Авторcтво: Горлицкая София Израилевна, академик Академии информатизации образования, кандидат педагогических наук, почетный работник образования РФ, доцент Высшей Школы Печати и Медиа технологий СПбГУТПД, преподаватель ИМЦ Выборгского р-на СПб и Суханова Ксения Дмитриевна, методист ИМЦ Выборгского р-на СПб |
На протяжении 4 лет в ГБУ ИМЦ Выборгского района СПб для педагогов ГБДОУ организуются компьютерные курсы повышения квалификации (КПК) по программе «Интерактивные электронные доски (Mimio) в работе преподавателя-предметника». В рамках этих курсов воспитатель, учителя-логопеды и учителя-дефектологи ДОУ разрабатывают комплексы игр, предназначенных для совместной деятельности педагога с детьми. Педагоги выступают ежегодно и демонстрируют свои авторские ЦОР в рамках Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для новой школы», Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», Санкт-Петербургского Международного Книжного Салона. Лучшие проекты регулярно печатаются в журнале РОНО («Ресурсы, обзоры и новости образования»).
Вниманию читателей журнала мы предлагаем проект Светланы Михайловны Ветровой, учителя-логопеда ГБДОУ детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга «Посуда», который предназначен для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
Глобальная цель данной педагогической разработки ‑ обогащение лексики и формирование фонематического и грамматического строя речи детей подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями. Педагог чётко структурирует образовательные задачи, в решение которых данный проект вносит свою лепту:
-
развитие лексико-грамматического строя речи, правильного употребления в речи падежных конструкций и предлогов;
-
формирование фонематических представлений;
-
совершенствование связной речи;
-
обогащение словарного запаса детей;
-
расширение знания детей по теме «Посуда»;
Отметим, что помимо образовательных задач, работа с проектом фактически решает ещё ряд развивающих задач, среди которых выделим такие очевидные, как развитие мыслительных операций в игровой деятельности детей, формирование устойчивого внимания детей во время выполнения игровых упражнений, а также тренировка зрительной и слуховой памяти на разных забавных и увлекательных для детей игровых моментах.
Начиная с первой (по содержанию) игры, где ребёнку предлагается расставить из посудомоечной машины предмет посуды, определить, к какой категории посуды он принадлежит (аргументировать) и разместить на соответствующую полку.
И здесь мы видим развивающий момент, когда ребёнок попытается сформулировать, чем предмет для сервировки отличается от предмета для приготовления пищи или от сосуда для хранения продуктов.
Связанной с предыдущим является игра «Что где хранится?», в ходе которой надо взять нужный продукт и «поместить» в соответствующую посуду и назвать ее. Эта игра, равно как и следующая «Загадки», развивает логическое мышление и сообразительность. Дети с восторгом отгадывают тематических подобранные загадки и проверяют себя нажатием на облачко, появляющееся на экране.
Ряд игр стимулирует развитие простейших навыков счёта, в том числе игра «Посчитай посуду», в ходе которой надо следовать требованию согласовывать существительные с числительными, и «Найди и сосчитай посуду в темной кухне», в которой необходимо, перемещая поваренка по экрану, отыскивать предметы посуды. Несколько игр связаны с персонажем «Федориного горя», и здесь также важно отметить, что во всех играх играющие помогают Федоре, проводят её по лабиринту, раскладывают посуду, подсказывают, где что найти.
Ряд игр нацелен на развитие фонетического представления и активизацию словарного запаса детей по заданной теме, в том числе и упражнения в употреблении женского и мужского рода: «Составь слово из слогов», «Назови части чайника», «Назови ласково», «Разложи посуду в соответствии с количеством слогов в названии».
Классическая игра «Четвертый лишний» также сфокусирована на данной тематике и закрепляет классификационные навыки.
Отметим дополнительно, что такого рода интерактивные игры возможности проекта повышают мотивацию детей к трудным для них видам деятельности, интегрируют образовательные области и дают возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Проект «Посуда»
Поделиться: