Авторcтво: Иванова Ольга Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время актуальным стоит вопрос о поиске и применении в практике работы с детьми дошкольного возраста таких методов, которые способствовали бы поддержке детской инициативы, расширяли их кругозор, развивали познавательно-исследовательскую деятельность, помогали в освоении окружающего пространства в доступной и понятной, ребёнку, игровой форме. Часто в практической деятельности мы сталкиваемся с тем, что ребёнок получает роль слушателя и исполнителя, а исследовательская деятельность носит минимизированный характер. Ребёнок делает выводы из того материала, который представил ему взрослый. Используя подобный подход, мы обратили внимание на тот факт, что у детей часто теряется интерес в процессе работы, сложно удержать внимание ребёнка, ответы детей, как правило, выглядят шаблонными. Многие педагоги и психологи отмечают в своих работах, что развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения происходит у ребёнка в опоре на практические действия. «В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески» [2]. Всем хорошо известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Игровая деятельность помогает ребёнку проявлять инициативу, наслаждаться открытиями нового. Методика «Карта исследователя» не ограничивает ребёнка в желании исследовать и познавать, даже наоборот, является стимулирующей познавательно-исследовательскую деятельность, подталкивая к собственным открытиям. Подчеркну важный момент – ответы детей могут быть разными, несмотря на то что, каждому из детей дан один и тот же вариант карты. Таким образом, можно обратить внимание детей на многообразие окружающего мира. Педагог лишь направляет, помогает сделать выводы, подвести общий итог.
Что же такое «Карта исследователя»? Это таблица на 3-4 ячейки с символами, которые могут быть как предметными, например листья деревьев, так и абстрактными, например геометрические фигуры или цветовые пятна (приложение № 1). Последнее поле в таблице – это обозначение дискуссии, когда после поиска ответов мы приносим найденные предметы в обозначенное место, рассматриваем, обсуждаем и делимся впечатлениями или практической деятельности, когда ребёнок может нарисовать, может выложить из мозаики, конструктора, природного материала свои ответы. Использовать данную методику можно как в группе, так и на прогулке. Данная форма работы также помогает детям развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре, в команде.
В группе данную форму работы с «картой исследователя» мы назвали: «Загадка одна, а ответов много». Идея данного занятия заключается в том, чтобы показать детям простые геометрические формы, представленные в многообразии окружающих предметов и окружающего пространства. Данное занятие мы проводим с детьми старшего дошкольного возраста.
В группе появляется герой – Снеговичок. Вместе с детьми обсуждаем, почему именно снеговичок пришёл в гости. В чудесном мешочке Снеговичок приносит для ребят загадку (табличка на пять ячеек: цифра пять, квадрат, прямоугольник, треугольник, беседующие человечки (символ дискуссии) (приложение № 2). Воспитатель вместе с детьми рассматривает загадку: что изображено в таблице, чем похожи картинки, чем они отличаются. Затем детям предлагается поискать ответы на эту загадку в группе. Для этого необходимо поделиться на пары. У каждой пары будет свой «домик» (гимнастический обруч). Все «домики» отличаются по цвету. Каждая пара вытягивает из мешочка цветную ленточку. Какого цвета ленточка досталась, такого цвета и будет «домик» у пары. Каждой паре даётся карточка с загадкой и мешочек, куда можно положить все найденные предметы-отгадки. С детьми оговариваем, как только прозвучит сигнал парам необходимо будет вернуться к своим «домикам» и разложить внутри те предметы, которые они найдут. Командам даётся время на поиск ответов, около 10 минут.
После сигнала все пары собираются возле своих «домиков» и происходит обсуждение: что нашли ребята, почему выбрали именно этот предмет, сколько предметов смогли найти, есть ли в домиках похожие предметы-отгадки и т.д. Здесь можно сделать с детьми вывод, что загадка для всех была одна, а ответов нашли много. Когда обсуждение закончится предлагаем детям от имени Снеговичка игру: «Раз, два, три куда скажу, туда беги!». Правила игры просты: водящий говорит слова: «Раз, два, три – к синему (круглому, маленькому, высокому, деревянному и т.д.) беги!». Задача детей добежать до нужного предмета и, дотронувшись громко или тихо назвать его. После этой игры детям задаём вопрос: все ли дети выбирали в один и тот же синий или круглый, или деревянный предмет? Попросите детей, чтобы дети назвали сначала все синие предметы, которые нашли, потом деревянные и т.д. Обсудите, что предметы могут быть разные.
В мешочке у Снеговичка есть ещё одна игра: «Узнай на ощупь». Для этой игры нам понадобятся фигуры по количеству детей из дидактической игры «Блоки Дьенеша». Встаём в круг на ковре. На ощупь определяем какие фигуры лежат в мешочке у нашего гостя. Затем обсуждаем с детьми, для чего могут понадобиться данные фигуры. Приглашаем наши пары к столам, на которых, в контейнерах, цвета которых соответствуют цветам команд, лежат фигуры из дидактической игры «Блоки Дьенеша». Детям предлагается задание: сложите из фигур тот предмет, который вам захочется! После того, как задание выполнено, каждая пара рассказывает, что она смогла сделать. Подводим детей к выводу о том, что фигуры у каждой пары были одинаковые, а постройки у всех разные.
Перед тем как мы попрощаемся с героем, ребята рассказывают, что им понравилось в игре, а что не очень, что запомнилось больше всего. Все вместе делаем вывод, что на один вопрос, на одну загадку можно найти много ответов и все они могут оказаться разными!
Методика «Карта исследователя» может использоваться и на прогулке. Дети делятся на пары. Затем мы предлагаем рассмотреть «Карту исследователя»: таблица состоит из пяти ячеек: цифра пять, контурное изображение листочка, изображение насекомых, снежинка, символ дискуссии (приложение № 3). Каждой команде выдаётся необходимое оборудование: рюкзачок, баночки для исследования насекомых, маленькие лопатки или совочки. Парам отводится время для проведения самостоятельного поиска и изучения представленных в «Карте исследователя» объектов. Педагог в это время выступает в качестве подсказчика, если это необходимо и наблюдателя. По окончании
времени для исследования все команды собираются в круг для обсуждения. Показывают те объекты, которые им удалось найти.
Предполагаемые вопросы для дискуссии:
Что смогли найти?
Все ли листья одинаковые?
Много ли листьев увидели дети во время поиска?
Где листьев больше, на деревьях или на земле?
Почему листья опали?
Каких насекомых смогли найти?
Почему нет насекомых?
Смогли ли найти снежинки?
Можно ли снежинки принести в сумке? А на ладошке?
Почему не смогли найти снежинки?
Когда появляется снег?
Как вы думаете для чего в карте указана цифра три?
Смогли ли вы найти по три предмета?
Сколько всего предметов смогли найти?
Обсуждаем, что найти не удалось и почему, с чем это может быть связано. Когда каждая пара рассказала о своих находках, педагог предлагает детям из крышечек выложить снежинки. После продуктивной совместной деятельности многие дети предпочитают самостоятельную. Поэтому мы оставляем для детей ящик с крышечками.
Представленные формы работы с «Картой исследователя» показывают, что данный подход нравится детям, они воспринимают процесс исследования как игру. Данная методика позволяет детям быть полноценными участниками образовательного процесса. Дети не устают, с удовольствием занимаются поиском ответов на поставленные вопросы. Задумываются почему в окружающем пространстве происходит так, а не иначе, рассуждают, делятся своими впечатлениями. Мы надеемся, что данный опыт будет полезен педагогическому и детскому сообществам.
Список литературы
1. Лисина Т.В., Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников. – Москва: изд-во ООО ТЦ Сфера, 2014
2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: изд-во Учитель, 2011
3. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. – СПб: изд-во ИРО «Смена», 2005
4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. – Москва: изд-во Факультет психологии МГУ, 2000
5. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет. – Москва: изд-во Педагогическое общество России, 2001.
Поделиться: