Поиск по сайту

Методическая разработка урока в 5 классе "Бережное отношение к природе" (ОДНКНР)


Авторcтво: Стеценко Инна Геннадьевна, методист, заместитель директора, Федоренко Наталия Владимировна, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


     Особенность курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с формированием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: освоение нового знания направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Одна из ключевых тем курса посвящена взаимодействию человека с Природой и целью этого занятия является формирование у школьника понимания Природы как необходимого условия жизни человека на Земле.
Цель урока: Формировать понимание Природы как необходимого условия жизни человека на Земле и роли человека как её главного охранителя и защитника;

Задачи урока:

   1. Воспитывать у детей ответственность за состояние Природы как необходимого условия собственной жизни и здоровья;
   2. Формировать в сознании детей связку «сохраняем и приумножаем Природу – продлеваем жизнь человечества на планете Земля»;
   3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;
   4. Развивать желание больше узнать о природном разнообразии родной страны и традициях, связанных с жизнью в природе её народов;
   5. Пробуждать желание учащихся активно защищать природу, помочь осознать личную причастность к делу её охраны.
Предметные УУД:

- Формирование представлений о правилах нравственного поведения в природе.
- Повышение экологической грамотности детей.
- Возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной, письменной и схематичной формах.

Личностные УУД:

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
- Проявление интереса к новому учебному материалу;
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.


Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2018.- 160 с.: ил.

Оборудование (ресурсы): компьютер с мультимедийным проектором; презентация учителя (PowerPoint).

                    Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
Определение темы урока, целей (на слайде картинки, иллюстрирующие уважительное и бездумное отношение людей к природе).
Учитель: Рассмотрите картинки на слайде, распределите их на 2 группы. (Выполняют задание).
Скажите, почему вы разделили их именно так? (Дети поясняют: «хорошее» и «плохое» отношение к природе).
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке? (Об отношении к природе). А каким оно должно быть, на ваш взгляд? (хорошим, бережным).
Сформулируйте тему нашего урока («Бережное отношение к природе»). Запишите тему в тетради (тема на слайде).
- На какие вопросы мы ответим в ходе изучения этой темы? (Почему необходимо защищать природу? От кого, от чего? Что значит бережное отношение, как можно судить о культуре человека по его отношению к природе, как можно защитить природу).
Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди так относились к природе, как сейчас? (Нет. Раньше не так.) А как раньше люди относились к природе? (отвечают: брали только то, что нужно для жизни, не загрязняли). Верно. Но это не всё.
Рассказ учителя: В древности люди не отделяли себя от природы. Они не знали её законов, не могли объяснить природные явления, которые происходят вокруг них. Всё неизвестное пугало их. Человек ощущал рядом с собой невидимые таинственные и живые силы природы, от которых зависела его жизнь. Живя в природе, полностью завися от неё, наблюдая, познавая её, он ощущал себя частью этой великой силы. Он был убеждён, что солнце и луна, гроза и дождь, деревья и травы – живые явления, они как люди, могут страдать, думать, радоваться, обижать и помогать. И человек их обожествлял.
Самостоятельная групповая работа.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Я вам выдам карточки с текстом о том, как разные народы относились к природе. Вы должны их изучить, проанализировать, рассказать нам и объяснить такое отношение. У вас есть на это 5 минут. (Через 5 минут представитель каждой группы рассказывает об отношении к природе разных народов).
Давайте сделаем вывод (Народы обращались с землёй, как с живым существом, заботились о ней, с уважением относились к животным, особенно к тем, на кого охотились).
А вот как наши предки – древние славяне относились к природе. (Рассказ ученика).
        Как и многие народы, древнеславянские племена были язычниками. Но, в отличии от египтян или греков, они не создали сложного пантеона богов, а верили в покровителей стихий. Например, наиболее почитаемое божество - Перун - считался повелителем грозы и молний, существовали также и культы других высших сил, которые отвечали за огонь, воду, плодородие и т.д. Более того, для славян было характерно наделять душой многие неживые объекты. Например, существовали обряды, связанные с поклонением деревьям (в большинстве случаев березам), духам водоемов (знаменитый праздник Ивана Купалы) и т.д. Даже у пшеницы в поле был собственный защитник - полевик. Все это заставляло славян относиться уважительно к любому объекту природы и оберегать его, во многом, опасаясь мести живущего в нем духа.
        Какому отношению к природе можно поучиться у древних славян?
Итак, в жизни наших предков природа была не просто привычным окружением, но и магической средой, которая могла дать силу и человеку. Из всех особенностей отношения древних славян к природе можно выделить следующие, которые больше всего пригодились бы современному человеку:
   1. Бережность: мы тратим природные ресурсы, рубим лес, охотимся на животных, а наши предки делали все в меру, чтобы не обеднять окружающую среду.
   2. Забота: древние славяне знали, что вредить дереву и даже обычной траве нельзя, ведь они тоже часть природы, но мы об этом, к сожалению, забыли.
   3. Знание: сегодня человек знает лишь о малом количестве лекарственных и съедобных растений, наши же предки были настоящими специалистами и могли назвать множество животных и растений в любом лесу.
   4. Гармония: человек - это часть природы, и раньше люди об этом помнили. Зато сейчас мы полностью противопоставили себя естественной среде и пытаемся отгородиться от нее, что плохо и даже ненормально.

Молодцы, ребята. Скажите, можно ли сказать, что предки современных народов, проживающих на территории нашей страны бережно относились к природе? (Да).
А как вы относитесь к ней? (Да)
Сейчас мы это проверим. (Физкультминутка)
Сыграем в игру. Я буду говорить: «Встаньте те, кто…». А те, к кому это относится, должны, соответственно, вставать. Итак, начнём.
Встаньте те, кто: - любит ходить в походы;
- любит собирать цветы;
-любит выращивать цветы;
- посадил хоть одно дерево;
- кто любит животных;
- у кого есть домашние животные;
- кто готов защищать природу;
- кто бережно относится к природе.

Прекрасно. Мы узнали, что вы любите цветы, животных, многие из вас бережно относятся к природе и готовы её защищать. Так что-же всё-таки значит «бережное отношение к природе»? (Дети отвечают – заботиться о ней, защищать).
Подумайте и скажите, что включает в себя это понятие – Природа? (Воздух, Вода, Земля, Солнце, Леса).
А теперь подумаем о степени важности каждого из этих грандиозных явлений природы. Человек не способен прожить и нескольких секунд без воздуха, не способен жить без воды…, так что есть Природа для человечества? Необходимейшее условие его жизни, да и не только его, всего живого на Земле. Наша планета живая, на ней есть жизнь, и, пока что она единственная во Вселенной – живая планета. Для нас, во всяком случае. И главная задача человечества, каждого человека – сохранение, защита и приумножение Природы на нашей планете. Главный принцип нашей жизни – не навреди!
Верно, ребята. И защищать – это основное условие. А как это делать и что может каждый из вас сделать для защиты природы? В своих тетрадях начертите таблицу «Защита природы». Заполните её (3 минуты).
                   Как защищают природу  - 
                   Что я могу сделать для её сохранения   -
После выполнения задания можно опросить нескольких ребят, обсудить классом.
Учитель:  Что ж, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием. И теперь вы знаете, что каждый из вас может защищать природу, тем самым сохраняя её.
Подведение итогов. (Чтение стихотворения учителем).
Не причини природе зла,
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе,
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только-
Пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди!
(И.Дружинина)

Ребята, наш урок подошёл к концу. Чему же мы научились на сегодня? За выполнение какого задания себя хотите похвалить? (Ответы учащихся)
Домашнее задание – стр 51 учебника, составить рассказ по картинке. (записывают задание)
Вариант для желающих:
 Прочтите текст и ответьте на вопросы:

      Жил на свете человек Альберт Швейцер (1875—1965), выдающийся философ и врач, был немцем по происхождению, хотя жил и работал не только в Германии, но и во Франции. Это был очень одарённый и трудолюбивый человек, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3—4 часа.
      Однажды в детстве друг позвал Альберта пострелять из рогатки в птиц. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал над ним смеяться. И когда мальчики уже приготовились стрелять, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон как голос с неба. Он выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Альберт поступил в соответствии с моральным правилом «не убивай». Швейцер окончил университет, благодаря трудолюбию и упорству стал известным учёным и музыкантом. И вдруг Альберт резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи: в далёкой Африке были очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца жизни лечил людей. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, Швейцер садился писать свои философские труды.        Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами — благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой.
      Убить цветок, считал философ, — всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.

       Подумайте над вопросами:
-  Какой теории придерживался человек, почему ты так решил?
-  Какие особенности характера Швейцера ты можешь отметить?
-  Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку?
-  Близка ли тебе такая позиция (точка зрения)?

-  Если тебя заинтересовала эта тема, напиши рассказ о любом заповеднике России (где находится, виды растений, животных, правила поведения)

До свидания, друзья. Спасибо за урок.

                         Литература и источники Интернет:

       1. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2016.- 160 с.: ил.

       2. http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/images/5/5f/OOPT_TO.jpg http://trasa.ru/region/tomskaya_zapov.html
           http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/18246
           http://luboznaiki.ru/opredelenie/zapovednik.html
           https://sib.fm/news/2016/01/13/vasjuganskoe-boloto-stanet-zapovednikom
           https://traditio.wiki/
           http://etnic.ru/etnic/narod/evenki.html
           http://green.tsu.ru/oopt/?p=457
           http://www.zoopicture.ru/stellerova-korova/
           http://odyvanthic1.narod.ru/konsult1.html
           https://ok.ru/korablik/topic/65240385811885




Поделиться: