Авторcтво: Шевченко Инга Станиславовна, директор, Ведерникова Ольга Васильевна, методист, Салова Ида Григорьевна, к.п.н., методист ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Сегодня образование – это не только вхождение в культуру (освоение ее продуктов - духовности, ценностей, нравственности, морали, смыслов, традиций, наук, искусства, экономики, технологий, знаний, компетенций), но и формирование готовности к проявлению себя в культуре, к преобразованию, обновлению - культуротворчеству. Культуротворчество и культуротворческая функция образования и воспитания в концепции общего образовании 21 века является доминантой. Культуротворческая направленность общего образования обусловлена ценностными установками ФГОС общего образования.
ФГОС общего образования провозглашает смену парадигмы образования от «Человека Разумного» парадигмой к «Человеку Культурному», что отражено в национальном идеале: это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Достижение этого идеала выступает как сверхзадача современной российской школы. В качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС, названы духовность, нравственность, стремление к творчеству, компетентность, что определяет необходимость развития представлений о духовных идеалах и ценностях, составляющих основу нравственности и творческой деятельности. Таким образом, ожидаемым результатом образовательной деятельности является формирование духовно-нравственной личности, отличающейся социально-активной позицией, способностью к культуротворчеству, самоопределению и самореализации.
Перед образованием поставлена сложная задача – воспитать духовных и нравственных людей, способных к самоопределению в культуре (культуротворчеству). Духовность определяет ценностные смыслы, нравственность задает способы действия, значит, духовно-нравственное становление и развитие личности следует понимать как культуротворчество. Культуротворчество – это проявление продуктивности обучения, выражающееся в способности учащихся к конструированию культуры, готовности открывать мир впервые и создавать собственные культурные продукты.[5] К культуротворчеству относятся разные виды продуктивной творческой самостоятельной деятельности учащихся (по ФГОС это системно-деятельностный подход) – интеллектуальной, исследовательской, технической, художественно-эстетической, а также интеграция естественнонаучного и гуманитарного, интеллектуального и эмоционального познания. Культуротворческая функция образования – создание образовательной среды, способствующей развитию духовных сил и способностей, обеспечивающей активную, продуктивную познавательную творческую деятельностью (личностные и метапредметные УУД). Культуротворческий аспект ФГОС отражен в его требованиях: *школа должна воспитать поколение нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в условиях информационного общества и экономики, основанной на технологиях и знаниях; *приоритетом ФГОС является не сумма знаний, а опыт продуктивной творческой деятельности (культуротворчество), способствующей становлению и развитию личности школьника.
Критерии качества образования также приобретают культуротворческий характер: критериями становятся не столько знания, умения и навыки (которые являются лишь средствами образования), а интеллектуальная развитость, исследовательская и художественно-творческая активность, воспитанность и здоровье учащихся, готовность к коммуникации, сотрудничеству, взаимодействию. Следовательно, перед школой поставлена задача - реализовать культуротворческую направленность ФГОС.
На культуротворческие принципы опирались отечественные педагогические концепции XIX в. и первой половины ХХ в., ориентированные на ценности русской национальной культуры, а также на воспитание личности человека национальной культуры, духовного, нравственного, свободного саморазвитием культуры (Н. Карамзин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, С.Т.Шацкий, В.Сухомлинский). [1] В 90-х годах ХХ столетия профессор РГПУ им. А. И. Герцена, член-корреспондент Российской академии образования А. П. Валицкая стала автором и активным воплотителем культуротворческой модели образования в современной школе. [2,3,4] Ее монография «Новая школа России: культуротворческая модель» стала программным документом для экспериментальной и инновационной деятельности многих школ России, в том числе и для ГБОУ Лицей № 101. Основные концептуальные положения А.П.Валицкой высказаны в середине 90-х гг. 20 века, но стали особенно актуальны в настоящее время, в 21 веке, в контексте ФГОС. Педагогический коллектив лицея работает в контексте концепции А.П. Валицкой с 1994 года по настоящее время. Свою образовательную деятельность по реализации ФГОС лицей продолжил на основе культуротворческой концепции ФГОС и традиций культуротворческой школы. Концепция культуротворческой школы легла в основу Программы развития лицея на период с 2016 по 2020 гг. и инновационной деятельности педагогов в рамках опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Духовно-нравственное воспитание учащихся лицея на основе культуротворческого подхода» при Международной академии наук экологии и безопасности. [6]
Ключевым элементом воспитания ФГОС определяет школьный урок. ФГОС предполагает, что воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания, то есть урок организуется на основе интеграции научной и духовно-нравственной картин мира. Поэтому ФГОС ориентирует педагогов на деятельностные образовательные технологии, опирающиеся на потребности, интересы, инициативу и поиск самих учащихся. Культуротворческая функция учителя – создание условий на уроке и во внеучебное время для продуктивной творческой деятельности учащихся. Таким образом, основным содержанием образования ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание через формирование универсальных учебных действий, личностных и метапредметных, так как духовное и нравственное проявляется в продуктивной творческой деятельности. Неслучайно в числе базовых, ключевых, компетенций ФГОС устанавливает именно культуротворческие:
- готовность ориентироваться в большом многообразии культурных ценностей, ценить их, знать их значение в жизни общества и личности, ценить собственную индивидуальность;
-готовность применять способы деятельности для создания культурных продуктов (духовных, интеллектуальных, материальных);
- готовность осуществлять анализ, самоанализ результатов деятельности и самоанализ личностного развития, как объекта культуры, в процессе деятельности;
- готовность ставить цели, задачи, выбирать условия проведения культуротворческой деятельности; описывать результаты, формировать выводы по проведенной деятельности; - готовность представить, провести презентацию результатов своей деятельности, собственного развития как объекта культуры;
-готовность к интеграции, синтезу знаний из разных предметных областей;
-готовность к коммуникации, сотрудничеству, взаимодействию.
Основные условия реализации культуротворческой концепции ФГОС в лицее:
- развитие учителя творческого типа, готовность учителя к самостоятельному конструированию целостного образовательного процесса в сотрудничестве с коллегами и воспитанниками;
- использование педагогических технологий, направленных на развитие творческого мышления учащихся (проблемное, проблемно-диалогическая технология, проектное обучение; исследовательские технологии; технологии развития критического мышления через чтение и письмо; технология обучения смысловому чтению учебных художественных и естественнонаучных текстов; технология проведения дискуссий; ИКТ-технологии - технологии работы в текстовых редакторах; графические; технологии числовых расчетов, хранения, поиска и сортировки данных, сетевые информационные технологии, технологии мультимедиа); направленных на интеграцию интеллектуального и эмоционального познания (метапредметная интеграция; технология проведения дискуссий; технологии проведения дискуссий и дебатов; технология ‘погружений’, игровые; технологии изучения культурного наследия региона, страны; технологии развития индивидуальных творческих способностей - технологии технического творчества, музейного культуротворчества, музыкальная педагогика, театральная педагогика, художественно-творческие технологии; технологии самостоятельного художественного творчества - студия, клуб, фестиваль, конкурс, концерт, выставка; семейное культуротворчество);
- раскрытие ценностных смыслов учебных предметов;
- вовлечение учащихся в активную интеллектуальную, творческую деятельность во внеучебное время (олимпиады, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции);
- разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Лицей совершенствует действующую модель школы культуротворческого типа в таких направлениях, как:
образовательный диалог, в котором реализуется развитие личности Ученика и Учителя как участников продуктивного педагогического культуротворческого взаимодействия;
творческий поиск коллектива единомышленников в развитии культуротворческой среды и пространства;
единство традиций отечественной педагогики и инноваций в сфере содержания образования, оптимально интегрирующего социо-гуманитарный, естественнонаучный и художественно - эстетический циклы учебных дисциплин;
интеграция общего и дополнительного образования, учебной и внеурочной деятельности, семьи и школы в формах творческой инициативы.
Литература.
1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. –Дубна: Изд-во "Феникс +", 2001.
2. Валицкая А.П.. Новая школа России: культуротворческая модель //Культуротворческий подход в современном образовании как один из факторов устойчивого развития: Материалы Всероссийской Научно-практической конференции/Под ред. И.А.Жерносенко. – Барнаул: ARTИКА, 2007. – 296 с.-С.7- 22 .
3. Валицкая А.П. Урок – событие в культуротворческой школе //Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С.3-14.
4.Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования// Педагогика. -1997. -№ 3. -С. 15-19.
5.Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании//Новые ценности образования: культурная парадигма/Научно-методическая серия/Гл.ред. Н.Б.Крылова. – 2007.-4(34).-С.4-10.
6.Пути развития у школьников универсальных учебных действий: актуальные технологии, примеры из практики/Авторы-составители И.Г.Салова, И.С.Шевченко/. ред. О.В.Ведерникова – СПб: ООО «Архей», 2014.- 200с.
Поделиться: