Авторcтво: Васильева Виктория Георгиевна, учитель музыки ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга |
Музыка - язык чувств. Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает эмоциональный отклик, заставляет думать, размышлять. В музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста большую роль играют занятия в музыкальном оркестре. Вся деятельность, проводимая в оркестре, направлена на развитие творческой активности, музыкальных способностей учащихся, интереса и любви к музыке, углубление их музыкальных знаний, формирование соответствующих умений и навыков. Участие в музыкальном оркестре имеет большое значение для развития коммуникативных качеств личности младших школьников.
Коммуникативные качества развиваются в процессе установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла, передаваемой и воспринимаемой информации. Это процесс, связанный с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями. Коммуникативные качества личности формируются и развиваются при взаимодействии с другими людьми. Поэтому внеурочные занятия в инструментальном оркестре как нельзя лучше укрепляют дружбу между учениками, дают повод для дополнительных встреч. Музыкальный оркестр - прекрасное место для общения учащихся начальной школы. Навыки плодотворного и бесконфликтного общения в коллективе при осуществлении совместной деятельности формируют у ребят такие коммуникативные качества, как терпимость, уважение к каждому члену коллектива, умение взаимодействовать с разными людьми, уступать, договариваться, приходить к компромиссному решению.
Цель внеурочных занятий в музыкальном оркестре – помочь каждому ребенку стать человеком с музыкой в душе. «Человек с музыкой в душе» способен преобразить мир. Все полученные знания и умения оркестранта реализуются учащимися на сценической школьной площадке и за ее пределами. Участие в музыкальном оркестре позволяет полнее раскрыться личности ребенка и сформировать собственный взгляд на мир, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, способствует реализации музыкального таланта и положительно влияет на осознанный выбор дальнейшей деятельности. Руководителю музыкального оркестра необходимо создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом, а для слаженной работы в оркестре важно воспитать умение сотрудничества в коллективе. Девиз нашего школьного оркестра - играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
Формы и методы организации работы нашего школьного оркестра включают: прием детей в оркестр по желанию, отбор содержания занятий, обсуждение музыкальных произведений вместе с детьми. Работа инструментального оркестра осуществляется в соответствии с положением о формировании самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. В оркестре существует структура распределения творческих обязанностей: дирижера оркестра, его заместителя, сценариста, декоратора-оформителя.
Исполнение музыкального произведения ребенком – одна из наиболее доступных форм музыкального воспитания. Осмысленное, выразительное исполнение музыкального произведения оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них разные чувства, эмоции и способствуя их духовному и эмоциональному развитию. Выразительное исполнение музыкального произведения требует определенного эмоционального состояния. Войти в это состояние детям бывает трудно из-за общей зажатости, стеснительности. Для преодоления этого недостатка в процессе разучивания произведения детям предлагаются различные упражнения.
*Приветствие «Бабочки на ладонях»:
Дети кладут руки ладонями вверх.
Учитель: «Закройте глаза. На ваши ладони (пальцы врозь) будут садиться бабочки и здороваться с вами. Бабочка села на ладонь Вани, Маши» и т. д. Дети должны поднять тот палец, на который села бабочка и сказать о своих ощущениях.
*«Три слова»:
Необходимо каждому участнику рассказать о себе в трех словах.
*Игра «клубочек»:
Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе и сплоченности; развитие умения действовать согласованно.
Материалы: клубок прочных ниток.
Ход игры: Педагог и дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и педагог соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, чтобы ниточка не порвалась, что ребята в группе всегда будут так же крепко дружить.
*«Волшебная палочка» (мячик)
Цель - учить оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение публично.
Детям демонстрируется «волшебная палочка».
- Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас она у меня. Значит, я – водящий. Выбираю себе партнера. Задаю вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки ответившего, если нет, останется у водящего. Все остальные участники будут следить за правильностью ответов и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. Если нет, сообщите об этом топаньем.
Умение выразительно исполнить музыкальное произведение позволяет ребенку выразить огромную палитру чувств и эмоций. Важность и значимость умения эмоционально выразить себя в процессе исполнения музыкального произведения не вызывает сомнений. Дети, умеющие выражать свои чувства и эмоции, а не подавлять их в себе, вырастают гармонично развитыми, уравновешенными, готовыми к преодолению различных жизненных трудностей. Представляем некоторые игровые приемы организации музыкальных занятий, представленные в музыкальной сказке.
Учитель: Сегодня я расскажу вам музыкальную сказку.
*Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?»
В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные, очень красивые инструменты. А какие это были инструменты, вы мне сейчас скажете сами. Дети закрывают глаза и пытаются на слух определить звучащий инструмент.
*Музыкально-дидактическая игра «Придумай и повтори».
Выносят два стола с заранее приготовленными музыкальными инструментами. Приглашаются два ученика. Они подходят к столам и встают спиной друг к другу. Один придумывает свой ритм и исполняет его на любом инструменте. Другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритм.
Но слушайте, что же было дальше. Однажды в магазин заглянул дирижёр очень известного оркестра. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр новыми звуками. Но, увидев на полках столько чудесных инструментов, он растерялся и не знал, что ему выбрать. Тогда дирижёр предложил инструментам показать, на что каждый из них способен, чтобы можно было определить лучшие из лучших. Дирижёр предложил сыграть в игру «Музыкальные бусинки».
*Ритмическая игра на сохранение темпа и метра «Музыкальные бусинки»: каждый ребёнок исполняет на своём инструменте один звук – музыкальную бусинку. Дети играют строго по очереди друг за другом. Педагог дирижирует, стоя в центре круга. Он рукой показывает вступление инструментам, стараясь сохранять ровный метрический пульс.
Похвалив все инструменты, дирижёр предложил им сыграть ещё в одну игру.
*Ритмическая игра на ускорение и замедление темпа «Карусель»: дирижёр, стоя в центре круга, предлагает детям покататься на музыкальной карусели: она сначала крутится медленно, а потом всё быстрее.
Дирижёр всё-таки пока не успел рассмотреть все инструменты как следует и поэтому попросил их «завести хоровод».
*Музыкально-дидактическая игра «Хоровод» под музыку к танцу летка-енка. Эта игра позволяет детям обмениваться инструментами. Первая часть: дети идут с инструментами по кругу, ритмично играя на них. Вторая часть: кладут инструменты на стулья и берут инструмент, который оказался рядом, и играют на нём.
Дирижёр похвалил инструменты за хорошую игру, но так и не смог выбрать себе лучший, поэтому пригласил их всех играть в своём оркестре. И вот наступил день первой настоящей репетиции. Инструменты с самого утра заняли свои места и стали ждать дирижёра. Дирижёр пришёл на репетицию строгий, подтянутый и сразу попросил внимания. Началась репетиция оркестра.
*Игра с динамикой «Ветер-ветерок-ветрище».
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку. Сделайте едва заметное колебание пальцами (очень тихо). Травинка задела соседние – и вот уже по лесу полетел лёгкий шорох: пошевелите пальцами более заметно (тихо). Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты: медленно поднимайте вверх кисть руки и опускайте в ритме дыхания (маленькое крещендо и диминуэндо). Ветерку надоело сидеть внизу, и он сразу залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю: резко разведите руки на большое расстояние вертикально и сделайте энергичное тремоло кистями (очень громко). Но вдруг он снова решил пошутить, спрятался на земле под листиком и затих: резко сомкните ладони без движения (тишина, конец, пауза). Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но, добравшись до середины, упал: постепенно крещендо руками, разводя их, и полная тишина. Репетиция прошла успешно и дирижёр предложил устроить небольшой концерт.
Педагог-руководитель инструментального оркестра должен творчески подходить к отбору репертуара. Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. Подержав в руках бубен, он захочет сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если будет отсутствовать музыкальный интерес в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок» скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре, должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего, жанровой или образной (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж). Рекомендуется предложить маленьким музыкантам «Марш Радецкого» (Штраус - отец). В музыке марша слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Хлопать в ладоши под музыку этого марша позволено даже на больших приемах и Венском балу. Можно детям позволить погреметь и пошуршать под великую музыку. Для исполнения в оркестре интересны детям польки (народная, финская, классическая – С.В.Рахманинова), песни из мультипликационных фильмов.
После окончания занятия на выходе из класса дети обязательно прикрепляют на стенд свои эмоции. Чем они выше и положительнее, тем цвет более яркий и теплый. В целом образуется пятно теплого солнечного цвета.
Оркестр - это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения, решающий все задачи как единое целое. А это все возможно только в том случае, если дети умеют общаться друг с другом, умеют слушать и слышать соседа, товарища или просто другого человека. Все это возможно, если детям искренне нравиться то, чем они занимаются.
Литература
1.Барсова И. А. Книга об оркестре. - М., Музыка, 1978.
2.Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе. Книга для учителя. - М., 2001.
3.Лаптев И.Г. Оркестр в классе. - М., 1994.
Поделиться: