Авторcтво: Плукш Дарья Олеговна, учитель истории и обществознания ГБОУ № 453 Санкт-Петербурга, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Тема использования музейного пространства в целях обучения и воспитания подрастающего поколения возникла не сегодня. Сотрудничество школы и музеев было еще в советское время, тогда уже было понятие «музейная педагогика». Но в последние, постсоветские десятилетия эта тема стала особенно актуальной, но при этом приобрела новый контекст. Если ранее это сотрудничество в основном заключалось в проведении образовательных экскурсий для школьников, которые были разработаны музейными экскурсоводами-методистами и организацией циклов лекций на базе музеев, то сейчас возможности значительно расширились.
В 90-е годы прошлого века музеи, особенно регионального подчинения, попали в непростую финансовую ситуацию, многие из них вынуждены были в связи с изменением политической и идеологической ситуации в стране меняться концептуально. Так полностью изменили идею своей экспозиции Государственный Музей политической истории (бывший Музей Революции), Мемориальный музей «Разночинный Петербург» в Казачьем переулке (бывшая мемориальная квартира В.И. Ленина в пер. Ильича), музей-квартира семьи Елизаровых на Петроградской стороне и другие. Методические отделы многих музеев стали активно ориентироваться на детскую и юношескую аудиторию, разрабатывали целые детские программы, интерактивные игры, образовательные путешествия, циклы лекций, образовательные занятия. Ежегодно, уже много лет, музеи города активно участвуют в Фестивале «Детские дни в Петербурге», радуя городскую общественность, в первую очередь родителей с детьми, интересными образовательными маршрутами. Пик сотрудничества петербургских школ и музеев города пришелся на 90-е годы прошлого века и первое десятилетие нашего века.
Однако в последние годы у образовательных учреждений по объективным причинам возникли значительные сложности с организацией выездов на экскурсии, посещением музеев. Это, безусловно, важная и нужная работа, которая органично дополняла школьный образовательный процесс, рискует сократиться до минимума. Санкт-Петербург, его городское, музейное пространство – кладезь знаний, основа для творческого процесса, сотрудничества музейных методистов, учителей, детей и их родителей. Не использовать такой материал – значит пропустить важную часть своей жизни. В последние годы преподаватели стали очень остро ощущать значительный разрыв в мировоззрении с подрастающим поколением. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, но сейчас это пропасть становится критичной. И одна из причин этой пропасти – разные источники информации. Наши дети не используют те источники, которые используем мы. Их единственным источником становится интернет, а точнее социальные сети, в их информационных потоках нет место библиотекам, театрам и музеям. Подростки плохо ориентируются в городском пространстве, зачастую зная только ближайшие станции метро и улицы.
Более 10 лет назад в ГБОУ № 453 Выборгского района был предложен вариант «встраивания» музейных занятий (экскурсий, интерактивных игр) в рабочие программы по разным предметам в разных параллелях. Было предложено организовывать несколько музейных занятий в году (оптимально: 3 - 5) по разным предметам. Это не простая работа учителей предметников, классных руководителей и родительского комитета. Для каждой параллели разрабатывается система музейных занятий, связанных с рабочими программами ряда предметов. То есть для конкретных тем по тому или иному предмету подбирается занятие, которое разработано методистами и экскурсоводами музеев Санкт-Петербурга. Технология в своей реализации проходит несколько этапов: учащиеся изучают тему на уроках, расширяют и закрепляют свои знания на музейном занятии, затем выполняют творческое задание и используют полученные знания для дальнейшего обучения. Разработанные планы такой работы были успешно апробированы в начальной школе в классе учителя Гришиной Светланы Яковлевны, классного руководителя средней школы Беляевой Натальи Николаевны. Активно используют преимущества музейной педагогики и другие учителя школы. Конечно, такая работа возможна только при поддержке родителей учащихся, особенно в начальной школе. В качестве примера можно привести возможные варианты системы музейной работы в параллелях 5 и 6 классов.
Возможный вариант для 5 класса:
Предмет, учебная тема
|
Название занятия (экскурсии)
|
Музей
|
Природоведение (окружающий мир).
Тема «Почва»
|
Интерактивное занятие «Что такое почва?» с использование видео материала.
|
Музей почвоведения им. Докучаева.
|
История.
Тема «Древний Египет»
|
Экскурсия в египетский отдел Эрмитажа.
|
Государственный Эрмитаж.
|
Воспитательная работа (по плану классного руководителя).
Тема «Блокада Ленинграда»
|
Занятие «Блокада и дети» (январь)
|
Государственный музей политической истории.
|
Литература.
Тема «Русское народное творчество: пословицы, поговорки, сказки»
|
Интерактивное занятие «Как рубашка в поле выросла»
|
Российский этнографический музей.
|
Возможный вариант для 6 класса:
Предмет, учебная тема
|
Название занятия (экскурсии)
|
Музей
|
История.
Тема «Средневековые сословия. Рыцарство».
|
«Рыцарь едет на войну»
|
Военно-исторический Артиллерийский музей .
|
География.
Тема «Гидросфера».
|
Интерактивное занятие «Водоворот»
|
Музей воды ГУП «Водоканал»
|
Биология.
Тема «Растения»
|
Интерактивное занятие в оранжерее «Экотропики»
|
Ботанический сад.
|
Такая система не только помогает формировать разносторонний кругозор учащихся, но и составляет у них представление о разнообразии музеев города, во многих из которых они побывали впервые только на учебных экскурсиях. Работа в такой системе имеет и образовательные и воспитательные задачи. Воспитательные задачи сейчас особенно актуальны: формирование уважительного отношения к культурному наследию, бережного отношения к окружающей среде, побуждение к саморазвитию и самосовершенствованию формирующегося человека и гражданина.
Поделиться: