Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методическая разработка урока в 5 классе "Бережное отношение к природе" (ОДНКНР)
Особенность курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с формированием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: освоение нового знания направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Одна из ключевых тем курса посвящена взаимодействию человека с Природой и целью этого занятия является формирование у школьника понимания Природы как необходимого условия жизни человека на Земле. Цель урока: Формировать понимание Природы как необходимого условия жизни человека на Земле и роли человека как её главного охранителя и защитника; Задачи урока: 1. Воспитывать у детей ответственность за состояние Природы как необходимого условия собственной жизни и здоровья; 2. Формировать в сознании детей связку «сохраняем и приумножаем Природу – продлеваем жизнь человечества на планете Земля»; 3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы; 4. Развивать желание больше узнать о природном разнообразии родной страны и традициях, связанных с жизнью в природе её народов; 5. Пробуждать желание учащихся активно защищать природу, помочь осознать личную причастность к делу её охраны. Предметные УУД: - Формирование представлений о правилах нравственного поведения в природе. - Повышение экологической грамотности детей. - Возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение. Метапредметные УУД: -Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления; -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной, письменной и схематичной формах. Личностные УУД: - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - Формирование уважительного отношения к иному мнению. - Проявление интереса к новому учебному материалу; - Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2018.- 160 с.: ил. Оборудование (ресурсы): компьютер с мультимедийным проектором; презентация учителя (PowerPoint). Ход урока Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку. Определение темы урока, целей (на слайде картинки, иллюстрирующие уважительное и бездумное отношение людей к природе). Учитель: Рассмотрите картинки на слайде, распределите их на 2 группы. (Выполняют задание). Скажите, почему вы разделили их именно так? (Дети поясняют: «хорошее» и «плохое» отношение к природе). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке? (Об отношении к природе). А каким оно должно быть, на ваш взгляд? (хорошим, бережным). Сформулируйте тему нашего урока («Бережное отношение к природе»). Запишите тему в тетради (тема на слайде). - На какие вопросы мы ответим в ходе изучения этой темы? (Почему необходимо защищать природу? От кого, от чего? Что значит бережное отношение, как можно судить о культуре человека по его отношению к природе, как можно защитить природу). Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди так относились к природе, как сейчас? (Нет. Раньше не так.) А как раньше люди относились к природе? (отвечают: брали только то, что нужно для жизни, не загрязняли). Верно. Но это не всё. Рассказ учителя: В древности люди не отделяли себя от природы. Они не знали её законов, не могли объяснить природные явления, которые происходят вокруг них. Всё неизвестное пугало их. Человек ощущал рядом с собой невидимые таинственные и живые силы природы, от которых зависела его жизнь. Живя в природе, полностью завися от неё, наблюдая, познавая её, он ощущал себя частью этой великой силы. Он был убеждён, что солнце и луна, гроза и дождь, деревья и травы – живые явления, они как люди, могут страдать, думать, радоваться, обижать и помогать. И человек их обожествлял. Самостоятельная групповая работа. Учитель: Сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Я вам выдам карточки с текстом о том, как разные народы относились к природе. Вы должны их изучить, проанализировать, рассказать нам и объяснить такое отношение. У вас есть на это 5 минут. (Через 5 минут представитель каждой группы рассказывает об отношении к природе разных народов). Давайте сделаем вывод (Народы обращались с землёй, как с живым существом, заботились о ней, с уважением относились к животным, особенно к тем, на кого охотились). А вот как наши предки – древние славяне относились к природе. (Рассказ ученика). Как и многие народы, древнеславянские племена были язычниками. Но, в отличии от египтян или греков, они не создали сложного пантеона богов, а верили в покровителей стихий. Например, наиболее почитаемое божество - Перун - считался повелителем грозы и молний, существовали также и культы других высших сил, которые отвечали за огонь, воду, плодородие и т.д. Более того, для славян было характерно наделять душой многие неживые объекты. Например, существовали обряды, связанные с поклонением деревьям (в большинстве случаев березам), духам водоемов (знаменитый праздник Ивана Купалы) и т.д. Даже у пшеницы в поле был собственный защитник - полевик. Все это заставляло славян относиться уважительно к любому объекту природы и оберегать его, во многом, опасаясь мести живущего в нем духа. Какому отношению к природе можно поучиться у древних славян? Итак, в жизни наших предков природа была не просто привычным окружением, но и магической средой, которая могла дать силу и человеку. Из всех особенностей отношения древних славян к природе можно выделить следующие, которые больше всего пригодились бы современному человеку: 1. Бережность: мы тратим природные ресурсы, рубим лес, охотимся на животных, а наши предки делали все в меру, чтобы не обеднять окружающую среду. 2. Забота: древние славяне знали, что вредить дереву и даже обычной траве нельзя, ведь они тоже часть природы, но мы об этом, к сожалению, забыли. 3. Знание: сегодня человек знает лишь о малом количестве лекарственных и съедобных растений, наши же предки были настоящими специалистами и могли назвать множество животных и растений в любом лесу. 4. Гармония: человек - это часть природы, и раньше люди об этом помнили. Зато сейчас мы полностью противопоставили себя естественной среде и пытаемся отгородиться от нее, что плохо и даже ненормально. Молодцы, ребята. Скажите, можно ли сказать, что предки современных народов, проживающих на территории нашей страны бережно относились к природе? (Да). А как вы относитесь к ней? (Да) Сейчас мы это проверим. (Физкультминутка) Сыграем в игру. Я буду говорить: «Встаньте те, кто…». А те, к кому это относится, должны, соответственно, вставать. Итак, начнём. Встаньте те, кто: - любит ходить в походы; - любит собирать цветы; -любит выращивать цветы; - посадил хоть одно дерево; - кто любит животных; - у кого есть домашние животные; - кто готов защищать природу; - кто бережно относится к природе. Прекрасно. Мы узнали, что вы любите цветы, животных, многие из вас бережно относятся к природе и готовы её защищать. Так что-же всё-таки значит «бережное отношение к природе»? (Дети отвечают – заботиться о ней, защищать). Подумайте и скажите, что включает в себя это понятие – Природа? (Воздух, Вода, Земля, Солнце, Леса). А теперь подумаем о степени важности каждого из этих грандиозных явлений природы. Человек не способен прожить и нескольких секунд без воздуха, не способен жить без воды…, так что есть Природа для человечества? Необходимейшее условие его жизни, да и не только его, всего живого на Земле. Наша планета живая, на ней есть жизнь, и, пока что она единственная во Вселенной – живая планета. Для нас, во всяком случае. И главная задача человечества, каждого человека – сохранение, защита и приумножение Природы на нашей планете. Главный принцип нашей жизни – не навреди! Верно, ребята. И защищать – это основное условие. А как это делать и что может каждый из вас сделать для защиты природы? В своих тетрадях начертите таблицу «Защита природы». Заполните её (3 минуты). Как защищают природу - Что я могу сделать для её сохранения - После выполнения задания можно опросить нескольких ребят, обсудить классом. Учитель: Что ж, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием. И теперь вы знаете, что каждый из вас может защищать природу, тем самым сохраняя её. Подведение итогов. (Чтение стихотворения учителем). Не причини природе зла, Ведь ты и сам ее частица, Она всегда щедра к тебе, Все, что несешь ей, отразится В твоей душе, в твоей судьбе. Иди к земле хорошим другом, Ее защитником иди, Чтоб только- Пенье птиц над лугом, Чтоб мир и солнце впереди! (И.Дружинина) Ребята, наш урок подошёл к концу. Чему же мы научились на сегодня? За выполнение какого задания себя хотите похвалить? (Ответы учащихся) Домашнее задание – стр 51 учебника, составить рассказ по картинке. (записывают задание) Вариант для желающих: Прочтите текст и ответьте на вопросы: Жил на свете человек Альберт Швейцер (1875—1965), выдающийся философ и врач, был немцем по происхождению, хотя жил и работал не только в Германии, но и во Франции. Это был очень одарённый и трудолюбивый человек, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3—4 часа. Однажды в детстве друг позвал Альберта пострелять из рогатки в птиц. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал над ним смеяться. И когда мальчики уже приготовились стрелять, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон как голос с неба. Он выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Альберт поступил в соответствии с моральным правилом «не убивай». Швейцер окончил университет, благодаря трудолюбию и упорству стал известным учёным и музыкантом. И вдруг Альберт резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи: в далёкой Африке были очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца жизни лечил людей. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, Швейцер садился писать свои философские труды. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами — благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, — всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому. Подумайте над вопросами: - Какой теории придерживался человек, почему ты так решил? - Какие особенности характера Швейцера ты можешь отметить? - Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? - Близка ли тебе такая позиция (точка зрения)? - Если тебя заинтересовала эта тема, напиши рассказ о любом заповеднике России (где находится, виды растений, животных, правила поведения) До свидания, друзья. Спасибо за урок. Литература и источники Интернет: 1. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2016.- 160 с.: ил. 2. http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/images/5/5f/OOPT_TO.jpg http://trasa.ru/region/tomskaya_zapov.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/18246 http://luboznaiki.ru/opredelenie/zapovednik.html https://sib.fm/news/2016/01/13/vasjuganskoe-boloto-stanet-zapovednikom https://traditio.wiki/ http://etnic.ru/etnic/narod/evenki.html http://green.tsu.ru/oopt/?p=457 http://www.zoopicture.ru/stellerova-korova/ http://odyvanthic1.narod.ru/konsult1.html https://ok.ru/korablik/topic/65240385811885 Поделиться: |