Авторcтво: Кощеева Римма Викторовна, учитель ГБОУ школы №115 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В условиях дистанционного обучения (4 четверть, 2020г.) по учебному плану физики 7 класса предусмотрено проведение лабораторной работы «Выяснение условий равновесия рычага». Для проведения этой работы необходимо использовать приборы и материалы, в том числе: штатив, набор грузов одинаковой массы, динамометр, понятно, что такого специального оборудования у обучающихся в домашних условиях, не должно быть. Как выполнить работу, чем заменить необходимые приборы? При подготовке к работе предложила ученикам повторить теоретический материал темы, подумать, каким образом, в домашних условиях, можно собрать рычаг. На очередном онлайн сеансе мы с ребятами обобщили все тонкости проведения лабораторной работы.
Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага»
Предмет: физика
Класс: 7 класс
Формат проведения: дистанционное обучение.
Цель: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: линейка, модель рычага, набор грузов одинаковой массы (шашки, крышки от молочных бутылок с обозначением центра круга).
Указания к работе:
-
Повторите теоретический материал: рычаг, плечо, момент силы, правило моментов.
-
Соберите модель рычага из опоры и деревянной линейки. В качестве опоры было решено использовать зафиксированную цилиндрическую банку.
-
Установите по одному грузу с каждой стороны рычага, добиваюсь равновесия (например, на расстоянии 12см от опоры). Измерьте длину плеч и занесите результаты измерений в таблицу.
-
Добиваясь равновесия, установите 1 и 2 груза с разных сторон рычага. Измерьте длину плеч и занесите результаты измерений в таблицу.
-
Повторите опыт с 1 и 3 грузами с разных сторон. Измерьте длину плеч и занесите результаты измерений в таблицу.
-
По вашему желанию проведите опыт, установив равновесие с 3 и 5 телами с разных сторон рычага. Измерьте длину плеч и занесите результаты измерений в таблицу.
-
Считая, что каждый груз весит Fк (вес крышки), запишите данные и измеренные величины в таблицу.
-
Вычислите отношения сил и плеч для каждого опыта и полученные результаты запишите в таблицу.
№ п/п
|
Сила F1на левой части рычага, Н
|
Сила F2 на правой части рычага, Н
|
Плечо l1, см
|
Плечо l2, см
|
Отношение сил и плеч
|
F1 : F2
|
l2 : l1
|
1
|
1 Fк
|
1 Fк
|
12
|
12
|
1
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил и правило моментов сил.
Итоги.
Что полезного вижу в этой работе?
Ученики самостоятельно, в условиях домашней самоизоляции, выполнили лабораторную работу. Значит, эту работу могут выполнять и дети, находящиеся на домашнем обучении или отсутствующие на уроке по разным причинам (болезнь, отъезд и тд).
Несмотря на уникальность ситуации (ДО), учебная программа по предмету выполнялась в полном объеме.
Дети самостоятельно работали в комфортном для каждого ребенка темпоритме, у них не было состояния цейтнота, и каждый мог провести дополнительные варианты опытов.
У ребят появился полезный предметный опыт вычислений в общем виде, без конкретных значений величины.
Литература:
-
Физика. 7 класс. А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2014
Поделиться: