Авторcтво: Ларионова Татьяна Анатольевна, учитель физики ГБОУ школы № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга |
Идея создания дистанционного взаимодействия между учителем и обучающимся у меня зародилась давно. Изучая предлагаемые обучающие платформы, я остановилась на системе дистанционного обучения(СДО) Moodle. В 2016 году я приобрела домен fizik.pro, и занялась внедрением элементов дистанционного обучения в старших классах.
В настоящее время на сайте fizik.pro 6 курсов: астрономия, физика 9,10,11 классы и курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условии самоизоляции и перехода работы школы в дистанционном режиме мои разработки приняли форму классических уроков дистанционного обучения. Ранее я использовала СДО для контроля выполнения домашних заданий, а в новой обстановке появились разработки полноценных уроков: от создания условий для изучения нового материала до контроля полученных знаний.
Работать в дистанционном кабинете физики можно с персонального компьютера, смартфона или планшета, имеющих доступ в интернет. Пройдя регистрацию на сайте, обучающиеся получают доступ к определенному курсу. На странице курса обучающий по номеру урока в электронном дневнике находит материал по заданной теме, который включает полное и подробное задание на урок.
СДО Moodle позволяет собрать материалы для урока в виде текстовых документов, презентаций, видео файлов. Контроль знаний осуществляется тестированием.
Для того чтобы сделать тест надо собрать банк вопросов – тестовых заданий. Это сложный процесс, требующий больших временных затрат.
Система Moodle позволяет создавать широкий спектр тестовых заданий: задания с множественным выбором ответа, задания на соответствие, задания с кратким ответом, задания с выбором пропущенных слов, задания по перетаскиванию пропущенных слов, предложений в текст и т.д.(см рисунок) Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).
Интересными, с педагогической точки зрения, являются задания по перетаскиванию пропущенных слов, предложений в текст. Не секрет, что современные школьники не любят читать учебник и в изучении материала опираются на краткий конспект урока. Для успешного выполнения задания по перетаскиванию пропущенных слов, предложений в текст обучающемуся необходимо минимум два раза вдумчиво, не спеша прочитать текст параграфа. Так как эти задания представляют собой отрывок из текста, изучаемого параграфа учебника, из которого вырезаны наиболее важные слова, фразы, предложения, которые следует запомнить или обратить внимание при прочтении.
При редактировании настроек теста учитель может задать временной интервал выполнения теста, количество попыток, устанавливать, когда можно показывать правильный ответ и оценку.
СДО Moodle позволяет собирать статистику. Преподаватель может увидеть, когда ученик приступил к выполнению теста, сколько времени понадобилось для его выполнения, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение при выполнении заданий теста обучающимися.
Анализ уроков, проведенных дистанционно показал, что такое обучение позволяет каждому ребенку в соответствии с его уровнем подготовки и особенностью восприятия изучать материал в комфортном для него темпе.
Период дистанционного обучения показал, что основной проблемой ДО стало не отсутствие личного контакта с учителем, а отсутствие у большинства старшеклассников умения эффективной организации и планирования самостоятельной работы. Отсюда жалобы на постоянную занятость, неспособность вовремя сдать работы. Moodle дает возможность ученикам научиться планировать свое время, решать, когда лучше приступить к занятию.
Дистанционное обучение должно внедряться учителями в учебный процесс. У такого вида обучения много положительных моментов. Дети с ограниченными возможностями или часто болеющие дети могут не отставать от программы, оставаясь в учебном процессе, не выходя из дома. Внедрение СДО позволяет перенести часть учебного материала с бумажного в электронный вид. Учебные материалы в электронном виде быстрее и проще обновлять. А самое главное такой вид обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать акцент на самостоятельную работу обучающегося, сделать контроль знаний более независимым и объективным.
Поделиться: