Авторcтво: Иванова Светлана Евгеньевна, Ципина Светлана Владимировна, воспитатели ГБДОУ детский сад №25 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн
В младшем дошкольном возрасте дети только начинают познавать окружающий мир, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них активно проявляется познавательный интерес.
Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. И уровень развития речи прямо пропорционально влияет на развитие личности и характера.
В этот период особое внимание следует уделить воздействию социальных факторов. Один из них – коммуникативная депривация, т.е. недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка, систематической амплификации (обогащение) словарного запаса. В младшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью чтения литературных произведений разных жанров.
Важной задачей обучения дошкольников является развитие речевой активности детей. Один из путей ее решения знакомство с русским народным творчеством, в том числе и со сказками.
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развивает связную логическую речь. Речь становится эмоциональной, образной и выразительной, поэтому очень важна работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя и связной выразительной речью.
Детей младшего возраста особенно привлекают произведения с ритмичностью и неоднократным повторением сюжета. Малыши, многократно повторяя их, запоминают текст. Именно поэтому они просят родителей перечитывать одну и ту же книгу много раз. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители совсем не читают детям сказки. Воспитатели не устают напоминать, что чтение сказок окажет им неоценимую помощь в воспитании и развитии ребенка, в том числе, и речевом.
Сказки помогают детям открыть мир человеческих отношений, чувств, эмоций, они развивают мышление и воображение, дают прекрасные образцы русского языка.
Встреча и знакомство со сказкой – это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро, и любовь, на дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, в том числе, и в работе над связной речью на протяжении всего детского возраста.
У каждой сказки есть своя возрастная аудитория. Младшим детям более понятны сказки о животных и о взаимодействии людей с животными («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и т.п.). Маленькие дети часто идентифицируют себя с животными, легко копируют их повадки, манеры и перевоплощаются в них.
Ребенок проходит длительный путь от наивного участия до более сложных форм эстетического восприятия. Особенности понимания сказок и литературных произведений - это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, а на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Необходимо научить детей слушать и пересказывать сказки, запоминая последовательность развития событий. Ребенок должен различать добро и зло, положительных и отрицательных героев и их поступки. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая внимание к повторению запомнившихся им отдельных слов и выражений, песенок персонажей (например: песенка колобка, козы). Усваивая содержание сказки, дети учатся эмоционально передавать слова разных героев. И даже, если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки не только обогащают воображение ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности. Однако для того, чтобы способствовать эффективному детскому развитию, необходимо уметь знакомить детей со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, ответить на вопросы и читать следующую. Важно более подробно остановиться на содержании сказки, разыграть ее при помощи разнообразных театров (пальчикового, «ложкового», настольного, «Би-ба-бо», с масками). Необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами.
Освоение сказки происходит поэтапно:
- читаем или рассказываем сказку, называем персонажей, характеризуем их;
- задаем вопросы по тексту (даем возможность высказать детям свое мнение, которое, в любом случае, должно быть одобрено) и помогаем отвечать, если возникли трудности;
- раскладываем карточки с последовательностью появления персонажей (используем приемы мнемотехники - это искусство запоминания);
- используем мнемотаблицы, это простые схемы, способствующие лучшему запоминанию;
- заменяем в цепочке одного персонажа любой картинкой;
- с помощью детей воспитатель выкладывает персонажей на ковролине, сопровождая текстом, или использует настольный театр (дети помогают, подсказывают педагогу);
- достаем ширму – домик и используем пальчиковый, «ложковый», «би-ба-бо» театры;
- театр масок, где дети стараются передать интонации и характер персонажа с помощью движений (под фольклорную музыку).
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали. Они предпочитают веселых, неунывающих героев сказок. Искренне радуются вместе с ними.
Театрализация в этом смысле как нельзя лучше подходит в детском саду или семейном кругу для развития речи в младшем возрасте. На первом этапе дети просто слушают взрослого, далее они работают совместно, а затем дети начинают самостоятельно играть (рассказывать и проигрывать) знакомую сказку.
Система работы по использованию театрализованных игр происходит тоже поэтапно:
1. Подготовительный этап:
- подбор книжек с русскими народными сказками;
- иллюстрации по теме;
- изготовление и подбор атрибутов для театрализации (вид театра, маски, ширма);
- изготовление ЛЭПБУКА по теме;
- дидактические игры;
- палочки Кюизенера (с альбомом);
- конструктор (схемы к постройкам см. «Конструирование»);
- доска и бумага (рассказ с опорой на алгоритмы, рисунок, мнемотаблицы);
- материалы для непосредственной ИЗО деятельности;
- музыкально – фольклорные произведения (аудиозаписи);
- трафареты и контуры по теме;
- подготовка и показ презентации или видео по теме;
- физ.минутки, пальчиковые игры по теме;
- техническое оснащение: магнитофон, фотоаппарат, проектор, экран, планшет, ноутбук.
2. Работа с родителями:
1. Ознакомить с целями проекта.
2. Заинтересовать совместным с детьми творчеством.
3. Предложить почитать детям; посетить театр; посмотреть мультипликационный фильм (по теме).
4. Донести фотосъемку по этапам проекта.
3. Основной этап:
• Социально-коммуникативное развитие:
- чтение сказок;
- просмотр, презентации или видео, подготовленного педагогом по данной теме;
- рассматривание иллюстраций по сказкам;
- обсуждение характеров, поведение персонажей;
- создание положительной эмоциональной обстановки, умения взаимодействовать с другими детьми (во время рисования, при театрализованной деятельности, соблюдая очередность в хороводе и т.д.).
• Познание:
- дидактические игры: «Узнай и назови», «Узнай сказку», «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Назови какой?» (сенсорика), «Палочки Кюизенера», «Один – много», «Узнай по тени», «Теремок» (конструирование).
• Речевое развитие:
- звукоподражание;
- Д/И «Продолжи сказку»;
- Д/И «Расскажи, какой?» (характеристика персонажей; составление описательного рассказа);
- обучение рассказыванию с опорой на рисунок или мнемотаблицу;
- выполнять действия в соответствии с текстом.
• Художественно – эстетическое развитие:
- рисование, лепка, аппликация (по теме);
- рассказывание сказок с использованием театров (настольного, магнитного, «ложкового», масок);
- прослушивание сказок с музыкальным сопровождением (аудиозаписи).
• Физическое развитие:
- физ.минутки по теме (должно быть в «Планирование непрерывной образовательной деятельности»);
- развитие мелкой моторики: рваная аппликация, с «прищепками»;
- пальчиковые игры;
- развитие графо-моторных навыков: «обведи по контуру», «заштрихуй»;
• Работа с родителями:
- консультация: «Какие сказки читать ребенку дома»;
- предложить: сходить в театр и изготовить альбомы (билеты, афиша, фото ребенка, рисунок ребенка); посетить зоопарк;
- предложить, совместно с ребенком, выполнить творческую работу по темам сказок.
4. Заключительный этап:
- выставка детских работ по плану воспитателя;
- выставка детских работ, выполненных совместно с родителями;
- выставка альбомов от родителей;
- презентация о проделанной работе (совместный просмотр детей с родителями)
Все сказки-театрализации служат развитию речи, обогащению эмоциональной сферы, развитию воображения ребенка, научат легко импровизировать и развивают творческие способности ребенка.
Литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) 4-е издание. Изд. «Мозаика-Синтез» 2017 год.
2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Первая младшая группа. Изд. «Мозаика-Синтез» 2014 год.
3. Л. Н.Смирнова «Развитие речи ц детей 2-3 лет». Изд. «Мозаика-Синтез» 2012 год.
4. А. Н Павлова «Развивающие игры-занятия м детьми». Изд. «Мозаика-Синтез» 2012 год.
5. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома». Изд. «Мозаика-Синтез» 2014 год.
6. М. Д. Маханева; С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми». Методическое пособие для педагогов и родителей. Творческий центр «Сфера». Москва 2013 год.
7. В. В. Лещинская, А. И. Иевлев. «Развивающие игры с детьми до 3-х лет». Москва. Аделант 2013 год.
Поделиться: