Поиск по сайту

Культурно-образовательный проект как форма культурной практики дошкольников (на примере тем «Что за прелесть эти сказки!» и «Моя первая домашняя библиотека»)


Авторcтво: Безбородова Марина Евгеньевна, воспитатель, Лигай Арина Борисовна, воспитатель, Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


Одним из направлений модернизации современного дошкольного образования является широкое включением в образовательный процесс проектной деятельности воспитанников, которая позволяет им приобрести не только знания об окружающем мире, но и универсальные умения и навыки, такие как – умение задавать вопросы, планировать свою деятельность, представлять ее результаты, работать индивидуально и в команде. Ученые-дидакты выделяют множество видов и типов детских проектов. Культурно-образовательный проект – один из них. Так же, как и любой учебный проект, он предполагает организацию самостоятельной познавательной, творческой или игровой деятельности детей и строится по принципу пяти «П»: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация.

Вместе с тем, у данного вида проекта есть и определенная специфика (Л. М. Ванюшкина, Е. Н. Коробкова). Отметим несколько важных особенностей культурно-образовательного проекта.

· Слово «культурно-» в названии указывает на особенности его содержания: в центре внимания участников проектной деятельности оказывается определенное явление культуры, отраженное в конкретном понятии. Например, им может стать «книга», «сказка», «библиотека», «музей», «театр», «вещь», «улица», «памятник», «город», «дружба», «взаимопомощь» и пр.

·  Поскольку «культура» (в самом общем философском понимании) – это все, что придумано и создано людьми, это социальный опыт, передающийся из поколения в поколение, то центральная проблема культурно-образовательного проекта всегда касается смыслов и сущности человеческой деятельности. Рассматривая то или иное явление культуры, нам необходимо понять, почему и как оно возникло, зачем существует, какие свойства и качества человека в нем зафиксированы. Проиллюстрируем сказанное конкретным примером. Один из культурно-образовательных проектов, проведенных в детском саду № 93 Выборгского района г. Санкт-Петербурга и адресованных старшим дошкольникам и их родителям, носил название «Что за прелесть эти сказки!». В центре внимания участников проекта оказался такой феномен культуры как «сказка» – особый жанр эпического произведения в фольклоре и литературе, содержание которого основывается на вымысле. Подмечено, что многие современные дети не любят или не понимают сказок, особенно народных. Но все же воспитывающие взрослые (родители, бабушки и дедушки, педагоги детских садов), хоть раз, но читали эти произведения дошкольникам. Поэтому ведущая проблема проекта была сформулирована в следующем виде: «Самый знаменитый в России поэт А. С. Пушкин восхищался сказками. Он говорил: “Что за прелесть эти сказки!” А некоторым детям они не нравятся. Почему же взрослые продолжают читать нам сказки?». Чтобы ответить на этот вопрос, участникам проекта надо было выяснить: Что такое «сказка»? Чем она отличается от других детских произведений (например, стихотворений или рассказов)? Какими они бывают? Кто их сочиняет и кому предназначены (адресованы)? Что нужно знать и уметь, чтобы придумать свою сказочную историю? Что нужно знать и уметь, чтобы понять сказку? Зачем сказки сочиняют и рассказывают? Каждый из перечисленных вопросов становился предметом совместного обсуждения в группе детского сада и в семье.

· Источником информации в культурно-образовательном проекте служат самые разнообразные тексты культуры, доступные для детского исследования. Под «текстами культуры» в данном случае понимаются не только письменные источники, но и материальные (овеществленные) объекты культурного наследия. Так, в проекте «Что за прелесть эти сказки!» дошкольники перечитывали вместе с родителями и воспитателями свои любимые произведения, рассматривали книжные иллюстрации к ним, изучали описанные в текстах предметы быта, исследовали пространство детских игровых площадок, оформление театров, памятники литературным героям, отыскивая в городской среде изображения сказочных героев.

· Организация детского исследования осуществляется в условиях открытого образовательного пространства, что предполагает использование педагогического потенциала различных социокультурных институтов. Без походов в библиотеку, музей, книжный магазин, театр, концертный зал не обходится ни один культурно-образовательный проект. Причем освоение текстов культуры, представленных в указанных социокультурных институтах, осуществляется не в жанре «экскурсии», а в жанре «образовательного путешествия» – совместного исследования проблемы детьми и взрослыми. Помогают организовать поисковую деятельность в различных социокультурных институтах специальные дидактические пособия – маршрутные листы с заданиями. Например, важнейшей частью проекта «Что за прелесть эти сказки!» стало семейное образовательное путешествие на экспозицию одного из городских музеев (на выбор) – Музея истории Санкт-Петербурга, Российского Этнографического музея, Эрмитажа. Здесь дети совместно со своими родителями отыскивали и рассматривали «героев» сказок – старинные предметы, уже вышедшие из обихода или малоизвестные юным горожанам (например, печь, ухват, коромысло, метла, ступа, средневековый ларец, рыцарские латы, оловянный солдатик).

· Неотъемлемой составляющей культурно-образовательного проекта является его творческое начало. В ходе реализации проекта участники создают собственные тексты культуры – сочиняют, рисуют, придумывают нечто новое. Так, проект «Что за прелесть эти сказки!» завершился созданием коллективного творческого продукта: дети вместе с родителями сочинили и проиллюстрировали свою (современную) сказку. При этом каждая семья выполняла только часть творческой работы. Первый участник (выбирался по жребию) – придумывал зачин сказки (3-5 предложений) и записывал его на листы самодельной книжки. Книжка-самоделка передавалась следующей семье, члены которой рисовали картинки к уже сочиненному ранее тексту. Книга вновь «переезжала» в новый дом: третьи участники проекта продолжали придумывать сказку (вновь записывали 3-5 предложений текста) и т.д. В результате подобного «круговорота» книги-самоделки в сочинительстве сказки поучаствовали все воспитанники группы и их родители. Презентация творческого продукта прошла в форме театрализации: дети и взрослые разыграли свою сказку перед другими группами ДОУ.

· Еще одной чертой культурно-образовательного проекта является непредсказуемость решений проблемы проекта, его открытый финал. Многогранность явлений культуры, их «субъективность» (человек – творец и потребитель культуры) позволяет найти множество ответов на центральный вопрос проекта. Причем все версии могут быть одинаково правильными и возможными. «Почему родители читают детям сказки? Для чего они нужны человеку?». Согласитесь, взрослые участники проекта могут отозваться на этот вопрос по-своему: «для того, чтобы научить жизни молодое поколение», «чтобы понять, как устроен мир», «чтобы узнать прошлое своего народа», «чтобы сплотить семью, не прервать связь поколений» и пр. У дошкольников также могут появиться различные мнения по данной проблеме.

Указанные выше сущностные черты культурно-образовательного проекта роднят их с понятием «культурная практика». Поэтому авторы данной работы считают, что культурно-образовательный проект может являться одной из форм культурных практик детей, при условии, если воспитывающие взрослые (педагоги и родители) занимают позицию тьютора, модератора, координатора, фасилитатора, а не учителя и ментора.

В качестве примера организации практики детей опишем более подробно один из культурно-образовательных проектов, который был реализован в детском саду № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга. Название культурно-образовательного проекта – «Моя первая домашняя библиотека».

Цель проекта: создать условия для формирования у детей положительного отношения к чтению.

Участники: воспитанники старшей или подготовительной группы, их родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Рассматриваемое явление культуры: домашняя библиотека – что это такое, как она создается, для чего предназначена.

Объекты культурного наследия, которые являются основой для организации исследовательской деятельности: книги из собраний домашних библиотек детей.

Социокультурные институты, привлекаемые в ходе проекта: районная детская библиотека, городская точка буккроссинга.

Особенность реализации проекта: в центре внимания находится не конкретное литературное произведение или автор, а сам читатель – его вкусы, предпочтения, увлечения.

Проблема проекта: Что домашняя библиотека может рассказать о своем хозяине?

Сроки реализации проекта: около 3-х календарных недель; начало данного проекта приурочено к Неделе детской книги (конец марта), а его окончание к Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля).

Промежуточные продукты проекта: шесть временных (до 2-4-х дней) выставок книг из домашних библиотек – «Книжка, живущая рядом со мной», «Парад удивительных домашних книг», «Умные книжки – умным детишкам», «Наше богатство: выставка самых ценных домашних книг», «Книжки несчастные и счастливые», «Моя любимая книжка».

Итоговый продукт проекта: создание галереи творческих работ (рисунок, коллаж, плакат, поделка и пр.) на тему «Памятник “Я и моя первая домашняя библиотека”».

Возможный вариант оформления визуальной карты проекта. Используется образ лестницы, ведущей к памятнику. Каждая ступень лестницы – это название временной выставки. Рядом указываются сроки ее проведения и задания для семейного исследования или чтения. Ступеньки лестницы ведут к пустому пьедесталу, на котором написано «Я и моя первая домашняя библиотека». Текущее состояние работы над проектом визуализируется с помощью аппликационной фигурки детей – она размещается на определенной ступени лестницы (в зависимости от того, какую выставку дошкольники проводят в настоящий момент). Пустое пространство листа ватмана со временем должно заполниться вариантами ответов детей на центральную проблему. По завершению проекта на свободном от скульптуры пьедестале может появиться коллаж из фотографий итоговых творческих работ детей и их родителей.

Ход проекта (описание работы педагога):

1.  Старт проекта.

В преддверии Недели детской книги обращаем внимание дошкольников на лист плаката «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», которым ежегодно обеспечиваются все дошкольные образовательные учреждения города[i]. Кратко знакомим детей с историей зарождения и сутью праздника «Книжкины именины». Обсуждаем вопрос: есть ли у тебя книги дома? Много ли их? Как называется подобное домашнее собрание книг? Расширяем лексический словарь детей понятиями «личная библиотека», «домашняя библиотека».

Предлагаем воспитанникам познакомиться с собственной библиотекой поближе. Объявляем название нашего проекта и ставим проблему: верите ли вы, что книжки могут не только рассказывать истории о том, что в них написано, но и способны поведать многое о вас – хозяевах домашних библиотек? Тема и проблема проекта фиксируется на визуальной карте проекта.

Просим детей выбрать и принести в группу одну из личных книг – ту, что они еще не читали, но планируют прочитать. Отмечаем на визуальной карте наше «местоположение» и размещаем описание «задания на дом».

2.  Организация выставки «Книжка, живущая рядом со мной».

Задачи данного этапа проекта: расширить представления дошкольников о сущности понятия «книга» и путях формирования домашних библиотек; помочь детям осознать критерии, по которым люди выбирают книжки для чтения.

Выставляем на стеллаже принесенные детьми из дома книги. Рассматриваем их. Обсуждаем, что такое «книга»? Чем она отличается от других изданий – газет, журналов, рекламных листовок, календарей? (при необходимости предоставляем перечисленные предметы для сопоставления)

Выясняем, как появилась принесенная каждым ребенком книга в личной библиотеке. Делаем вывод о путях формирования домашних собраний: покупка, подарок, передача изданий по наследству.

Обсуждаем, почему именно эти книги привлекли внимание детей? Почему их захотелось прочитать? В ходе беседы приходим к выводу о разных основаниях для начала чтения: рекомендации других людей (родителей, друзей, сотрудников книжных магазинов), внешние данные (яркая обложка, интересные картинки), любимый жанр и пр.

Предлагаем взять свою непрочитанную книжку домой и в течение 1-2-х дней с помощью родителей познакомиться с ее содержанием. После этого книга вновь «возвращается» в детский сад на временную выставку. Организуем цикл бесед, в ходе которых дети рассказывают о прочитанном.

В рамках данного этапа также целесообразно организовать посещение детской районной библиотеки, для того, чтобы понять чем домашняя библиотека отличается от общественной.

3. Организация выставки «Парад удивительных домашних книг».

Задача данного этапа проекта: сформировать у дошкольников представление о типах и назначении книг, которые составляют основу их домашних библиотек.

Отмечаем начало нового этапа на визуальной карте проекта: перемещаем аппликационную фигурку детей на вторую ступеньку и размещаем текст поискового задания. Просим детей изучить вместе с родителями свою библиотеку, найти и принести в детский сад самую необычную книгу (по размеру, формату, материалу, из которого она изготовлена и т.д.). Главное условие: книга должна быть прочитана!

Совместно исследуем принесенные детьми книги. Пытаемся понять, какими они бывают. Делаем вывод об их видовом разнообразии: книжки-малышки и книжки-гиганты; книжки-худышки и книжки-толстушки; книжки-тексты и книжки-картинки (альбомы); книжки для чтения и книжки для слушания (аудиокниги); книжки бумажные, электронные и сделанные из непривычных материалов – ткани, пластика, клеенки; книжки, которые нельзя изменить, и книжки, соавтором которых является читатель (т.е. он может дописать, дорисовать и пр.). Размышляем о том, почему книги такие непохожие. В ходе обсуждения помогаем дошкольникам сделать вывод о различном назначении книг: книги для души, для образования, для игры и развлечения.

Предлагаем детям вместе с родителями проанализировать свои домашние библиотеки и выяснить: книг какого назначения в личных собраниях больше и почему? Что может книжное собрание рассказать об увлечениях и вкусах своего хозяина? Итоги семейного исследования обсуждаются в группе.

Временная выставка «Парад удивительных домашних книг» функционируем в группе в течение 1-2-х дней. Дети имеют возможность познакомиться с книгами своих друзей. Некоторые из изданий могут быть зачитаны вслух педагогом, например, перед дневным сном.

4. Организация выставки «Умные книжки – умным детишкам».

Задача этапа: сформировать у дошкольников представление об особенностях книг энциклопедического и справочного характера и необходимости иметь подобные издания в семейной библиотеке.

Просим детей найти в своей личной библиотеке самую «умную» книжку и обязательно познакомиться с ее содержанием (или фрагментом содержания). Отмечаем начало нового этапа на визуальной карте проекта: перемещаем аппликационную фигурку детей на следующую ступеньку лестницы и размещаем текст поискового задания.

«Умные» книги приносятся на временную выставку. Издания рассматриваются дошкольниками. Организуется обсуждение: что такое «умная» книжка? Какие названия носят подобные книги? Для чего они нужны? Как они устроены? Чем отличается внешне от книжек со сказками или стихами?

Обогащаем лексический словарь дошкольников понятиями «энциклопедия», «справочник», «словарь» и т.д. (в зависимости от того, какие издания представлены на выставке). Приходим к выводу о том, что подобные книги очень нужны в семейной библиотеке, особенно, будущим школьникам.

Предлагаем ребятам рассказать о своих открытиях, которые они сделали, изучив литературу энциклопедического характера.

Временная выставка «Умные книжки – умным детишкам» функционируем в группе в течение нескольких дней. Дети имеют возможность познакомиться с энциклопедиями, входящими в библиотеки своих друзей. Отдельные энциклопедические статьи могут быть зачитаны педагогом всем воспитанникам группы, например, перед дневным сном.

5. Организация выставки «Наше богатство: выставка самых ценных домашних книг».

Задача данного этапа проекта: создать условия для формирования у дошкольников ценностного отношения к семейным книжным собраниям, раскрыв основания, по которым книги бережно хранятся в семье и передаются из поколения в поколение.

Продолжаем работать с визуальной картой проекта: «перемещаемся» на новую ступень и анонсируем очередное поисковое задание. Просим детей узнать у родителей, какую детскую книгу в домашней библиотеке, они считают самой ценной и почему. Предлагаем прочитать ее вместе со взрослыми (если ее содержание может быть воспринято детьми старшего дошкольного возраста). С разрешения семьи это издание приносится в детский сад на выставку.

Рассматриваем принесенные книги. Выясняем у детей, что такое «ценность»? Почему их книги можно назвать «ценными»? Обращаем внимание воспитанников не только на материальные (высокая стоимость издания), но и духовные критерии ценности книг. Размышляем, почему обычные недорогие книжки без ярких картинок бережно сохраняются в семейных библиотеках? Делаем вывод о том, что книга может быть реликвией, хранящей память о каких-то важных для семьи людях или событиях. По возможности в ходе дискуссии обращаем внимание детей на некоторые визуальные знаки, раскрывающие или подчеркивающие значимость данного издания для семьи: дату выпуска, памятные надписи, экслибрисы, самодельные обложки и пр. Подводя итог беседы, выясняем: что и как книги рассказывают о своих хозяевах?

Временная экспозиция «Наше богатство: выставка самых ценных домашних книг» функционируем в группе в течение 1-2-х дней. Воспитатель может познакомить всех воспитанников с содержанием некоторых изданий. Важно, чтобы владелец книги также был включен в этот процесс: например, педагог начинает читать текст, а ребенок, уже знакомый с сюжетом, может продолжить разговор – пересказать окончание произведения.

6. Организация выставки «Книжки несчастные и счастливые».

Задача данного этапа проекта: продолжить формирование ценностного отношения к собранию домашней библиотеки, показав возможные способы продления жизни книги.

Просим детей найти в своей домашней библиотеке самую «несчастную» книжку и принести ее на выставку.

Рассматриваем книги и выясняем, почему мы решили, что эти книги несчастны. Делаем вывод, что книги могут «болеть», если хозяин относится к ним небрежно, чувствовать себя забытыми, если их никто не читает, и т.д. Размышляем о том, как хозяин может помочь своим книгам.

Организуем творческую мастерскую: учимся оказывать первую помощь нашим общим книжкам – подклеиваем издания, имеющиеся в детском саду. Читаем «забытые» книжки из библиотеки группы.

Просим детей забрать свою «несчастную» книжку домой и с помощью родителей помочь ей стать счастливой (то есть прочитать ее, подновить). Через 1-2 дня книги возвращаются на выставку в группу. Дети имеют возможность узнать о результатах своей работы.

Параллельно с функционированием выставки, выясняем: что можно делать с книжками, которые ты прочел, и которые тебе больше уже не нужны? Для этого организуем прогулку до ближайшей городской точки буккроссинга и знакомимся с тем, как люди продлевают жизнь своим книгам.

7.  Организация выставки «Моя любимая книжка».

Задача этапа: создать условия для осознания роли книг в жизни человека, дать возможность детям осознать свои читательские вкусы и пристрастия.

Отмечаем начало работы на визуальной карте. Просим детей принести из дома книжку, которую они читали многократно. При необходимости просим еще раз перечитать ее вместе с родителями.

Организуем выставку любимых книг. Обсуждаем, чем интересна каждая книга? Почему мы перечитывали их по нескольку раз? За что владельцы книг полюбили их? В ходе беседы показываем, сколь разнообразна детская литература: сказки, приключенческие рассказы, юмористические произведения, стихи, загадки, научные книги о природе и пр. Выясняем, какой жанр книг больше всего нравится тем или иным детям. Устраиваем временный обмен книгами любимыми книгами: на 1-2 дня даем друг другу прочитать книгу любимого жанра (буккроссинг).

8. Подведение итогов проекта.

Задачи: создать условия для рефлексии результатов реализации проекта, настроить дошкольников на создание творческого продукта.

Организуем просмотр слайд-презентации, содержащую изображения 2-3-х памятников книгам, установленных в различных городах мира (например, Петербург, Сестрорецк, Когалым, Таганрог, Омск, Кошоктон, Берлин и пр.). Обсуждаем, что дошкольники видят? Как можно назвать представленные объекты? Что общего между всеми увиденными памятниками книг? Чем они отличаются друг от друга? Размышляем, почему книгам ставят памятники?

Задумываемся, а поставил бы каждый из нас памятник … своей домашней библиотеке? Обращаем внимание на визуальную карту проекта и надпись на пустующем пьедестале: «Я и моя первая домашняя библиотека». Вспоминаем, что мы узнали в ходе проекта. Для этого еще раз анонсируем центральную проблему проекта («Что домашняя библиотека может рассказать о своем хозяине?») и предлагаем дать свой ответ на вопрос, закончив фразы: «Если домашняя библиотека большая, то ее хозяин ….», «Если в библиотеке много умных книг, то ее хозяин…», «Если книжки все помяты и разорваны, то их хозяин …», «Если в библиотеке много книг, доставшихся от взрослых по наследству, то хозяин …» и т.д. Варианты ответов фиксируются на визуальной карте проекта.

9. Создание и презентация продукта проекта.

В течение недели дети совместно с родителями создают проект памятника себе и своей библиотеке. Презентация творческих работ происходит во время совместного семейного досуга, приуроченного к Международному дню памятников.

Столь подробное описание конкретного культурно-образовательного проекта было дано нами не случайно. Оно позволяет точно понять, какие педагогические эффекты могут последовать из его реализации. Перечислим их:

·  пересмотр детьми и родителями своих читательских привычек;

·  развитие читательского опыта детей (увеличилось число прочитанных совместно с родителями книг, изменилось качество чтения – оно стало более вдумчивым);

·  обогащение представлений дошкольников о предназначении чтения в жизни человека;

· воспитание ценностного отношения к домашним библиотекам, формирование интереса к их собиранию и исследованию;

· развитие читательских умений дошкольников – умения выбирать книги в соответствии с интересами и возможностями, популяризировать книги (рассказывать о прочитанных произведениях).



Литература:

1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012.

2. Чиндилова О. В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Челябинск, 2011.

Чудинова В. П., Голубева Е. И., Сметанникова Н. Н. Недетские проблемы детского чтения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.novsu.ru/file/938499


[i] «Этнокалендарь» представляет собой информационно-справочное пособие для проведения занятий по воспитанию толерантности; в комплект входит книга-буклет, набор настенных плакатов, сборник методических пособий для педагогов по работе с плакатами, медиаприложение на диске с информацией, интерактивной картой и викторинами.




Поделиться: