библейские темы, которые являются прекрасным дополнением к уроку. Они делают библейские сюжеты зримыми. Путь к обновленной педагогике — это и мобилизация всех культурных ресурсов.
Занятия проходят в духовном диалоге учитель — ученик, а также в диалоге Библии и трех составляющих культуры — живописи, поэзии и музыки .Это - гармоничный диалог, все составляющие которого вносят свою лепту в раскрытие того или иного библейского сюжета. Искусство формирует мировоззрение человека через язык образов. Качество нашей жизни, наш характер существенно зависят от тех образов, которыми обычно наполнено наше сознание и воображение
- изучение святоотеческой литературы: Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Антония Сурожского
- знакомство с иконописью
- исследование жизнеописания великих россиян, преподавших нам всей своей жизнью уроки служения Отечеству, патриотизма
- регулярное ознакомление с публикациями Всероссийского издания электронного журнала « Ресурсы. Обзоры и новости образования». Издание предоставляет учителям возможность размещать в журнале собственные публикации, знакомиться с опытом других педагогов, авторскими программами
Самообразование учителя, духовный рост - совершенно необходимы для того, чтобы избежать в процессе преподавания, по выражению Дистервега, «трех педагогических демонов – рутинности, механичности, банальности». Другими словами, это позволяет учить так, чтобы полученные воспитанниками знания не оставались на уровне декларации, но производили в них глубинное преображение.
Поделиться: